Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии. Функции философии.




Вопросы к экзамену по философии

Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека. Ценность философии — в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла., иначе говоря, отношения ≪человек — мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек — мир≫ в целом и состояние, в котором она находится. 1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает • понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление — необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая, философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира. Структура философии.

Структура философии:

Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности.

Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания.

Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».

Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?

Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.

Социальная философия и философия истории.

Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме.

Философия истории – проблему истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.

Философия религии. Религия не сводится только к культу, к обрядности. Она имеет идейную, собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой и развертываются философские дебаты. Существует эзотеризм (закрытый от непосвященных, тайный) или оккультизм.

Этика – учение о морали.

Логика - учение о формах человеческого мышления.

2. Мировоззрение и его типы.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно в ходе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей. Его основа — повседневная жизнь и личный житейский опыт. Обыденное мировоззрение состоит из несистематизированных, стихийных знаний о мире. Оно традиционно по своему характеру, в повседневной деятельности людей присутствует в форме здравого смысла.

Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил, в присутствие божественного начала в реальном мире. Этот тип мировоззрения ориентирован на решение духовных проблем. Религиозные учения поддерживают в людях надежду получить в идеальном мире то, чего они лишены в реальной жизни.

Научное мировоззрение опирается на обобщенные достижения современной науки, теоретическое осмысление реальности и включает в себя объективную картину мира, сложившуюся как целостный итог человеческого познания.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека как высшей ценности. Оно включает в себя представления о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном совершенствовании человека. В рамках гуманистического мировоззрения главный критерий общественного прогресса — благо человека, его право на свободу, счастье, духовное развитие и физическое благополучие.

 

3. Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии.

Ф илософские школы Древнего Китая — да­осизм и конфуцианство. Даосизм —учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты. Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, • пара категорий «инь-ян» обозначают крайности, которые дополняют друг друга; • материя, из которой состоит мир, едина; • особа императора священна; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — жи­вотворящая сила и благодать; • познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, послушании императору и близости к нему.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе?

     

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества.

В Древнем Китае существовали также школы моизма и легизма. Моизм был основан мудрецом Мо-цзы, который проповедовал всеобщую любовь, счастье и милосердие к низшим сословиям. Легисты считали, что природа человека безнравственна, значит эффективно управлять государством можно только тогда, когда власти руководствуются строгими законами.

По сложившейся традиции, школы индийской философии разделяют па две группы:

- ортодоксальные (астика), -неортодоксальные (настика). Принцип разделения — отношение конкретной школы к Ведам и ведической религиозпо - предфилософской традиции.

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Это: санкхья (Капила), йога (Патапджали), ньяя (Готама), вайшешика (Канада, он же Улука), миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа). Две последние школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре образованны на независимых основаниях. Все отмеченные школы — идеалистические либо тяготеющие к идеализму.

Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед. Это: адживика (Макхали Госала), джайнизм (Махавира), чарвака, или локаята (Брихас-пати), буддизм (Гаутама Будда).

1 Согласно джайнизму сущность человека дуалистична. Составляющие ее материальный и духовный компоненты связаны кармой. Соединение тела и души узами кармы приводит к возникновению конкретного индивида. В процессе своей последующей жизнедеятельности этот индивид может контролировать состояние материального компонента своей сущности и управлять им. Позже в джайнизме сформировались два направления, которые отличались друг от друга по степени аскезы. Наиболее ортодоксальными джайнистами являются дигамбары (одетые воздухом, т. е. отвергающие какую-либо одежду). Более умеренной аскезы придерживались шветамбары (одетые в белое).

2 С появлением буддизма влияние джайнизма начало падать, хотя он сохранился и в современной Индии. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм. Основателем этого учения был Сиддхартха Гаутама. Неудовлетворенный жизнью в роскоши, он оставляет свой род, свою семью и уходит в «бездомность». Буддизм – религиозно философское учение о достижении нирваны (состояние полной свободы от страданий). Бессмысленны по их мнению, следующие вопросы: вечен или не вечен мир? конечен или бесконечен мир? едина или не едина душа с телом. Пока человек отягощен земными заботами, он находится в состоянии неведения, что ему нужно делать, чтобы достигнуть совершенства. Основная проблема для него – поиск истинного пути к спасению.

