Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи




Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1Теоретическиеосновыпроблемыразвитиявоображенияудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениемречи…………………………..6

1.1 Сущность и характеристика воображения…………………………………..6

1.2 Развитие воображения в онтогенезе………………………………………..12

1.3Особенностивоображенияудетейснарушениямиречи………………...17

Глава2Изучениеособенностейвоображениеудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениемречи…………………………………………………….23

2.1 Цель, задачи и методы исследования……………………………………….23

2.2Методическиерекомендации по развитию творческого воображения детей с нарушениями речи……………………………………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….36

Списокиспользованнойлитературы……………………………………………39

Приложение………………………………………………………………………41

 

 

Введение

 

Умственноеразвитиеребенкапредполагаетформированиеразличныхпсихическихпроцессов,атакжепознавательныхинтересов,накопленияуменийизнаний,формированиеречи, атакжеразвитиеумственныхспособностей.Кмоментупоступлениявшколуотребенкатребуетсямного,втомчислевысокийуровеньразвитиятворческоговоображения.

Творческойдеятельностьюмыназываемтакуюдеятельностьчеловека,котораясоздаетчто-тоновое,всеравно,будетлиэтосозданноекакой-нибудьвещьювнешнегомираилиизвестнымпостроениемумаиличувства,живущимиобнаруживающимсятольковсамомчеловеке (Л.С.Выготский).

Воображение–этонеобходимыйэлементтворческойдеятельности,сущностьпроцессазаключаетсявпостроенииобразапродуктовтруда,атакжевсозданиипрограммыповедениявпроблемнойситуации.

Какдоказываетпрактика,дошкольныйпериод-этовозраст,когдаизодеятельностьчащевсегоявляетсяустойчивымувлечениемнетолько«особоодаренных»,ноивсехдетей,тоестьувлекаядетейвволшебныйсказочныймирискусства,мынезаметнодлянихразвиваемудетейвоображениеитворчество.

КакпоказалиисследованияЛ.С.Выготского,В.В.Давыдова,Е.И.Игнатьева,В.А.Крутетского,Н.С.Лейтеса,Я.А.Пономорева,С.Л.Рубинштейна,Д.Б.Эльконинаи др. воображениевыступаетнетолькопредпосылкойэффективногоусвоениядетьминовыхзнаний,ноиявляетсяусловиемтворческогопреобразованияимеющихсяудетейнавыков,способствуетсаморазвитиюличности,т.е.взначительнойстепениопределяетэффективностьучебно-воспитательнойпроцесса.Однаковпедагогическойпсихологиивопросы,непосредственносвязанныеспроблемамиформированияиразвитиятворческоговоображенияудетей с различными нарушениями речи недостаточноразработаны.Аэтаобластьпредставляетогромныйпотенциалдляреализациирезервовкомплексногоподходавобученииивоспитании.

Исследованиетворческоговоображенияудетейс нарушениями речи несомненно, представляет особыйинтерес,таккаквозникающеесвоеобразиевразвитииречисоздаютопределенныетрудностивразвитиипознавательныхпроцессов.Детиснарушениямиречисбольшимтрудомовладеваютобобщающимзначениемслова,что,безусловно,влияетнауровеньразвитиятворческоговоображения.

Ограниченностьобщениясовзрослымисверстникамилишаетдетейснарушениямиречинеобходимогообъемаинформацииизнанияприемовреконструкцииимеющихсяпредставлений.Поэтомупроцессвоображениявданномслучаевыполняетпомимоотражательнойещеикомпенсаторнуюфункцию.Однаковспециальнойлитературесравнительномалоданныхобособенностяхтворческоговоображенияудетейс нарушениями речи.

Именнопоэтойпричинепроблемаизученияособенностейразвитиятворческоговоображениядошкольниковснормальнойинарушеннойречьюиопределенияпедагогическихусловий,обеспечивающихформированиерассматриваемойпсихическойфункцииуданнойкатегориидетей,приобретаетособуюостроту.

Цельисследования: изучение особенностей воображениядошкольниковснарушениями речи.

Объект:процесс развития воображения.

Предмет:особенностивоображенияудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениямиречи.

Гипотезаисследования:мы предполагаем, что развитиевоображенияудошкольниковснарушениями речи имеет свои особенности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, обработка и анализ результатов эксперимента.

База исследования:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава1 Теоретическиеосновыпроблемыразвитиявоображенияудетейстаршегодошкольноговозрастаснарушениемречи

 

1.1 Сущность и характеристика воображения

 

Нарядусвосприятием,памятьюимышлениемважнуюрольвдеятельностичеловекаиграетвоображение.Впроцессеотраженияокружающегомирачеловекнарядусвосприятиемтого,чтодействуетнанеговданныймомент,илизрительнымпредставлениемтого,чтовоздействовалонанегораньше,создаетновыеобразы.

Интерескпроблемевоображениякакпсихическогопроцессавозниксравнительнонедавно-нарубежеXIX-XXвв.Кэтомувремениотносятсяпервыепопыткиэкспериментальногоисследованияфункциивоображения(С.Д.Владычко,В.Вундт,Ф.Матвеева,Э.Мейман,Л.Л.Мищенко,Т.Рибо).Постепенноаспектыизученияэтойпроблемывсеболеерасширяются,разрабатываютсяметодики,позволяющиеэкспериментальнымпутемисследоватьфункциювоображения,делаютсяпопыткитеоретическогоосмысленияполученныхданных,рассматриваютсявопросывзаимоотношениявоображениясдругимипознавательнымипроцессами.Работавэтойобластивеласьпреимущественновдвухнаправлениях:соднойстороны,изучалосьразвитиевоображениявонтогенезе(Л.С.Выготский[4],О.М.Дьяченко[8],Д.Б.Эльконин[23]идр.),сдругой-функциональноеразвитиеданногопроцесса(Е.И.Игнатьев,Э.В.Ильенковидр.).

Особуюактуальностьприобрелиисследованияпоизучению«природы»творчества(А.В,Брушлинский,A.M.Матюшкин,А.Я.Пономарев,В.Н.Пушкин),разработкепринциповиспособовсозданиядиагностическихметодикдифференциальнойпсихологиисцельюраннеговыявленияиразвитиятворческихспособностейудетей(Б.М.Теплов,Д.Б.БогоявленскийА.В.Запорожец,В.А.Крутецкий,А.В.Петровский)[14, c.67].

Такимобразом,впсихологиивозрастаетинтерескпроблемамтворчества,ачерезнегоиквоображениюкакважнейшемукомпонентулюбойформытворческойдеятельности.

Воображение–этопсихическийпроцесссозданияновоговформеобраза,представленияилиидеи.

Воображение–этообразноеконструированиесодержанияпонятияопредмете(илипроектированиесхемыдействийсним)ещедотого,каксложитсясамопонятие(асхемаполучитотчетливое,верифицируемоеиреализуемоевконкретномматериалевыражение) [7, c.30].

Воображение–психическийпроцесссозданияобразапредмета,ситуациипутемперестройкиимеющихсяпредставлений.Образывоображенияневсегдасоответствуютреальности;внихестьэлементыфантазии,вымысла.Есливоображениерисуетсознаниюкартины,которымничегоилималочтосоответствуетвдействительности,тоононоситназваниефантазии.Есливоображениеобращеновбудущее,егоименуютмечтой.Процессвоображениявсегдапротекаетвнеразрывнойсвязисдвумядругимипсихическимипроцессами–памятьюимышлением [2, c.29].

Человекможетмысленнопредставитьсебето,чтовпрошломневоспринималилинесовершал,унегомогутвозникатьобразыпредметовиявлений,скоторымионраньшеневстречался.Воображение тесно связано с мышлением и характеризуетсябольшей,чемпримышлении,неопределенностьюпроблемнойситуации.

Процессвоображениясвойствентолькочеловекуиявляетсянеобходимымусловиемеготрудовойдеятельности.

Воображениевсегданаправленонапрактическуюдеятельностьчеловека.Человек,преждечемчто-либосделать,представляет,чтонадоделатьикаконбудетэтоделать,Такимобразом,онужезаранеесоздаетобразматериальнойвещи,котораябудетизготовлятьсявпоследующейпрактическойдеятельностичеловека.Этаспособностьчеловеказаранеепредставлятьконечныйитогсвоеготруда,атакжепроцесссозданияматериальнойвещирезкоотличаетчеловеческуюдеятельностьот«деятельности»животных,иногдаоченьискусной [11, c.59].

Физиологическуюосновувоображениясоставляетобразованиеновыхсочетанийизтехвременныхсвязей,которыеужесформировалисьвпрошломопыте.Приэтомпростаяактуализацияужеимеющихсявременныхсвязейещеневедетксозданиюнового.Созданиеновогопредполагаеттакоесочетание,котороеобразуетсяизвременныхсвязей,ранееневступавшихвсочетаниедругсдругом.Приэтомважноезначениеимеетвтораясигнальнаясистема,слово.Процессвоображенияпредставляетсобойсовместнуюработуобеихсигнальныхсистем.Всенаглядныеобразынеразрывносвязанысним.Какправило,словослужитисточникомпоявленияобразоввоображения,контролируетпутьстановленияих,являетсясредствомихудержания,закрепления,ихизменения.

Воображениевсегдаестьопределенныйотходотдействительности.Новлюбомслучаеисточниквоображения–объективнаяреальность [3, c.90].

Длявоображенияхарактерното,чтознаниеещенеоформилосьвлогическуюкатегорию,тогдакаксвоеобразноесоотнесениевсеобщегоиединичногоначувственномуровнеужепроизведено.Благодаряэтомувсамомактесозерцанияотдельныйфактоткрываетсявсвоемуниверсальномракурсе,обнаруживаясвойцелостнообразующийпоотношениюкопределеннойситуациисмысл.Поэтомувпланевоображенияцелостныйобразситуациистроитсяраньшерасчлененнойидетализированнойкартинысозерцаемого.

