Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1Теоретическиеосновыпроблемыразвитиявоображенияудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениемречи…………………………..6
1.1 Сущность и характеристика воображения…………………………………..6
1.2 Развитие воображения в онтогенезе………………………………………..12
1.3Особенностивоображенияудетейснарушениямиречи………………...17
Глава2Изучениеособенностейвоображениеудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениемречи…………………………………………………….23
2.1 Цель, задачи и методы исследования……………………………………….23
2.2Методическиерекомендации по развитию творческого воображения детей с нарушениями речи……………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Списокиспользованнойлитературы……………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………41
Введение
Умственноеразвитиеребенкапредполагаетформированиеразличныхпсихическихпроцессов,атакжепознавательныхинтересов,накопленияуменийизнаний,формированиеречи, атакжеразвитиеумственныхспособностей.Кмоментупоступлениявшколуотребенкатребуетсямного,втомчислевысокийуровеньразвитиятворческоговоображения.
Творческойдеятельностьюмыназываемтакуюдеятельностьчеловека,котораясоздаетчто-тоновое,всеравно,будетлиэтосозданноекакой-нибудьвещьювнешнегомираилиизвестнымпостроениемумаиличувства,живущимиобнаруживающимсятольковсамомчеловеке (Л.С.Выготский).
Воображение–этонеобходимыйэлементтворческойдеятельности,сущностьпроцессазаключаетсявпостроенииобразапродуктовтруда,атакжевсозданиипрограммыповедениявпроблемнойситуации.
Какдоказываетпрактика,дошкольныйпериод-этовозраст,когдаизодеятельностьчащевсегоявляетсяустойчивымувлечениемнетолько«особоодаренных»,ноивсехдетей,тоестьувлекаядетейвволшебныйсказочныймирискусства,мынезаметнодлянихразвиваемудетейвоображениеитворчество.
КакпоказалиисследованияЛ.С.Выготского,В.В.Давыдова,Е.И.Игнатьева,В.А.Крутетского,Н.С.Лейтеса,Я.А.Пономорева,С.Л.Рубинштейна,Д.Б.Эльконинаи др. воображениевыступаетнетолькопредпосылкойэффективногоусвоениядетьминовыхзнаний,ноиявляетсяусловиемтворческогопреобразованияимеющихсяудетейнавыков,способствуетсаморазвитиюличности,т.е.взначительнойстепениопределяетэффективностьучебно-воспитательнойпроцесса.Однаковпедагогическойпсихологиивопросы,непосредственносвязанныеспроблемамиформированияиразвитиятворческоговоображенияудетей с различными нарушениями речи недостаточноразработаны.Аэтаобластьпредставляетогромныйпотенциалдляреализациирезервовкомплексногоподходавобученииивоспитании.
Исследованиетворческоговоображенияудетейс нарушениями речи несомненно, представляет особыйинтерес,таккаквозникающеесвоеобразиевразвитииречисоздаютопределенныетрудностивразвитиипознавательныхпроцессов.Детиснарушениямиречисбольшимтрудомовладеваютобобщающимзначениемслова,что,безусловно,влияетнауровеньразвитиятворческоговоображения.
Ограниченностьобщениясовзрослымисверстникамилишаетдетейснарушениямиречинеобходимогообъемаинформацииизнанияприемовреконструкцииимеющихсяпредставлений.Поэтомупроцессвоображениявданномслучаевыполняетпомимоотражательнойещеикомпенсаторнуюфункцию.Однаковспециальнойлитературесравнительномалоданныхобособенностяхтворческоговоображенияудетейс нарушениями речи.
Именнопоэтойпричинепроблемаизученияособенностейразвитиятворческоговоображениядошкольниковснормальнойинарушеннойречьюиопределенияпедагогическихусловий,обеспечивающихформированиерассматриваемойпсихическойфункцииуданнойкатегориидетей,приобретаетособуюостроту.
Цельисследования: изучение особенностей воображениядошкольниковснарушениями речи.
Объект:процесс развития воображения.
Предмет:особенностивоображенияудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениямиречи.
Гипотезаисследования:мы предполагаем, что развитиевоображенияудошкольниковснарушениями речи имеет свои особенности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, обработка и анализ результатов эксперимента.
База исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава1 Теоретическиеосновыпроблемыразвитиявоображенияудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениемречи
1.1 Сущность и характеристика воображения
Нарядусвосприятием,памятьюимышлениемважнуюрольвдеятельностичеловекаиграетвоображение.Впроцессеотраженияокружающегомирачеловекнарядусвосприятиемтого,чтодействуетнанеговданныймомент,илизрительнымпредставлениемтого,чтовоздействовалонанегораньше,создаетновыеобразы.