 

4. Философия Древней Греции (общая характеристика).

Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась, по сути своей, первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа:

· VII-V века до н.э. - досократовская философия

· V-IV века до н.э. - классический этап (Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии).

· 2III IV-II века до н.э.- эллинистический этап. (Упадок Греческих городов и установление господства Македонии)

· 2IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.

Введение Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм). Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый — это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период — расцвет древнегреческой философии (V — IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период(III в. до н.э.-IV в. н.э.) — это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.

 

Становление философии Древней Греции Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков — Гомера, Геродота, Гесиоида. Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который был известен также как географ, астроном, математик. Фалес обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы.Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. »Все из воды и все в воду», так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом.В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира.Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира — воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа — мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос — это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым — означает жить по Логосу.Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал, что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.Еще один выдающийся философ – Пифагор. Он основал собственную философскую школу и поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.

Заключение Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность

 

5. Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.

5 век в философии - расцвет рабовладельческой демократии, история воздействует на человека. Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии с природы на человека. Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. Одним из самых известных представителей софистов был Протагор. Невозможна абсолютная истина, истина относительна. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо тот же человек становится другим человеком. СОКРАТ(469-399 ВС) не оставил ни сторочки, но влияние огромное. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Познай себя! Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить «если я знаю, что есть добро и хорошо, я не поступлю иначе». Предпосылкой практической приспособленности является самопознание. Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество - со злом. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, так как Сократ сам ничего не писал. Для понимания учения Сократа важны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа».

Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов: 1) метода выделения общего из ряда частных случаев;2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией, или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», т. е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю». В чем состояла этика Сократа?

Нравственные стремления присущи каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему важно вспомнить, что есть добро. Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека. Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон.

6. Платон и Аристотель как представители классической античной философии.

 

Платон (427-347гг.до н.э.) является родоначальником и виднейшим представителем философского направления, который позднее назовут объективным идеализмом. Мир по Платону имеет двойственную природу. Он как бы расколот на два мира: видимый мир изменчивых, чувственно воспринимаемых предметов - материальный мир и невидимый, умопостигаемый мир идей. Настоящий, подлинный мир – это мир идей, это подлинное бытие. Чувственно воспринимаемые вещи – это нечто среднее между бытием и небытием. Они только «тени», образы идей, их слабые копии. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Идея Мирового разума, Идея Высшего Блага. Идея человека – это его душа. До его рождения она пребывает в царстве идей, совершенном мире добра и красоты. Потом она попадает в чувственный, грубый мир, где временно живет в человеческом теле, как узник в темнице.

Аристотель (384-322 гг.дон.э.) сначала ученик, потом соратник и младший друг Платона, хотя по ряду принципиальных вопросов расходился с ним. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между чувственным миром и миром идей. В отличие от Платона, основой мира Аристотель считает материю и форму. Материя, по Аристотелю, несотворима и неуничтожима. Форма у Аристотеля это причина становления вещей из однообразной материи. Наивысшей из них является форма всех форм – Бог. Это первая причина и начало всех начал.

Учения Аристотеля о причинах, о материи и форме оказали существенное влияние на всю последующую европейскую философию. Развиваемые его учениками и последователями, философские идеи Аристотеля воплотились. У Аристотеля о причинах, о материи и форме оказали существенное влияние на всю последующую европейскую философию. Развиваемые его учениками и последователями, философские идеи Аристотеля воплотились в аристотелизме, учении и методе, господствующем во многих западных и восточных философских традициях вплоть до Нового времени.

 

7. Характеристика основных этапов, принципов и проблем средневековой философии.

Основными этапами средневековой философии явля­ются патристика и схоластика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: