ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом приказом заведующей МБДОУ
МБДОУ детского сада №3«Ладушки» детским садом №3 «Ладушки»
Протокол №1 от 28.08. 2015 г. № 60-ОД от 31.08. 2015 г.
Индивидуальная программа развития воспитанника
Фамилия, имя, возраст Солдаткина Ольга Дмитриевна, 01.10.2008 г.
Группа (название, №) № 6 «Веснушки»
Заключение ПМПК №352 от 16.04.2013 г.
Диагноз ___РДА, ОНР 1-2 ур.
Срок реализации программы: с 01.09.2015 г. по 31.05.2016 г.
Цель коррекционно-развивающей работы:
Создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка
Задачи коррекционно-развивающей работы:
1. Формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности.
3. Преодоление вторичных отклонений познавательной сферы.
4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
5. Формирование системы знаний и представлений об окружающей действительности.
6. Развитие познавательной активности.
7. Формирование всех видов детской деятельности.
8. Подготовка к школьному обучению.
Диагностический модуль:
Специалист | Диагностические методики |
Учитель-логопед | Методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста 3-6 лет (Е А. Стребелева) Наглядный материал для обследования детей в медико-педагогических комиссиях (С.Д. Забрамная) |
Воспитатели | Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ООО»Издательство «Детство-Пресс», 2014 |
Педагог-психолог | Методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста 3-6 лет (Е А. Стребелева) Наглядный материал для обследования детей в медико-педагогических комиссиях (С.Д. Забрамная) |
Коррекционно-развивающий модуль:
|
Специалист | Образовательные (специальные образовательные) программы |
Учитель-логопед | Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: МГЗПИ, 1991. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет) – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 О. С. Никольская, Е.Р. Баенская Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005 Е.А. Енжакова, Е.А. Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2003 Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Под ред. С.С. Морозова. – М.: ВЛАДОС, 2007 |
Воспитатели | От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ по ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. О. С. Никольская, Е.Р. Баенская Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005. |
Педагог-психолог | О. С. Никольская, Е.Р. Баенская Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005. Е.А. Енжакова, Е.А. Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2003. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Под ред. С.С. Морозова. – М.: ВЛАДОС, 2007 |
Индивидуальный образовательный маршрут
|
Реализация индивидуального образовательного маршрута
Направление работы (специалист) | Кол-во часов в неделю | Время проведения | Форма проведения занятий |
Психологическая помощь (педагог-психолог) | 20 мин. | вторник | индивидуальные занятия |
Дефектологическая помощь(учитель-логопед) | 3 час. 20 мин. | ежедневно | индивидуальные/подгрупповые занятия |
Педагогическая помощь (воспитатели) | 5 час. 20 мин. | ежедневно | индивидуальные/подгрупповые занятия |
Содержание индивидуального образовательного маршрута
№ п/п | Образовательная область | Содержание программного материала |
1. | Социально-коммуникативное развитие: - социализация, развитие общения, нравственное воспитание; - ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание; - самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; - формирование основ безопасности. | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание · Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления «хорошо», «плохо». (3-4 г.) · Формирование внимательного, заботливого отношения к окружающим. (3-4 г.) · Формировать доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. (3-4 г.) · Напоминать о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени (отчеству), вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. (4-5 г.) Ребенок в семье и сообществе · Формировать образ Я. Сообщать разнообразные сведения, касающиеся непосредственно ребенка. (3-4 г.) Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. (4-5 л.) · Продолжить знакомить ребенка с детским садом и его сотрудниками. Развивать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, использовать их по назначению, ставить на место. (4-5 л.) · Дать первичные представления о семье, ее членах. (4-5 л.) Самообслуживание, трудовое воспитание · Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения. (4-5 л.) · Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи. (4-5 л.) · Формирование умения пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой). (3-4 г.) · Формировать умения одеваться и раздеваться в определенном порядке, в определенном порядке складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. (4-5 л.) Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. (3-4 г.) · Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. (3-4 г.) Формирование основ безопасности · Знакомство с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. · Знакомство с понятиями «можно – нельзя», «опасно», «громко – тихо». · Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой и живой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями. Формировать понятия: «съедобное» и «несъедобное»(4-5 л.) · Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток» и элементарными правилами и поведения на улице. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами общественного транспорта. (4-5 л.) · Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами, ножницами. (4-5 л.) |
2. | Познавательное развитие. - первичные представления об объектах окружающего мира; - сенсорное развитие; - дидактические игры; - приобщение к социокультурным ценностям; - формирование элементарных математических представлений. - ознакомление с миром природы. | Первичные представления об объектах окружающего мира · Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, развивать любознательность. (4-5 л.) · Учить выделять отдельные и характерные признаки предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. (4-5 л.) · Поощрять попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине. (4-5.) Сенсорное развитие · Продолжать обогащать сенсорный опыт, знакомя с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. (4-5 л.) Приобщение к социокультурным ценностям Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, общественном транспорте, правилах поведения в общественных местах. (4-5 л.) Формирование элементарных математических представлений · Продолжать знакомить с геометрическими фигурами, с цветами. · Развивать осязание. Знакомить с различными материалами. (4-5 л.) · Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов.(4-5 л.) Количество · Дать представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества. (4-5л.) · Учить считать до 5 (на основе наглядности) (4-5л.) · Формировать представление о равенстве неравенстве групп на основе счета. (4-5л.) Величина Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), отражать результаты сравнения в речи. (4-5л.) Форма · Развивать представления о геометрических фигурах (4-5л.). · Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (4-5л.) · Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (4-5л.) Ориентировка в пространстве · Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении и в частях собственного тела. (4-5 л.) · Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко. (4-5 л.) Ориентировка во времени Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. (3-4 г.) |