Интерескпроблемевоображениякакпсихическогопроцессавозниксравнительнонедавно-нарубежеXIX-XXвв.Кэтомувремениотносятсяпервыепопыткиэкспериментальногоисследованияфункциивоображения(С.Д.Владычко,В.Вундт,Ф.Матвеева,Э.Мейман,Л.Л.Мищенко,Т.Рибо).Постепенноаспектыизученияэтойпроблемывсеболеерасширяются,разрабатываютсяметодики,позволяющиеэкспериментальнымпутемисследоватьфункциювоображения,делаютсяпопыткитеоретическогоосмысленияполученныхданных,рассматриваютсявопросывзаимоотношениявоображениясдругимипознавательнымипроцессами.Работавэтойобластивеласьпреимущественновдвухнаправлениях:соднойстороны,изучалосьразвитиевоображениявонтогенезе(Л.С.Выготский[4],О.М.Дьяченко[8],Д.Б.Эльконин[23]идр.),сдругой-функциональноеразвитиеданногопроцесса(Е.И.Игнатьев,Э.В.Ильенковидр.).
Особуюактуальностьприобрелиисследованияпоизучению«природы»творчества(А.В,Брушлинский,A.M.Матюшкин,А.Я.Пономарев,В.Н.Пушкин),разработкепринциповиспособовсозданиядиагностическихметодикдифференциальнойпсихологиисцельюраннеговыявленияиразвитиятворческихспособностейудетей(Б.М.Теплов,Д.Б.БогоявленскийА.В.Запорожец,В.А.Крутецкий,А.В.Петровский)[14, c.67].
Такимобразом,впсихологиивозрастаетинтерескпроблемамтворчества,ачерезнегоиквоображениюкакважнейшемукомпонентулюбойформытворческойдеятельности.
Воображение–этопсихическийпроцесссозданияновоговформеобраза,представленияилиидеи.
Воображение–этообразноеконструированиесодержанияпонятияопредмете(илипроектированиесхемыдействийсним)ещедотого,каксложитсясамопонятие(асхемаполучитотчетливое,верифицируемоеиреализуемоевконкретномматериалевыражение) [7, c.30].
Воображение–психическийпроцесссозданияобразапредмета,ситуациипутемперестройкиимеющихсяпредставлений.Образывоображенияневсегдасоответствуютреальности;внихестьэлементыфантазии,вымысла.Есливоображениерисуетсознаниюкартины,которымничегоилималочтосоответствуетвдействительности,тоононоситназваниефантазии.Есливоображениеобращеновбудущее,егоименуютмечтой.Процессвоображениявсегдапротекаетвнеразрывнойсвязисдвумядругимипсихическимипроцессами–памятьюимышлением [2, c.29].
Человекможетмысленнопредставитьсебето,чтовпрошломневоспринималилинесовершал,унегомогутвозникатьобразыпредметовиявлений,скоторымионраньшеневстречался.Воображение тесно связано с мышлением и характеризуетсябольшей,чемпримышлении,неопределенностьюпроблемнойситуации.
Процессвоображениясвойствентолькочеловекуиявляетсянеобходимымусловиемеготрудовойдеятельности.
Воображениевсегданаправленонапрактическуюдеятельностьчеловека.Человек,преждечемчто-либосделать,представляет,чтонадоделатьикаконбудетэтоделать,Такимобразом,онужезаранеесоздаетобразматериальнойвещи,котораябудетизготовлятьсявпоследующейпрактическойдеятельностичеловека.Этаспособностьчеловеказаранеепредставлятьконечныйитогсвоеготруда,атакжепроцесссозданияматериальнойвещирезкоотличаетчеловеческуюдеятельностьот«деятельности»животных,иногдаоченьискусной [11, c.59].
Физиологическуюосновувоображениясоставляетобразованиеновыхсочетанийизтехвременныхсвязей,которыеужесформировалисьвпрошломопыте.Приэтомпростаяактуализацияужеимеющихсявременныхсвязейещеневедетксозданиюнового.Созданиеновогопредполагаеттакоесочетание,котороеобразуетсяизвременныхсвязей,ранееневступавшихвсочетаниедругсдругом.Приэтомважноезначениеимеетвтораясигнальнаясистема,слово.Процессвоображенияпредставляетсобойсовместнуюработуобеихсигнальныхсистем.Всенаглядныеобразынеразрывносвязанысним.Какправило,словослужитисточникомпоявленияобразоввоображения,контролируетпутьстановленияих,являетсясредствомихудержания,закрепления,ихизменения.
Воображениевсегдаестьопределенныйотходотдействительности.Новлюбомслучаеисточниквоображения–объективнаяреальность [3, c.90].
Длявоображенияхарактерното,чтознаниеещенеоформилосьвлогическуюкатегорию,тогдакаксвоеобразноесоотнесениевсеобщегоиединичногоначувственномуровнеужепроизведено.Благодаряэтомувсамомактесозерцанияотдельныйфактоткрываетсявсвоемуниверсальномракурсе,обнаруживаясвойцелостнообразующийпоотношениюкопределеннойситуациисмысл.Поэтомувпланевоображенияцелостныйобразситуациистроитсяраньшерасчлененнойидетализированнойкартинысозерцаемого.
Ведущиммеханизмомвоображенияслужитпереноскакого-либосвойстваобъекта.Эвристичностьпереносаизмеряетсятем,насколькоонспособствуетраскрытиюспецифическойцелостнойприродыдругогообъектавпроцессеегопознанияилисозданиячеловеком [5, c.30].
Впсихологииразличаютпроизвольноеинепроизвольноевоображение.Первоепроявляется,например,входецеленаправленногорешениянаучных,техническихихудожественныхпроблемприналичииосознаннойиотреферированнойпоисковойдоминанты,второе–всновидениях,такназываемыхнеизменныхсостоянияхсознанияит.д.
Средиразличныхвидовиформпроизвольноговоображенияможновыделитьвоссоздающеевоображение,творческоевоображениеимечту.
Воссоздающеевоображениепроявляетсятогда,когдачеловекунеобходимовоссоздатьпредставлениеобъекта,какможноболееполносоответствующееегоописанию[7, c.38].
Творческоевоображениехарактеризуетсятем,чточеловекпреобразуетпредставленияисоздаетновыенепоимеющемусяобразцу,асамостоятельнонамечаяконтурысоздаваемогообразаивыбираядлянегонеобходимыематериалы.
Особойформойвоображенияявляетсямечта–самостоятельноесозданиеновыхобразов.Главнойособенностьюмечтыявляетсято,чтоонанаправленанабудущуюдеятельность,т.е.мечта–этовоображение,направленноенажелаемоебудущее.
Еслипроизвольное,илиактивное,воображениепреднамеренно,т.е.связаносволевымипроявлениямичеловека,топассивноевоображениеможетбытьпреднамеренныминепреднамеренным.Преднамеренноепассивноевоображениесоздаетобразы,несвязанныесволей.Этиобразыполучилиназваниегрез.Вгрезахнаиболееяркообнаруживаетсясвязьвоображенияспотребностямиличности.Преобладаниегрезвпсихическойжизничеловекаможетпривестиегокотрывуотреальнойдействительности,уходуввыдуманныймир,что,всвоюочередь,начинаеттормозитьпсихическоеисоциальноеразвитиеэтогочеловека [4, c.65].
Непреднамеренноепассивноевоображениенаблюдаетсяприослаблениидеятельностисознания,егорасстройствах,вполудремотномсостоянии,воснеит.д.Наиболеепоказательнымпроявлениемпассивноговоображенияявляютсягаллюцинации,прикоторыхчеловеквоспринимаютнесуществующиеобъекты.Приклассификациивидоввоображенияисходятиздвухосновныххарактеристик.Этостепеньпроявленияволевыхусилийистепеньактивности,илиосознанности.
Продуктивноевоображение:отличаетсятем,чтовнемдействительностьсознательноконструируетсячеловеком,анепростомеханическикопируетсяиливоссоздается.Ноприэтомвобразеонавсежетворческипреобразуется.
Репродуктивноевоображение:ставитсязадачавоспроизвестиреальностьвтомвиде,каковаонаесть,ихотяздесьтакжеприсутствуетэлементфантазии,такоевоображениебольшенапоминаетвосприятиеилипамять [13, c.20].
Галлюцинацияминазываютфантастическиевидения,неимеющиепочтиникакойсвязисокружающейчеловекадействительностью.Обычноони-результатнарушенийпсихикиилиработыорганизма-сопровождаютмногиеболезненныесостояния.
Рассмотрим функции воображения:
1. Представлениедействительностивобразахиналичиевозможностипользоватьсяими,решаязадачи.Этафункциявоображениясвязанасмышлениемиорганическивнеговключена.
2. Регулированиеэмоциональныхсостояний.Припомощисвоеговоображениячеловекспособенхотабыотчастиудовлетворятьмногиепотребности,сниматьпорождаемуюиминапряженность.
3. Участиевпроизвольнойрегуляциипознавательныхпроцессовисостоянийчеловека,вчастностивосприятия,внимания,памяти,речи,эмоций.
4. Формированиевнутреннегопланадействий-способностивыполнятьихвуме,манипулируяобразами.
5. Планированиеипрограммированиедеятельности-составлениепрограмм,оценкаихправильности,процессареализации [6, c.50].
Сфеноменомвоображениявпрактическойдеятельностилюдейпреждевсегосвязанпроцессхудожественноготворчества.Так,срепродуктивнымвоображениемможетбытьсоотнесенонаправлениевискусстве,называемоенатурализмом,атакжеотчастиреализм.Общеизвестно,чтопокартинамИ.И.Шишкинаботаникимогутизучатьфлорурусскоголеса,таккаквсерастениянаегополотнахвыписаныс«документальной»точностью.
Чащевсеготворческийпроцессвискусствесвязансактивнымвоображением:преждечемзапечатлетькакой-либообразнабумаге,холстеилинотномлисте,художниксоздаетеговсвоемвоображении,прилагаякэтомусознательныеволевыеусилия.Режеимпульсомтворческогопроцессастановитсяпассивноевоображение,таккак«спонтанные»,независимыеотволихудожникаобразычащевсегоявляютсяпродуктамиподсознательнойработытворца,скрытойотнегосамого [18, c.30].
Работачеловеческоговоображения,разумеется,неограничиваетсялитературойиискусством.Внеменьшейстепенионапроявляетсявнаучном,техническом,другихвидахтворчества.Вовсехэтихслучаяхфантазиякакразновидностьвоображенияиграетположительнуюроль.
Существуютиндивидуальные,типологическиеособенностивоображения,связанныесоспецификойпамяти,восприятияимышлениячеловека.Уоднихлюдейможетпреобладатьконкретное,образноевосприятиемира,котороевнутренневыступаетвбогатствеиразнообразииихфантазий [7, c.90].
Такимобразом,воображение–этоособаяформачеловеческойпсихики,благодарякоторойчеловектворит,разумнопланируетсвоюдеятельностьиуправляетею.Воображение- сложныйпсихическийпроцесс,имеющийнескольковидов:
1)произвольноеинепроизвольное;
2)воссоздающееитворческое;
3)мечтыифантазии.
Воображениевыполняетважнейшиефункции:
1)гностически–эвристическую;
2)защитную;
3)коммуникативную;
4)прогностическую.
Деятельностьвоображенияосуществляетсяспомощьюследующихмеханизмов:комбинирование,акцентирование,агглютинация,гиперболизация,схематизация,типизация,реконструкция.
1.2Развитие воображенияв онтогенезе
ОтечественнымипсихологамиЛ.С.Выготским,В.В.Давыдовым,А.В.Запорожцем,В.А.Крутецким,А.К.Марковой,А.В.Петровским,С.Л.Рубинштейном,Д.Б.Эльконинымидругимибыливыявленыинаучнообоснованыпсихологическиехарактеристикиипсихологическиеновообразованияосновныхвозрастныхпериодовразвитияребенка,формирующиесявруслеведущейдлякаждогоконкретногопериодадеятельности.Л.С.Выготский отмечал, что развитиеновообразованиявстабильномвозрастепредставляетсобойисходныймоментдлявсехдинамическихизменений.Следовательно,изучениезакономерностейвозникновенияиразвитияпсихологическихособенностейикачествличностиребенкавнутриведущейдеятельностиипосредствомее,установлениевозрастнойпреемственностиэтихособенностейслужит«ключом»кпониманиюзакономерностейразвитиявсехпсихическихпроцессовребенка,втомчислеивоображения [4, c.80].
Согласнопериодизациипсихическогоразвития,предложеннойЛ.С.Выготским,воображениеявляетсяцентральнымпсихологическимновообразованиемдошкольноговозраста.
Способностьквоображениюнедаетсясрождения.Воображениеразвиваетсяпомеренакопленияпрактическогоопыта,приобретениязнаний,совершенствованиявсехпсихическихфункций.Всовременнойпсихологиисуществуетбольшоеколичествоисследований,посвященныхразвитиювоображениявонтогенезе.Основнымпредметомизученияявлялисьвозрастныепериодыразвитияитевидыдеятельности,вкоторыхоноразвивалось.Существуютследующиеэтапыразвитиявоображения [4, c.45].
1. Первыйэтап(от0до3лет)–предпосылкамивоображениявыступаютпредставления,которыепоявляютсянавторомгодужизни.Малышввозрастеоколополуторалетузнаетизображенноенакартинке.Воспринятьизобразительныйзнакпомогаетвоображение.Онодостраиваетто,чтонесовсемсоответствуетимеющемусявпамятипредставлению.Приузнаванииребенокнесоздаетничегонового.Поэтомувоображениевыступаеткакпассивныйпроцесс.Оносуществуетвнутридругихпсихическихпроцессов,внихзакладываетсяегофундамент.Опервыхпроявленияхвоображениясвидетельствуетумениеребенкадействоватьввоображаемойситуациисвоображаемымипредметами.
Первыеподражательныеигры,возникающиенавторомгодужизни,ещенезаключаютвсебеэлементоввоображения.Однойизпричинвозникновениявоображенияявляетсяпсихологическаядистанциямеждуребенкомивзрослым,ребенкомиобъектомегожелания.Ребеноквоспринимаетосновныедействиявзрослого,ноотражаетихобобщенноиусловно,передаваялишьихсмысливнешнийрисунок[10,с.75].
Развитиеначальныхформвоображенияуребенкараннеговозрастасвязанособобщенностьюигровыхдействийиигровыхпредметов,атакжестем,чтоврепертуаригровыхдействийпрочновходятзамещения[11,с.5].