Ведущиммеханизмомвоображенияслужитпереноскакого-либосвойстваобъекта.Эвристичностьпереносаизмеряетсятем,насколькоонспособствуетраскрытиюспецифическойцелостнойприродыдругогообъектавпроцессеегопознанияилисозданиячеловеком [5, c.30].

Впсихологииразличаютпроизвольноеинепроизвольноевоображение.Первоепроявляется,например,входецеленаправленногорешениянаучных,техническихихудожественныхпроблемприналичииосознаннойиотреферированнойпоисковойдоминанты,второе–всновидениях,такназываемыхнеизменныхсостоянияхсознанияит.д.

Средиразличныхвидовиформпроизвольноговоображенияможновыделитьвоссоздающеевоображение,творческоевоображениеимечту.

Воссоздающеевоображениепроявляетсятогда,когдачеловекунеобходимовоссоздатьпредставлениеобъекта,какможноболееполносоответствующееегоописанию[7, c.38].

Творческоевоображениехарактеризуетсятем,чточеловекпреобразуетпредставленияисоздаетновыенепоимеющемусяобразцу,асамостоятельнонамечаяконтурысоздаваемогообразаивыбираядлянегонеобходимыематериалы.

Особойформойвоображенияявляетсямечта–самостоятельноесозданиеновыхобразов.Главнойособенностьюмечтыявляетсято,чтоонанаправленанабудущуюдеятельность,т.е.мечта–этовоображение,направленноенажелаемоебудущее.

Еслипроизвольное,илиактивное,воображениепреднамеренно,т.е.связаносволевымипроявлениямичеловека,топассивноевоображениеможетбытьпреднамеренныминепреднамеренным.Преднамеренноепассивноевоображениесоздаетобразы,несвязанныесволей.Этиобразыполучилиназваниегрез.Вгрезахнаиболееяркообнаруживаетсясвязьвоображенияспотребностямиличности.Преобладаниегрезвпсихическойжизничеловекаможетпривестиегокотрывуотреальнойдействительности,уходуввыдуманныймир,что,всвоюочередь,начинаеттормозитьпсихическоеисоциальноеразвитиеэтогочеловека [4, c.65].

Непреднамеренноепассивноевоображениенаблюдаетсяприослаблениидеятельностисознания,егорасстройствах,вполудремотномсостоянии,воснеит.д.Наиболеепоказательнымпроявлениемпассивноговоображенияявляютсягаллюцинации,прикоторыхчеловеквоспринимаютнесуществующиеобъекты.Приклассификациивидоввоображенияисходятиздвухосновныххарактеристик.Этостепеньпроявленияволевыхусилийистепеньактивности,илиосознанности.

Продуктивноевоображение:отличаетсятем,чтовнемдействительностьсознательноконструируетсячеловеком,анепростомеханическикопируетсяиливоссоздается.Ноприэтомвобразеонавсежетворческипреобразуется.

Репродуктивноевоображение:ставитсязадачавоспроизвестиреальностьвтомвиде,каковаонаесть,ихотяздесьтакжеприсутствуетэлементфантазии,такоевоображениебольшенапоминаетвосприятиеилипамять [13, c.20].

Галлюцинацияминазываютфантастическиевидения,неимеющиепочтиникакойсвязисокружающейчеловекадействительностью.Обычноони-результатнарушенийпсихикиилиработыорганизма-сопровождаютмногиеболезненныесостояния.

Рассмотрим функции воображения:

1. Представлениедействительностивобразахиналичиевозможностипользоватьсяими,решаязадачи.Этафункциявоображениясвязанасмышлениемиорганическивнеговключена.

2. Регулированиеэмоциональныхсостояний.Припомощисвоеговоображениячеловекспособенхотабыотчастиудовлетворятьмногиепотребности,сниматьпорождаемуюиминапряженность.

3. Участиевпроизвольнойрегуляциипознавательныхпроцессовисостоянийчеловека,вчастностивосприятия,внимания,памяти,речи,эмоций.

4. Формированиевнутреннегопланадействий-способностивыполнятьихвуме,манипулируяобразами.

5. Планированиеипрограммированиедеятельности-составлениепрограмм,оценкаихправильности,процессареализации [6, c.50].

Сфеноменомвоображениявпрактическойдеятельностилюдейпреждевсегосвязанпроцессхудожественноготворчества.Так,срепродуктивнымвоображениемможетбытьсоотнесенонаправлениевискусстве,называемоенатурализмом,атакжеотчастиреализм.Общеизвестно,чтопокартинамИ.И.Шишкинаботаникимогутизучатьфлорурусскоголеса,таккаквсерастениянаегополотнахвыписаныс«документальной»точностью.

Чащевсеготворческийпроцессвискусствесвязансактивнымвоображением:преждечемзапечатлетькакой-либообразнабумаге,холстеилинотномлисте,художниксоздаетеговсвоемвоображении,прилагаякэтомусознательныеволевыеусилия.Режеимпульсомтворческогопроцессастановитсяпассивноевоображение,таккак«спонтанные»,независимыеотволихудожникаобразычащевсегоявляютсяпродуктамиподсознательнойработытворца,скрытойотнегосамого [18, c.30].