3. | Речевое развитие: - развивающая речевая среда; - формирование словаря; - звуковая культура речи; - грамматический строй речи; - связная речь. - художественная литература. | Развитие словаря · Продолжать расширять и активизировать словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. · Учить различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и свойства, местоположение. Учить понимать обобщающие слова. (4-5 л.) · Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат. (4-5 л.) Формирование грамматического строя речи Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (4-5 л.) Развитие связной речи · Совершенствовать диалогическую речь. (4-5 л.) · Учить рассказывать: описывать предмет, картину с использованием раздаточного дидактического материала. (4-5 л.) Художественная литература · Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. (4-5 л.) · Поддерживать внимание и интерес к слову в художественном произведении. (4-5 л.) |
4. | Художественно-эстетическое развитие: - приобщение к искусству; - изобразительная деятельность; - рисование; - лепка; - аппликация; - конструктивно-модельная деятельность; - музыкально-художественная деятельность · слушание · пение · музыкально-ритмические движения | Изобразительная деятельность Рисование (3-4 г.) · Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть. Учить правильно набирать краску на кисть. · Закреплять знание название цветов, познакомить с оттенками. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. · Приобщать к декоративной деятельности. · Учить ритмичному нанесению линий, учить изображать простые предметы. · Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета. Лепка (3-4 г.) · Формировать интерес к лепке. Закреплять умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями. · Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Аппликация (3-4 г.) · Формировать интерес к искусству аппликации. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, наклеивать их. · Учить аккуратно пользоваться клеем, формировать навыки аккуратной работы. Конструктивно-модельная деятельность · Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали; учить использовать их с учетом конструктивных свойств. · Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания построек. · Обучать конструированию из бумаги. · Приобщать к изготовлению поделок из природного материала. Музыкально-художественная деятельность · Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природного. · Развивать интерес к музыке, желание слушать её. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). · Развивать навыки пения с сопровождением и без него. Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. · Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, лёгкий бег) · Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане. |
5. | Физическое развитие: - основные движения; - подвижные игры. | (4-5 лет) · Закреплять и развивать умение выполнять ходьбу и бег, согласовывая движения рук и ног. · Формировать умение выполнять действия по сигналу. · Закреплять умения ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. · Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. · Формировать умение в прыжках в длину с места. · Закреплять умение принимать правильное положение при метании, отбивать мяч о землю, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к себе) |
6. | Развития игровой деятельности: - сюжетно-ролевые игры. - подвижные игры. - дидактические игры. | Развитие игровой деятельности · Развитие интереса к игровым действиям сверстников. · Развитие интереса к играм – действиям со звуками, к подражанию движениям животных и птиц, под звучащее слово. · Пробуждение интереса к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем. Сюжетно-ролевые игры · Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. · Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. · Обогащение чувственного опыта в играх с дидактическим материалом. Подвижные игры · Продолжать развивать двигательную активность, ловкость, пространственную ориентировку. · Приучать к выполнению правил. Дидактические игры · Учить играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам. (4-5 л.) · Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать наблюдательность и внимание. (4-5 л.) · Помогать осваивать правила простейших настольно-печатных игр. (4-5 л.) |
Оздоровительно-профилактический модуль:
|
№ п/п | Содержание | Время |
1. | · охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм; · всестороннее физическое совершенствование функций организма; · повышение работоспособности и закаливание. | В течение дня |
Социально-педагогический модуль (работа с родителями):
Специалист | Мероприятия |
Учитель-логопед | 1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). 2. Анкетирование, тестирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. 3. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания. 4. Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка. 5. Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье. 6. Консультативные часы для родителей по вопросам организации взаимодействия с детьми. |
Воспитатели | 1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). 2. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке 3. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу, создание тематических альбомов. 4. Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье. 5. Консультативные часы для родителей по вопросам организации взаимодействия с детьми. 6. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение». |
Педагог-психолог | 1. Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания. 2. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания. 3. Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка. 4. Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье. 5. Консультативные часы для родителей по вопросам организации взаимодействия с детьми. 6. Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям. |
Результаты коррекционно-развивающей работы
№ п/п | Образовательная область | Результаты |
Социально-коммуникативное развитие | ||
Речевое развитие | ||
Познавательное развитие | ||
Художественно-эстетическое развитие | ||
Физическое развитие | ||
Развития игровой деятельности: |
Разработали:
Заведующая _______________________ /Э.В. Савина/
Учитель-дефектолог ________________________/Г.Р. Сухарникова/
Учитель-дефектолог ________________________ /Е.В. Парфенова /
Воспитатели:_______________________________/ М.В.Ежова /
_______________________________/ Ю.И. Дедова/
Педагог-психолог:__________________________/ А.Ю. Патрикеева/
Музыкальный руководитель: ________________/М.Е. Бурлакова /
Инструктор по физ. воспитанию: _____________/ Т.Н. Климова /