ПоданнымВ.А.СкоробогатоваиЛ.И.Коноваловоймалышнесразуоткликаетсяназамещение,котороепредлагаетвзрослый,аиграеттолькосреальнымиигрушками.Переломнаступаеттогда,когдаребенокотказываетсяиспользоватьлюбоезамещение,предлагаемоевзрослыми.Важнейшимфактором,которыйобеспечиваетвозможностьпереносазначениянадругиепредметы,являетсяпоявлениеречевыхформ.Освоениеречиприводитктому,чтовигрепоявляютсяпервыесамостоятельныезамещения.Складываетсяновыйспособдействияспредметамизаместителями-полноценноеиспользованиезамещений.Выборпредметов-заместителейстановитсяосознаннымисопровождаетсяразвернутымивысказываниями.Такимобразом,вигровойдеятельностидетейраннеговозрастазарождаютсятворческиеэлементы.Ребенокнафонеинтересакновомувидуактивностибыстроначинаетотступатьотобразовдействий,задаваемыхвзрослыми,вноситвнихсвоинюансы.Новоображениеимеетрепродуктивныйхарактер[23,с.48].
2. Второйэтап(от3до4лет)–происходитстановлениесловесныхформвоображения.Натретьемгодужизнипотребностьвигровойдеятельностистановитсясамостоятельнойпотребностьюребенка,хотянуждаетсявподдержкеипоощрениивзрослого.Основнымподдержаниемигрыявляетсяразвернутаяориентировкавпредметнойсторонечеловеческойдеятельности.Этаориентировканачинаетсясподражаниядействиямвзрослогоиразвиваетсяпопутисамостоятельноготворческогопостроенияобразовдействияспредметами,покаещесопоройнареальныеобъекты.
Следовательно,показателямиразвитиявоображениявигреявляются:разнообразиесюжетов,действиеввоображаемойситуации,самостоятельныйвыборпредмета–заместителя,гибкостьвизменениифункцийиназванияпредметов,оригинальностьзамещенияигровыхдействий,критичностькзамещениямпартнера.
Появляетсяаффективноевоображение,связанноесосознаниемребенкасвоего«Я»иотделениемсебяотдругихлюдей.Воображениеужестановитсясамостоятельнымпроцессом[11,с.67].
3. Третийэтап(от4до5лет)–вэтомвозрастевозрастаюттворческиепроявлениявдеятельности,преждевсеговигре,ручномтруде,рассказыванииипересказе.Появляютсямечтыобудущем.Ониситуативно,нередконеустойчивы,обусловленысобытиями,вызвавшимиуребенкаэмоциональныйотклик.Воображениепревращаетсявособуюинтеллектуальнуюдеятельность,направленнуюнапреобразованиеокружающегомира.Опоройдлясозданияобразаслужатнетолькореальныйобъект,ноипредставления,выраженныевслове.Воображениеостаетсявосновномнепроизвольным.Ребенокещенеумеетруководитьдеятельностьювоображения,ноужеможетпредставитьсостояниедругогочеловека.Воссоздаваемыеобразыдифференцированы,содержательныиэмоциональны[11,с.75].
4. Четвертыйэтап(от6до7лет)–вэтомвозрастевоображениеноситактивныйхарактер.Внешняяопораподсказываетзамысел,иребенокпроизвольнопланируетегореализациюиподбираетнеобходимыесредства.Происходитростпроизводительностивоображения,этопроявляетсявразвитииумениясоздаватьзамыселипланироватьегодостижение.Воссоздаваемыеобразывыступаютвразличныхситуациях,характеризуясьсодержательностьюиспецифичностью.Уребенкаразвиваетсяумениедействоватьвобразномплане,возникаетинтериоризированноевоображение,тоестьпереходитвовнутреннийплан,необходимостьвнагляднойопоредлясозданияобразовисчезает.Появляютсяэлементытворчества.
Вдошкольномвозрастеуребенкапоявляетсяособаявнутренняяпозиция,авоображениеужестановитсясамостоятельнымпроцессом.Принимаявовниманиетотфакт,чтовоображениеразвиваетсявразныхвидахдеятельности,наиболеепродуктивнымвдетствеявляютсяиграирисование[17,с.29].
5.Пятыйэтап(от7до11лет)–этокачественноновыйэтапразвитиявоображенияудетей.Этомуспособствуетзначительноерасширениеобъемазнаний,которыеполучаетшкольниквпроцессеобучения,систематическоеовладениеразнообразнымиумениямиинавыками,которыеобогащаютивместестемуточняют,конкретизируютобразывоображения,обуславливаютихпродуктивность [10,с.146].
Реализмвоображенияпредполагаетсозданиеобразов,непротиворечащихдействительности,нонеобязательноявляющихсяпрямымвоспроизведениемвсеговоспринятоговжизни.Воображениемладшегошкольникахарактеризуетсятакжедругойчертой–наличиеэлементоврепродуктивности,простоговоспроизведения.Этачертавоображениявыражаетсявтом,чтовсвоихиграхдетиповторяюттедействияиположения,которыеонинаблюдалиувзрослых.Разыгрываютистории,которыеонипереживали,виделивкино,воспроизводяжизньшколы,семьиидр.Однако,свозрастомэлементоврепродуктивностистановитсяменьшеивсевбольшейстепенипоявляетсятворческаяпереработкапредставлений.
Вмладшемшкольномвозрастеначинаетразвиватьсявербально–мыслительноевоображение,котороесоставляеткакбыновыйэтапвразвитиивоображения.Приразвивающемсявербально-мыслительномвоображенииопоранапредметидажедействие,еслииимеетместо,топобочное,третьестепенное[11,с.69].