Работачеловеческоговоображения,разумеется,неограничиваетсялитературойиискусством.Внеменьшейстепенионапроявляетсявнаучном,техническом,другихвидахтворчества.Вовсехэтихслучаяхфантазиякакразновидностьвоображенияиграетположительнуюроль.

Существуютиндивидуальные,типологическиеособенностивоображения,связанныесоспецификойпамяти,восприятияимышлениячеловека.Уоднихлюдейможетпреобладатьконкретное,образноевосприятиемира,котороевнутренневыступаетвбогатствеиразнообразииихфантазий [7, c.90].

Такимобразом,воображение–этоособаяформачеловеческойпсихики,благодарякоторойчеловектворит,разумнопланируетсвоюдеятельностьиуправляетею.Воображение- сложныйпсихическийпроцесс,имеющийнескольковидов:

1)произвольноеинепроизвольное;

2)воссоздающееитворческое;

3)мечтыифантазии.

Воображениевыполняетважнейшиефункции:

1)гностически–эвристическую;

2)защитную;

3)коммуникативную;

4)прогностическую.

Деятельностьвоображенияосуществляетсяспомощьюследующихмеханизмов:комбинирование,акцентирование,агглютинация,гиперболизация,схематизация,типизация,реконструкция.

 

1.2Развитие воображенияв онтогенезе

 

ОтечественнымипсихологамиЛ.С.Выготским,В.В.Давыдовым,А.В.Запорожцем,В.А.Крутецким,А.К.Марковой,А.В.Петровским,С.Л.Рубинштейном,Д.Б.Эльконинымидругимибыливыявленыинаучнообоснованыпсихологическиехарактеристикиипсихологическиеновообразованияосновныхвозрастныхпериодовразвитияребенка,формирующиесявруслеведущейдлякаждогоконкретногопериодадеятельности.Л.С.Выготский отмечал, что развитиеновообразованиявстабильномвозрастепредставляетсобойисходныймоментдлявсехдинамическихизменений.Следовательно,изучениезакономерностейвозникновенияиразвитияпсихологическихособенностейикачествличностиребенкавнутриведущейдеятельностиипосредствомее,установлениевозрастнойпреемственностиэтихособенностейслужит«ключом»кпониманиюзакономерностейразвитиявсехпсихическихпроцессовребенка,втомчислеивоображения [4, c.80].

Согласнопериодизациипсихическогоразвития,предложеннойЛ.С.Выготским,воображениеявляетсяцентральнымпсихологическимновообразованиемдошкольноговозраста.

Способностьквоображениюнедаетсясрождения.Воображениеразвиваетсяпомеренакопленияпрактическогоопыта,приобретениязнаний,совершенствованиявсехпсихическихфункций.Всовременнойпсихологиисуществуетбольшоеколичествоисследований,посвященныхразвитиювоображениявонтогенезе.Основнымпредметомизученияявлялисьвозрастныепериодыразвитияитевидыдеятельности,вкоторыхоноразвивалось.Существуютследующиеэтапыразвитиявоображения [4, c.45].

1. Первыйэтап(от0до3лет)–предпосылкамивоображениявыступаютпредставления,которыепоявляютсянавторомгодужизни.Малышввозрастеоколополуторалетузнаетизображенноенакартинке.Воспринятьизобразительныйзнакпомогаетвоображение.Онодостраиваетто,чтонесовсемсоответствуетимеющемусявпамятипредставлению.Приузнаванииребенокнесоздаетничегонового.Поэтомувоображениевыступаеткакпассивныйпроцесс.Оносуществуетвнутридругихпсихическихпроцессов,внихзакладываетсяегофундамент.Опервыхпроявленияхвоображениясвидетельствуетумениеребенкадействоватьввоображаемойситуациисвоображаемымипредметами.

Первыеподражательныеигры,возникающиенавторомгодужизни,ещенезаключаютвсебеэлементоввоображения.Однойизпричинвозникновениявоображенияявляетсяпсихологическаядистанциямеждуребенкомивзрослым,ребенкомиобъектомегожелания.Ребеноквоспринимаетосновныедействиявзрослого,ноотражаетихобобщенноиусловно,передаваялишьихсмысливнешнийрисунок[10,с.75].

Развитиеначальныхформвоображенияуребенкараннеговозрастасвязанособобщенностьюигровыхдействийиигровыхпредметов,атакжестем,чтоврепертуаригровыхдействийпрочновходятзамещения[11,с.5].

ПоданнымВ.А.СкоробогатоваиЛ.И.Коноваловоймалышнесразуоткликаетсяназамещение,котороепредлагаетвзрослый,аиграеттолькосреальнымиигрушками.Переломнаступаеттогда,когдаребенокотказываетсяиспользоватьлюбоезамещение,предлагаемоевзрослыми.Важнейшимфактором,которыйобеспечиваетвозможностьпереносазначениянадругиепредметы,являетсяпоявлениеречевыхформ.Освоениеречиприводитктому,чтовигрепоявляютсяпервыесамостоятельныезамещения.Складываетсяновыйспособдействияспредметамизаместителями-полноценноеиспользованиезамещений.Выборпредметов-заместителейстановитсяосознаннымисопровождаетсяразвернутымивысказываниями.Такимобразом,вигровойдеятельностидетейраннеговозрастазарождаютсятворческиеэлементы.Ребенокнафонеинтересакновомувидуактивностибыстроначинаетотступатьотобразовдействий,задаваемыхвзрослыми,вноситвнихсвоинюансы.Новоображениеимеетрепродуктивныйхарактер[23,с.48].

2. Второйэтап(от3до4лет)–происходитстановлениесловесныхформвоображения.Натретьемгодужизнипотребностьвигровойдеятельностистановитсясамостоятельнойпотребностьюребенка,хотянуждаетсявподдержкеипоощрениивзрослого.Основнымподдержаниемигрыявляетсяразвернутаяориентировкавпредметнойсторонечеловеческойдеятельности.Этаориентировканачинаетсясподражаниядействиямвзрослогоиразвиваетсяпопутисамостоятельноготворческогопостроенияобразовдействияспредметами,покаещесопоройнареальныеобъекты.

Следовательно,показателямиразвитиявоображениявигреявляются:разнообразиесюжетов,действиеввоображаемойситуации,самостоятельныйвыборпредмета–заместителя,гибкостьвизменениифункцийиназванияпредметов,оригинальностьзамещенияигровыхдействий,критичностькзамещениямпартнера.

Появляетсяаффективноевоображение,связанноесосознаниемребенкасвоего«Я»иотделениемсебяотдругихлюдей.Воображениеужестановитсясамостоятельнымпроцессом[11,с.67].

3. Третийэтап(от4до5лет)–вэтомвозрастевозрастаюттворческиепроявлениявдеятельности,преждевсеговигре,ручномтруде,рассказыванииипересказе.Появляютсямечтыобудущем.Ониситуативно,нередконеустойчивы,обусловленысобытиями,вызвавшимиуребенкаэмоциональныйотклик.Воображениепревращаетсявособуюинтеллектуальнуюдеятельность,направленнуюнапреобразованиеокружающегомира.Опоройдлясозданияобразаслужатнетолькореальныйобъект,ноипредставления,выраженныевслове.Воображениеостаетсявосновномнепроизвольным.Ребенокещенеумеетруководитьдеятельностьювоображения,ноужеможетпредставитьсостояниедругогочеловека.Воссоздаваемыеобразыдифференцированы,содержательныиэмоциональны[11,с.75].

4. Четвертыйэтап(от6до7лет)–вэтомвозрастевоображениеноситактивныйхарактер.Внешняяопораподсказываетзамысел,иребенокпроизвольнопланируетегореализациюиподбираетнеобходимыесредства.Происходитростпроизводительностивоображения,этопроявляетсявразвитииумениясоздаватьзамыселипланироватьегодостижение.Воссоздаваемыеобразывыступаютвразличныхситуациях,характеризуясьсодержательностьюиспецифичностью.Уребенкаразвиваетсяумениедействоватьвобразномплане,возникаетинтериоризированноевоображение,тоестьпереходитвовнутреннийплан,необходимостьвнагляднойопоредлясозданияобразовисчезает.Появляютсяэлементытворчества.

Вдошкольномвозрастеуребенкапоявляетсяособаявнутренняяпозиция,авоображениеужестановитсясамостоятельнымпроцессом.Принимаявовниманиетотфакт,чтовоображениеразвиваетсявразныхвидахдеятельности,наиболеепродуктивнымвдетствеявляютсяиграирисование[17,с.29].

5.Пятыйэтап(от7до11лет)–этокачественноновыйэтапразвитиявоображенияудетей.Этомуспособствуетзначительноерасширениеобъемазнаний,которыеполучаетшкольниквпроцессеобучения,систематическоеовладениеразнообразнымиумениямиинавыками,которыеобогащаютивместестемуточняют,конкретизируютобразывоображения,обуславливаютихпродуктивность [10,с.146].

Реализмвоображенияпредполагаетсозданиеобразов,непротиворечащихдействительности,нонеобязательноявляющихсяпрямымвоспроизведениемвсеговоспринятоговжизни.Воображениемладшегошкольникахарактеризуетсятакжедругойчертой–наличиеэлементоврепродуктивности,простоговоспроизведения.Этачертавоображениявыражаетсявтом,чтовсвоихиграхдетиповторяюттедействияиположения,которыеонинаблюдалиувзрослых.Разыгрываютистории,которыеонипереживали,виделивкино,воспроизводяжизньшколы,семьиидр.Однако,свозрастомэлементоврепродуктивностистановитсяменьшеивсевбольшейстепенипоявляетсятворческаяпереработкапредставлений.

Вмладшемшкольномвозрастеначинаетразвиватьсявербально–мыслительноевоображение,котороесоставляеткакбыновыйэтапвразвитиивоображения.Приразвивающемсявербально-мыслительномвоображенииопоранапредметидажедействие,еслииимеетместо,топобочное,третьестепенное[11,с.69].