6. Шестойэтап(от12до17лет)–дальнейшееразвитиевоображенияучащихсяосуществляетсянетольконауроках,ноивпроцессетворческихзанятийвшкольныхкружках,факультативахитакдалее.Наэтапетворческойдеятельностишкольникаегонеобходимоподдерживать,поощрять.Доброжелательноеотношениевзрослыхктворческимзанятиямребенка,крезультатамеготворчествапослужитстимуломдлядальнейшейактивизациитворческойдеятельности[4,с.18].
Описанныездесьэтапыразвитиявоображениякакопосредованнойфункциипредставляютсобойлишьвозможностикаждоговозраста,которыевестественныхусловияхреализуютсяменьшинствомдетей.Безспециальногоруководстваразвитиевоображенияможетиметьнеблагоприятныепрогнозы.
Аффективноевоображениебездостаточного,обычностихийновозникающегоизживаниятравмможетприводитькпатологическимпереживаниям(навязчивыестрахи,тревожность)илижевестиребенкакполнойаутизации,ксозданиюзамещающейвоображаемойжизни,анереальныхтворческихпродуктов.Культураэмоциональнойжизни(умениесопереживать,сочувствовать),такжекакиовладениеразличнымидругимиэлементамикультуры,являютсялишьнеобходимымиусловиямиполноценногоразвитиявоображениячеловека.
Таким образом, начальныеформывоображениявпервыепоявляютсявраннемвозрастевсвязисзарождениесюжетно–ролевойигрыиразвитиязнаково-символическойфункциисознания.Дальнейшееразвитиевоображенияидетпотремнаправлениям:
- полиниирасширениякругазамещаемыхпредметовисовершенствованиясамойоперациизамещения;
-полиниисовершенствованияоперацийвоссоздающеговоображения;
-развиваетсятворческоевоображение.
Наразвитиевоображенияоказываютвлияниевсевидыдеятельности,авособенностирисование,игра,конструирование,чтениехудожественнойлитературы.
1.3Особенностивоображенияудетейснарушениямиречи
Существуют различные речевые нарушения,прикоторыхнарушеноформированиевсехкомпонетовречевойсистемы,т.е.звуковойстороны(фонетики)исмысловойстороны(лексики,грамматики).
Различнаяприродаречевогодефектанаходитвыражениевразличномсоотношениипервичныхивторичныхотклоненийвразвитииречи;онатакжеопределяеттекомпенсаторныевозможностиребенка,накоторыеопираетсяспециальноеобучение.
Так,приакустико-гностическихнарушенияхбольшуюрольиграетопоранаосязательное,кинестетическоеизрительноевосприятие.Постепенноенакоплениеоптико-кинестетическихпредставленийозвуковомсоставесловаподготавливаетребенкакнормальномуиспользованиюсохранившихсявозможностейакустическоговосприятияиковсемерномуегоразвитию[19, c.30].
Прикомпенсациинарушенияречи,обусловленногоречедвигательнымиотклонениями,большуюрольиграютслуховоевосприятиеребенка,вибрационныеощущения,зрительнаярецепция.Одналишькоррекцияартикуляционныхдефектовнедостигаетнужныхрезультатов.Удетейсхорошимслуховымвосприятием,способныхулавливатьтонкиенюансыритмико-мелодическойстороныречи,преодолениеречевогонедоразвитияпротекает,болееблагоприятно,чемприпониженныхслуховыхспособностях.Длякомпенсацииоптическойагнозиихарактернаопоранаслуховоеикинестетическоевосприятие.
Нарядуссоотношениемнарушенныхисохранныханализатороввкартинеречевогонарушениямногоезависитотособенностейличностиребенка:отегочувствительностикоценкеокружающих,отактивности,отстепениустойчивостиеговниманияидеятельности [5, c.87].
Недостаточнаяпсихическаяактивностьпоройдостигаетстепенисамостоятельнойаномалии.Онавыражаетсятовповышеннойвозбудимостиинеустойчивостивнимания,товкрайнеймедлительности,вялости,безучастности.Втомидругомслучаеимеетместоослаблениепроизвольнойдеятельностиипознавательнойактивности,чтоможетпривестикотклонениямвречевомразвитии.
Несмотрянаразличнуюприродудефектов,удетейснарушениями речи имеютсятипичныепроявления,указывающиенасистемныенарушенияречевойдеятельности:
- болеепозднееначалоречи:первыесловапоявляютсяк3-4,аиногдаик5годам;
- речьаграмматичнаинедостаточнофонетическиоформлена;
- экспрессивнаяречьотстаетотимпрессивной,т.е.ребенок,понимаяобращеннуюкнемуречь,неможетсамправильноозвучитьсвоимысли;
- речьдетеймалопонятна [12, c.45].