6. Шестойэтап(от12до17лет)–дальнейшееразвитиевоображенияучащихсяосуществляетсянетольконауроках,ноивпроцессетворческихзанятийвшкольныхкружках,факультативахитакдалее.Наэтапетворческойдеятельностишкольникаегонеобходимоподдерживать,поощрять.Доброжелательноеотношениевзрослыхктворческимзанятиямребенка,крезультатамеготворчествапослужитстимуломдлядальнейшейактивизациитворческойдеятельности[4,с.18].

Описанныездесьэтапыразвитиявоображениякакопосредованнойфункциипредставляютсобойлишьвозможностикаждоговозраста,которыевестественныхусловияхреализуютсяменьшинствомдетей.Безспециальногоруководстваразвитиевоображенияможетиметьнеблагоприятныепрогнозы.

Аффективноевоображениебездостаточного,обычностихийновозникающегоизживаниятравмможетприводитькпатологическимпереживаниям(навязчивыестрахи,тревожность)илижевестиребенкакполнойаутизации,ксозданиюзамещающейвоображаемойжизни,анереальныхтворческихпродуктов.Культураэмоциональнойжизни(умениесопереживать,сочувствовать),такжекакиовладениеразличнымидругимиэлементамикультуры,являютсялишьнеобходимымиусловиямиполноценногоразвитиявоображениячеловека.

Таким образом, начальныеформывоображениявпервыепоявляютсявраннемвозрастевсвязисзарождениесюжетно–ролевойигрыиразвитиязнаково-символическойфункциисознания.Дальнейшееразвитиевоображенияидетпотремнаправлениям:

- полиниирасширениякругазамещаемыхпредметовисовершенствованиясамойоперациизамещения;

-полиниисовершенствованияоперацийвоссоздающеговоображения;

-развиваетсятворческоевоображение.

Наразвитиевоображенияоказываютвлияниевсевидыдеятельности,авособенностирисование,игра,конструирование,чтениехудожественнойлитературы.

 

1.3Особенностивоображенияудетейснарушениямиречи

 

Существуют различные речевые нарушения,прикоторыхнарушеноформированиевсехкомпонетовречевойсистемы,т.е.звуковойстороны(фонетики)исмысловойстороны(лексики,грамматики).

Различнаяприродаречевогодефектанаходитвыражениевразличномсоотношениипервичныхивторичныхотклоненийвразвитииречи;онатакжеопределяеттекомпенсаторныевозможностиребенка,накоторыеопираетсяспециальноеобучение.

Так,приакустико-гностическихнарушенияхбольшуюрольиграетопоранаосязательное,кинестетическоеизрительноевосприятие.Постепенноенакоплениеоптико-кинестетическихпредставленийозвуковомсоставесловаподготавливаетребенкакнормальномуиспользованиюсохранившихсявозможностейакустическоговосприятияиковсемерномуегоразвитию[19, c.30].

Прикомпенсациинарушенияречи,обусловленногоречедвигательнымиотклонениями,большуюрольиграютслуховоевосприятиеребенка,вибрационныеощущения,зрительнаярецепция.Одналишькоррекцияартикуляционныхдефектовнедостигаетнужныхрезультатов.Удетейсхорошимслуховымвосприятием,способныхулавливатьтонкиенюансыритмико-мелодическойстороныречи,преодолениеречевогонедоразвитияпротекает,болееблагоприятно,чемприпониженныхслуховыхспособностях.Длякомпенсацииоптическойагнозиихарактернаопоранаслуховоеикинестетическоевосприятие.

Нарядуссоотношениемнарушенныхисохранныханализатороввкартинеречевогонарушениямногоезависитотособенностейличностиребенка:отегочувствительностикоценкеокружающих,отактивности,отстепениустойчивостиеговниманияидеятельности [5, c.87].

Недостаточнаяпсихическаяактивностьпоройдостигаетстепенисамостоятельнойаномалии.Онавыражаетсятовповышеннойвозбудимостиинеустойчивостивнимания,товкрайнеймедлительности,вялости,безучастности.Втомидругомслучаеимеетместоослаблениепроизвольнойдеятельностиипознавательнойактивности,чтоможетпривестикотклонениямвречевомразвитии.

Несмотрянаразличнуюприродудефектов,удетейснарушениями речи имеютсятипичныепроявления,указывающиенасистемныенарушенияречевойдеятельности:

- болеепозднееначалоречи:первыесловапоявляютсяк3-4,аиногдаик5годам;

- речьаграмматичнаинедостаточнофонетическиоформлена;

- экспрессивнаяречьотстаетотимпрессивной,т.е.ребенок,понимаяобращеннуюкнемуречь,неможетсамправильноозвучитьсвоимысли;

- речьдетеймалопонятна [12, c.45].