Дляпониманиявопросаобособенностяхразвитияречевойдеятельностиудетейснарушениями речинеобходимоучитыватьтотфакт,чторечевоенарушениеудетейможетбытьвыраженовразнойстепени:отполногоотсутствияречиилилепетногоеесостояниядоразвернутойречи,носэлементамифонетическогоилексико-грамматическогонедоразвития.
Как говорилось выше путьразвитиявоображенияможнопредставить,какдвижениеотконкретно-наглядногообразакпонятиюичерезнегокновомувоображаемомуобразу.Уровеньразвитияфантазиитеснейшимобразомсвязансуровнеммышленияиречи,котораяобобщаетпрактическийопытребенка,способствуетформированиюпредставленийопредмете.
Процессвоображенияудетейснарушениямиречиразвивается несколькоиначе.Ихпредставленияопредметахоказываютсянеточнымиинеполными,практическийопытнедостаточнозакрепляетсяиобобщаетсявслове,вследствиеэтогозапаздываетформированиепонятий.Чемсложнеенарушенияречи,тембольшеограничиваютсявозможностиребенкапроявитьтворчество,оноказываетсябеспомощнымвсозданииновыхобразов[13, c.50].
Приизученииформированияизобразительнойдеятельностиудетейснарушением речинарядустем,чтоудетейнаблюдаютсянеустойчивостьвнимания,недостаточныйобъемсведенийобокружающем,психофизическаярасторможенность,недостаточнаякоординацияпальцев,замедленностьинеловкостьдвижений,застреваниенаоднойпозе,отмечаетсябыстраяистощаемостьвоображения.
Рисункитакихребятотличаютсябедностьюсодержания,онинемогутвыполнитьрисунокпозамыслу,затрудняются,еслинужнопридумыватьновуюподелкуилипостройку [8, c.90].
Всвязиструдностями,возникающимиудетейснарушением речивпроцессесозданияновыхобразов,вигретакие дети отдаютпредпочтениябытовойтематике.Нередкоихигрыносятстереотипныйхарактер,сюжетымалообогащаются.Замыселигрыоказываетсянестойким,ионараспадается.Возможностиобщениямеждусобойвсилуречевогодефектаограничены.
Можносказать,чтоигроваядеятельностьвцеломнедостигаеттогоуровня,которыйхарактерендляихсверстниковснормальнымречевымразвитием.
Детямоказываютсянедоступнымитворческиезадания:воспроизвестирассказпедагога,рассказатьособытияхизличногоопыта.Детиплохопонимаютпереносноезначениеслов,метафор.
Воображениеребенкаорганичносвязаносяркимиэмоциональнымипереживаниями.Однакодетиснарушениемречинедостаточноэмоциональнореагируютнагрустнуюсказку,смешнойстишок,нежнуюмелодию.Ихречьмаловыразительна,движениянесколькоскованы,детинеоченьуверенывсебе.
В.П.Глуховисследовалвоображениеудетейснарушением речиприпомощирисуночныхпроб,используемыхдляоценкитворческихспособностей,ивыявилихболеенизкуюпродуктивностьпоэтомупоказателюпосравнениюснормальноразвивающимисясверстниками.Детиснарушением речичащеприбегаютккопированиюобразцовипредметовближайшегоокружения,повторяютсобственныерисункиилиотклоняютсяотзадания.Длянихсвойственныиспользованиештампов,инертность,длительныеперерывывработе,утомляемость.ЭтивыводыподтверждаютсяирезультатамивыполнениятакимидетьмипроективноготестаРоршаха,вкоторомтребуетсяописатьсвоивпечатленияотпятенразличнойформыицвета.Ихответыбеднее,чемунормальноразвивающихсясверстниковиз-заменьшегословарногозапаса,упрощенияфраз,нарушенийграмматическогостроя,ониобнаруживаютнизкийуровеньпространственногооперированияобразами[5, с.34].
Удетейс нарушением речи бедныйсловарныйзапас,чтоснижаетипоказателибеглостиигибкостивоображения(понятийныйсловарь).Показательоригинальности,которыйхарактеризуетуровеньинтеллектаиобщегопсихическогоразвития,удетейс нарушением речи гораздониже,чемуздоровых.
ПоданнымО.М.Дьяченко,познавательноевоображениеформируетсякшестигодамблагодаряотделениюобразаотпредметаиобозначениюегоспомощьюслова.Удетейсостертойдизартриейпознавательноевоображениесоответствуетвозраступятилетспреимуществомрепродуктивного.Индивидуальнаяоригинальностьвыполнениязаданияуздоровыхдетей - 6,4словаиздесятивозможных.ДетисОНРотвечалиоднообразно,кругихобразныхпредставленийограничен.Индивидуальнаяоригинальностьихответовравнялась2,5словаиздесяти,чтообнаруживаетнизкийуровеньразвитиятворческихспособностейибедныйсловарныйзапас[9, с.56].
С.П.КондрашовиС.В.Дьяковаотмечают,чтоудетей,страдающихринолалией,впериодраннегодошкольноговозрастанарядуссущественнымснижениемвсехвидовпороговойчувствительностинаблюдаетсябедностьвоображения,непосредственнозависящегоотразвитияречиребенка[13, с.49].
Современныеспециалисты(С.П.Кондрашов,С.В.Дьякова,О.М.Дьяченко,В.П.Глуховидр.)выделяютспецифическиеособенностивоображенияудетейс нарушением речи:
1)снижениемотивациивдеятельности;
2)снижениепознавательныхинтересов;
3)бедныйзапасобщихсведенийобокружающеммире;
4)отсутствиецеленаправленностивдеятельности;
5)несформированностьоперационныхкомпонентов;
6)сложностьвсозданиивоображаемойситуации;
7)недостаточнуюточностьпредметныхобразов - представлений;
8)непрочностьсвязеймеждузрительнойивербальнойсферами;
9)недостаточнуюсформированностьпроизвольнойрегуляцииобразнойсферы.
Таким образом, процессвоображенияразвиваетсяудетейснарушениямиречинесколькоиначе,чемунормальноразвивающихсясверстников:
- представленияопредметахоказываютсянеточнымиинеполными;
- практическийопытнедостаточнозакрепляетсяиобобщаетсявслове [20, c.79].
И как следствие этого идет запоздание в формировании понятий.Чемсложнеенарушенияречи,тембольшеограничиваютсявозможностиребенкапроявитьтворчество,оноказываетсябеспомощнымвсозданииновыхобразов.
Вэтомслучаепередпедагогическимколлективомвстаетсложнаязадачаразработатьисистематическииспользоватьназанятияхсдетьмиспециальныезаданияиупражнения,направленныенасовершенствованиевоображенияиактивизациютворческихспособностейребенка.
Глава 2 Изучение особенностей воображение у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
2.1 Цель, задачи и методы исследования
В соответствие с целями курсовой и гипотезой нашего исследования нами была проведена опытно-практическая работа по выявлению особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Задачи исследования:
- подбор диагностических методик;
- проведение диагностики;
- обработка и анализ результатов.
В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Дляпроведенияэмпирическогоисследованиянамибыливыбраныпятьметодик,которыеимелисвоейцельюизучитьразличныехарактеристикивоображения.
Вкачествепоказателяуровняразвитиявоображениядетейстаршегодошкольноговозраставыступалидвакритерия:
-критерийправильностивыполнения,т.е.количестводопускаемыхошибоквпроцессевоспроизведениизадания;
-критерийсамостоятельностивыполнения,т.е.степеньпомощи,оказаннойвзрослымвпроцессевыполнениязадания [6, c.78].
Перваяметодика«Начтоэтопохоже?» (Приложение1)использоваласьнамисцельюдиагностикиуровняразвитиявоссоздающеговоображенияиопределенияоригинальностиигибкостимышления;
Втораяметодика«Настроение»(Приложение 2) быланаправленанадиагностикууровняразвитиявоображенияиэмоциональнойсферы;
Третьяметодика«Плохоеихорошее» (Приложение 3)имеласвоейцельювыявитьуровеньразвитиятворческоговоображенияиэмоциональнойсферы;
Четвертаяметодика«ДеньрождениеукуклыМаши» (Приложение 4)использоваласьнамидляхарактеристикивоссоздающегоитворческоговоображения;
Пятаяметодика«Нелепица»(Приложение 5)быланаправленанавыявленияуровняразвитиятворческоговоображения [22, c.80].
Наосноверезультатованализаполученныхданныхбыловыявленотриуровняразвитиявоображения:
1.Оптимальныйуровеньразвитиявоображения.Характеризуетсяправильнымпониманиеминструкцииприпервомпредъявлении,самостоятельнымвыполнениемпредложенныхметодикбезошибокилиснезначительныминеточностями.Детибезкаких-либотрудностей,заминимальныйпромежутоквремени(30сек.)определяливгеометрическойфигурекакой-либопредмет.Придорисовывании,использоваликарандаширазличныхцветов,правильноподобравцвета(методика1).
Привыполнении задания по методике 2«Настроение»детиправильноизображалиэмоцииналистевсоответствующихсекцияхнастроения,сопровождалирисованиемимическимизображениемэмоций.
Впроцессевыполнениязадания по методике3,гдедетямнеобходимобылоопределить,чтоплохого/хорошегоможновыявитьнатойилиинойкартинке,удетейзатрудненийневозникло.Дети отвечалинавопросысодержательно,эмоционально,припостроениивысказыванияиспользовалисложныепредложения.Впроцессевыполненияметодики4,детибыстропридумывалиизконтуровпредметы,рассказывалиотом,чтонарисовали.Нарисованныепредметыотличалисьоригинальностью.Вовремярисованияживотного(методика5)детипреимущественнорассказывалиоразличныхживотных,названияиповодкикоторыхонизнаютизкниг,порассказамвзрослых,изтелепередач.Послеокончаниярисованияживотного,детипридумывалиимясвоемунесуществующемуживотному,сэнтузиазмомрассказывалиоегоповодках,средеобитания,друзьяхипр.
Впроцессевыполнениякаждойметодикидетипочтинеотвлекали<