Дляпониманиявопросаобособенностяхразвитияречевойдеятельностиудетейснарушениями речинеобходимоучитыватьтотфакт,чторечевоенарушениеудетейможетбытьвыраженовразнойстепени:отполногоотсутствияречиилилепетногоеесостояниядоразвернутойречи,носэлементамифонетическогоилексико-грамматическогонедоразвития.

Как говорилось выше путьразвитиявоображенияможнопредставить,какдвижениеотконкретно-наглядногообразакпонятиюичерезнегокновомувоображаемомуобразу.Уровеньразвитияфантазиитеснейшимобразомсвязансуровнеммышленияиречи,котораяобобщаетпрактическийопытребенка,способствуетформированиюпредставленийопредмете.

Процессвоображенияудетейснарушениямиречиразвивается несколькоиначе.Ихпредставленияопредметахоказываютсянеточнымиинеполными,практическийопытнедостаточнозакрепляетсяиобобщаетсявслове,вследствиеэтогозапаздываетформированиепонятий.Чемсложнеенарушенияречи,тембольшеограничиваютсявозможностиребенкапроявитьтворчество,оноказываетсябеспомощнымвсозданииновыхобразов[13, c.50].

Приизученииформированияизобразительнойдеятельностиудетейснарушением речинарядустем,чтоудетейнаблюдаютсянеустойчивостьвнимания,недостаточныйобъемсведенийобокружающем,психофизическаярасторможенность,недостаточнаякоординацияпальцев,замедленностьинеловкостьдвижений,застреваниенаоднойпозе,отмечаетсябыстраяистощаемостьвоображения.

Рисункитакихребятотличаютсябедностьюсодержания,онинемогутвыполнитьрисунокпозамыслу,затрудняются,еслинужнопридумыватьновуюподелкуилипостройку [8, c.90].

Всвязиструдностями,возникающимиудетейснарушением речивпроцессесозданияновыхобразов,вигретакие дети отдаютпредпочтениябытовойтематике.Нередкоихигрыносятстереотипныйхарактер,сюжетымалообогащаются.Замыселигрыоказываетсянестойким,ионараспадается.Возможностиобщениямеждусобойвсилуречевогодефектаограничены.

Можносказать,чтоигроваядеятельностьвцеломнедостигаеттогоуровня,которыйхарактерендляихсверстниковснормальнымречевымразвитием.

Детямоказываютсянедоступнымитворческиезадания:воспроизвестирассказпедагога,рассказатьособытияхизличногоопыта.Детиплохопонимаютпереносноезначениеслов,метафор.

Воображениеребенкаорганичносвязаносяркимиэмоциональнымипереживаниями.Однакодетиснарушениемречинедостаточноэмоциональнореагируютнагрустнуюсказку,смешнойстишок,нежнуюмелодию.Ихречьмаловыразительна,движениянесколькоскованы,детинеоченьуверенывсебе.

В.П.Глуховисследовалвоображениеудетейснарушением речиприпомощирисуночныхпроб,используемыхдляоценкитворческихспособностей,ивыявилихболеенизкуюпродуктивностьпоэтомупоказателюпосравнениюснормальноразвивающимисясверстниками.Детиснарушением речичащеприбегаютккопированиюобразцовипредметовближайшегоокружения,повторяютсобственныерисункиилиотклоняютсяотзадания.Длянихсвойственныиспользованиештампов,инертность,длительныеперерывывработе,утомляемость.ЭтивыводыподтверждаютсяирезультатамивыполнениятакимидетьмипроективноготестаРоршаха,вкоторомтребуетсяописатьсвоивпечатленияотпятенразличнойформыицвета.Ихответыбеднее,чемунормальноразвивающихсясверстниковиз-заменьшегословарногозапаса,упрощенияфраз,нарушенийграмматическогостроя,ониобнаруживаютнизкийуровеньпространственногооперированияобразами[5, с.34].

Удетейс нарушением речи бедныйсловарныйзапас,чтоснижаетипоказателибеглостиигибкостивоображения(понятийныйсловарь).Показательоригинальности,которыйхарактеризуетуровеньинтеллектаиобщегопсихическогоразвития,удетейс нарушением речи гораздониже,чемуздоровых.

ПоданнымО.М.Дьяченко,познавательноевоображениеформируетсякшестигодамблагодаряотделениюобразаотпредметаиобозначениюегоспомощьюслова.Удетейсостертойдизартриейпознавательноевоображениесоответствуетвозраступятилетспреимуществомрепродуктивного.Индивидуальнаяоригинальностьвыполнениязаданияуздоровыхдетей - 6,4словаиздесятивозможных.ДетисОНРотвечалиоднообразно,кругихобразныхпредставленийограничен.Индивидуальнаяоригинальностьихответовравнялась2,5словаиздесяти,чтообнаруживаетнизкийуровеньразвитиятворческихспособностейибедныйсловарныйзапас[9, с.56].

С.П.КондрашовиС.В.Дьяковаотмечают,чтоудетей,страдающихринолалией,впериодраннегодошкольноговозрастанарядуссущественнымснижениемвсехвидовпороговойчувствительностинаблюдаетсябедностьвоображения,непосредственнозависящегоотразвитияречиребенка[13, с.49].

Современныеспециалисты(С.П.Кондрашов,С.В.Дьякова,О.М.Дьяченко,В.П.Глуховидр.)выделяютспецифическиеособенностивоображенияудетейс нарушением речи:

1)снижениемотивациивдеятельности;

2)снижениепознавательныхинтересов;

3)бедныйзапасобщихсведенийобокружающеммире;

4)отсутствиецеленаправленностивдеятельности;

5)несформированностьоперационныхкомпонентов;

6)сложностьвсозданиивоображаемойситуации;

7)недостаточнуюточностьпредметныхобразов - представлений;

8)непрочностьсвязеймеждузрительнойивербальнойсферами;

9)недостаточнуюсформированностьпроизвольнойрегуляцииобразнойсферы.

Таким образом, процессвоображенияразвиваетсяудетейснарушениямиречинесколькоиначе,чемунормальноразвивающихсясверстников:

- представленияопредметахоказываютсянеточнымиинеполными;

- практическийопытнедостаточнозакрепляетсяиобобщаетсявслове [20, c.79].

И как следствие этого идет запоздание в формировании понятий.Чемсложнеенарушенияречи,тембольшеограничиваютсявозможностиребенкапроявитьтворчество,оноказываетсябеспомощнымвсозданииновыхобразов.

Вэтомслучаепередпедагогическимколлективомвстаетсложнаязадачаразработатьисистематическииспользоватьназанятияхсдетьмиспециальныезаданияиупражнения,направленныенасовершенствованиевоображенияиактивизациютворческихспособностейребенка.

 

Глава 2 Изучение особенностей воображение у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

 

2.1 Цель, задачи и методы исследования

 

В соответствие с целями курсовой и гипотезой нашего исследования нами была проведена опытно-практическая работа по выявлению особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Задачи исследования:

- подбор диагностических методик;

- проведение диагностики;

- обработка и анализ результатов.

В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Дляпроведенияэмпирическогоисследованиянамибыливыбраныпятьметодик,которыеимелисвоейцельюизучитьразличныехарактеристикивоображения.

Вкачествепоказателяуровняразвитиявоображениядетейстаршегодошкольноговозраставыступалидвакритерия:

-критерийправильностивыполнения,т.е.количестводопускаемыхошибоквпроцессевоспроизведениизадания;

-критерийсамостоятельностивыполнения,т.е.степеньпомощи,оказаннойвзрослымвпроцессевыполнениязадания [6, c.78].

Перваяметодика«Начтоэтопохоже?» (Приложение1)использоваласьнамисцельюдиагностикиуровняразвитиявоссоздающеговоображенияиопределенияоригинальностиигибкостимышления;

Втораяметодика«Настроение»(Приложение 2) быланаправленанадиагностикууровняразвитиявоображенияиэмоциональнойсферы;

Третьяметодика«Плохоеихорошее» (Приложение 3)имеласвоейцельювыявитьуровеньразвитиятворческоговоображенияиэмоциональнойсферы;

Четвертаяметодика«ДеньрождениеукуклыМаши» (Приложение 4)использоваласьнамидляхарактеристикивоссоздающегоитворческоговоображения;

Пятаяметодика«Нелепица»(Приложение 5)быланаправленанавыявленияуровняразвитиятворческоговоображения [22, c.80].

Наосноверезультатованализаполученныхданныхбыловыявленотриуровняразвитиявоображения:

1.Оптимальныйуровеньразвитиявоображения.Характеризуетсяправильнымпониманиеминструкцииприпервомпредъявлении,самостоятельнымвыполнениемпредложенныхметодикбезошибокилиснезначительныминеточностями.Детибезкаких-либотрудностей,заминимальныйпромежутоквремени(30сек.)определяливгеометрическойфигурекакой-либопредмет.Придорисовывании,использоваликарандаширазличныхцветов,правильноподобравцвета(методика1).

Привыполнении задания по методике 2«Настроение»детиправильноизображалиэмоцииналистевсоответствующихсекцияхнастроения,сопровождалирисованиемимическимизображениемэмоций.

Впроцессевыполнениязадания по методике3,гдедетямнеобходимобылоопределить,чтоплохого/хорошегоможновыявитьнатойилиинойкартинке,удетейзатрудненийневозникло.Дети отвечалинавопросысодержательно,эмоционально,припостроениивысказыванияиспользовалисложныепредложения.Впроцессевыполненияметодики4,детибыстропридумывалиизконтуровпредметы,рассказывалиотом,чтонарисовали.Нарисованныепредметыотличалисьоригинальностью.Вовремярисованияживотного(методика5)детипреимущественнорассказывалиоразличныхживотных,названияиповодкикоторыхонизнаютизкниг,порассказамвзрослых,изтелепередач.Послеокончаниярисованияживотного,детипридумывалиимясвоемунесуществующемуживотному,сэнтузиазмомрассказывалиоегоповодках,средеобитания,друзьяхипр.

Впроцессевыполнениякаждойметодикидетипочтинеотвлекали<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: