Теоретические основы организации налогового учета




Необходимость, сущность, задачи и методология налогового учета

 

ЛЕКЦИЯ 1

1.1 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Переход государственной экономики на рыночные отношения потребовал пересмотра содержания понятий и категорий, ис­пользовавшихся в административно-командной экономике, вызвал появление новых категорий и понятий, которые ранее были применимы только в странах с рыночной экономикой. В существовавшей в течение семидесяти лет бюджетной системе страны основным источником доходов независимо от уровня бюджетов выступал налог с оборота, который в государственном бюджете СССР составлял около 40% всех поступлений. Следующими зна­чительными источниками доходов бюджета служили отчисления от прибыли, государственные налоги с населения, подоходный налог с колхозов.

Для местных бюджетов основными источниками поступлений были налог с оборота местной промышленности, подоходный налог с населения, подоходный налог с колхозов, сельскохозяйст­венный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, а также лесной доход и подоходный налог с пред­принимателей и организаций потребительской кооперации.

Финансовые отношения между государством и предприятия­ми в условиях административно-командной системы по поводу платежей в бюджет строились по принципу жесткой подчиненно­сти в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (внутреннего валового продукта) и на­ционального дохода.

Плательщиками налога с оборота выступали государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных организаций (кро­ме колхозов), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие са­мостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Налог уплачивался по товарам собственного производства или собст­венной закупки при их реализации, а также при отпуске внутри предприятия, организации или производственного объединения по розничным ценам или оптовым ценам промышленности с на­логом с оборота и при продаже товаров через свою розничную сеть и свои предприятия общественного питания. Налог с оборота выделялся в твердых размерах в ценах товаров и по мере их реали­зации перечислялся в бюджет. По своей экономической природе он более соответствовал налогу на добавленную стоимость, широ­ко применявшемуся в это время в странах Западной Европы.

Введение налога с оборота преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета.

Платежи из прибыли в бюджет государственных объединений, предприятий и организаций выступали как форма распределения прибыли между хозрасчетными предприятиями и государством и в качестве одного из основных источников формирования доход­ной части государственного бюджета.

Платежи из прибыли могли вноситься двумя методами — цен­трализованно и децентрализованно. Преимущественным и наи­более прогрессивным являлся децентрализованный порядок рас­четов, который предусматривал расчеты непосредственно с госу­дарственными хозрасчетными предприятиями и организациями, имевшими расчетный счет в Госбанке. Этот метод наиболее пол­но отвечал требованиям хозрасчета и усиления ответственности объединений, предприятий за выполнение обязанностей перед бюджетом.

Формирование новых экономических отношений между само­стоятельными во всех отношениях организациями и государством потребовало и существенной корректировки содержания финансо­вых отношений. В первую очередь эти изменения должны были коснуться отношений, связанных с выполнением конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

 

 

1.2. ЭТАПЫСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Появлению налогового учета в России и официальному закре­плению термина в законодательстве способствовал ряд обстоя­тельств.

1-й этап развития и становления налогового учета начался 1 января 1992 г. С этого момента в законодательстве появляются первые элементы налогового учета. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и ор­ганизаций» (в ред. от 27.12.1991 г.) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реа­лизацию продукции, работ и услуг по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализа­ции аналогичной продукции». Таким образом, выручка стала оп­ределяться не по цене реализации, а по мифической среднеры­ночной цене независимо от того, была ли фактическая цена реа­лизации выше или ниже фактической себестоимости. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерско­го учета, введенное в действие. Кроме того, уже в этот период для целей налогообложения и для целей бухгалтерской отчетности стали использоваться специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной организацией за отчетный период, отражаемый по строке 090 «Отчет о финансовых результа­тах и их использовании» (форма 2), имел наименование «Балан­совая прибыль или убыток», то по строке 1 «Расчеты налога от фактической прибыли» показатель прибыли уже имел иное на­именование — «Валовая прибыль».

2-ой этап начался в период, когда противоречие между бухгал­терским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострилось. Так, в декабре 1994 г. предпринимательские круги выступили против учета (для целей налогообложения) курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До кон­ца 1994 г. согласно п.14 Положения о составе затрат, к налогооб­лагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. 3 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Феде­рации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В со­ответствии с этим законом «в целях налогообложения по прибы­ли валовая выручка предприятий уменьшалась на сумму положи­тельных курсовых разниц», т.е. по бухгалтерскому учету на сумму курсовой разницы возникала прибыль, а по налоговому учету она отсутствовала. Согласно этому Закону впервые противоречие ме­жду бухгалтерским и налоговым учетом было разрешено в пользу последнего, т.е. было принято решение, что налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским учетом для целей налогообло­жения. В этот период произошло окончательное разделение по­нятий «бухгалтерский учет доходов и затрат» и «налоговый учет доходов и затрат». Это обстоятельство требовало корректировки отчетности. Вскоре были утверждены формы отчетности и инст­рукции, определяющие порядок их заполнения.

3-ий этап формирования и развития налогового учета начался с 1 июля 1995 г. и ознаменовался принятием постановления Прави­тельства Российской Федерации № 661. В соответствии с указан­ным постановлением было установлено, что все затраты органи­зации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей на­логообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов.

С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточи­лось на максимальном взимании налогов, т.е. фактическая себе­стоимость и себестоимость для целей налогообложения оконча­тельно стали самостоятельными понятиями, отличными одно от другого. Согласно данному положению не все фактические затра­ты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе за­трат и не подлежал расширенному толкованию. Например, к за­тратам, которые должны были корректироваться, относились: компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, командировочные расходы, затраты на обучение и др. Те­перь бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две само­стоятельные функции: обеспечения достоверных данных о пол­ной себестоимости и учет расходов в целях налогообложения.

4-ый этап становления налогового учета начался 19 октября 1995 г., когда Минфин России издал приказ № 115 «О годовой бух­галтерской отчетности организаций за 1995 год». Определяющим фактором для целей налогообложения стала учетная политика. В ней дата возникновения налогового обязательства определялась либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно услож­нил работу главного бухгалтера. Появились приложения к деклара­ции по налогу на прибыль.

Возникновение налоговых обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассово­го метода начисления налогов.

Метод начисления налогов по отгрузке неизменно был пред­почтительнее для интересов государства. Государство всегда пы­талось перевести налоговый учет предприятий на учетную поли­тику согласно отгрузке. Для целей ведения финансового учета все предприятия должны были определять выручку на момент отгруз­ки, а точнее, на момент перехода права собственности. Как толь­ко возникло понятие отгрузки (перехода права собственности),

потребовался нормативный документ, который регламентировал бы это понятие. Эту функцию выполнил Гражданский кодекс РФ. Переход права собственности на момент оплаты должен оговари­ваться отдельным пунктом договора поставки.

Наступление 5-го этапа было связано с принятием части пер­вой НК РФ. Тем самым вводилось единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных нало­гов, порядок их взыскания. При этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 1 января 2001 г. В данной части НК РФ было определено описание порядка исчисления и взимания конкрет­ных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и др.). Принятые позже главы части второй НК РФ описывают конкретный механизм взимания по соответствующему налогу.

В 2006 г. в НК РФ были внесены дополнения и изменения в целях упорядочения налогового учета и приведения в соответст­вие законодательства о налогах и сборах.

Получил официальное закрепление термин «учетная поли­тика для целей налогообложения». С 1 января 2007 г. «учет­ная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоя­щим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности нало­гоплательщика».

Введены в нормативный оборот определения лицевых сче­тов — счетов, открытых в органах Федерального казначейст­ва (иных органах, осуществляющих открытие и ведение ли­цевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательст­вом Российской Федерации.

То же самое произошло в отношении счетов Федерального казначейства — счетов, открытых территориальными орга­нами Федерального казначейства, предназначенных для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспе­чивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организа­ций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформлен­ные на основании этих решений поручения соответствую­щим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществления зачета сумм излишне уп­лаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пе­ням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Территориальный орган Федерального казначейства, осу­ществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвра­щенных налогоплательщику денежных средств.

В случае, если предусмотренные п. 10 ст. 78 НК РФ процен­ты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, нало­говый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплачен­ною налога, в течение трех дней со дня получения уведом­ления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и о сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым указан­ного пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возвра­те этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в тер­риториальный орган Федерального казначейства для осуществле­ния возврата.

Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распростра­няются на налоговых агентов и плательщиков сборов.


 

 

ЛЕКЦИЯ 2

1.3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

 

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет — это систе­ма обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом ко­дексе. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообло­жения хозяйственных операций, осуществленных налогоплатель­щиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспе­чения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисле­ния налога на прибыль ведется параллельно бухгалтерскому учету налоговый учет, т.е. группировка данных из первичных докумен­тов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематиза­ции данных налогового учета за отчетный период, сгруппирован­ные без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности приме­нения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налого­вого учета устанавливается в учетной политике для целей налого­обложения, в которой также находят отражение сами регистры налогового учета. Формы регистров и их заполнение на основа­нии ст. 314 НК РФ налогоплательщик разрабатывает самостоя­тельно и прилагает к учетной политике организации.

Данные налогового учета должны отражать порядок формиро­вания суммы доходов и расходов, порядок определения доли рас­ходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем пе­риоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на рас­ходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по рас­четам с бюджетом.

Подтверждением данных налогового учета являются: первич­ные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитиче­ские регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налого­вые декларации.

Первичные учетные документы — это документы, оформлен­ные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), бухгалтерская справка отражает исправительные, допол­нительные и вновь выявленные хозяйственные операции, кото­рые не были отражены в текущем учете (например, корректиров­ка расчетов по налогам).

В целях упрощения ведения налоговых регистров их нумера­ция и наименование могут совпадать с планом счетов предпри­ятия. Но при этом регистры обязательно должны содержать сле­дующие реквизиты: наименование, период, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, содержание хозяйст­венной операции, подпись ответственного лица. Основной зада­чей регистров является полное и достоверное отражение инфор­мации о формировании доходов и расходов организации в хро­нологическом порядке, определяющих размер налогооблагаемой базы, в соответствии с главой 25 НК РФ. Основой для ведения ре­гистра является документарное подтверждение возникновения доходов или расходов. Указанные регистры не являются типовы­ми формами, и нет утвержденных форм регистров, хотя Мини­стерство по налогам и сборам РФ (МНС России) в порядке реко­мендаций привело примерный перечень таких форм. Поэтому на практике налогоплательщики разрабатывают и ведут регистры налогового учета самостоятельно.

Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль определен ст. 315 НК РФ. Тем не менее налоговый учет должен обеспечивать соответствующее раскрытие информации о структуре доходов и расходов в целях заполнения налоговой дек­ларации.

Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответст­венность в соответствии с законом, т.е обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, — сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответствен­ность.

Организация налогового учета нашла отражение в информа­ционном сообщении МНС России от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В этом сообщении предлагаются основ­ные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходи­мых, для исчисления налогооблагаемой базы по прибыли. Разра­ботанные регистры могут быть произвольно расширены, допол­нены, разделены или иным способом приспособлены для отраже­ния деятельности данного предприятия.

Отсутствие регистра в числе предложенных, а также наличие собственного регистра не может служить основанием для приме­нения налоговых санкций. Наказуется неправильное исчисление налога на прибыль.

Как уже было указано, характерной чертой учетно-налоговых показателей (налоговых регистров) является то, что они во мно­гом обусловлены данными бухгалтерского учета. Результатом ис­пользования налогового учета является представление в Феде­ральную налоговую службу России (ФНС России) специализиро­ванных типовых форм, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства. Для сближения налогового и бухгал­терского учета можно в регистрах бухгалтерского учета выделять дополнительные субсчета либо к каждой записи добавлять ин­формацию, необходимую для исчисления налоговой базы. Реги­стры бухгалтерского учета, имеющие всю необходимую информа­цию для использования данных им целях исчисления прибыли по правилам главы 25 НК РФ, будут признаваться регистрами нало­гового учета (согласно ст. 313 НК РФ). И частности, большинство предприятий используют данные бухгалтерского учета дли фор­мирования выручки и внереализационных доходов для целей на­логообложения. В то же время, как показывает практика, существуют отдельные виды операций, по которым использование данных бухгалтерского учета в целях налоговою учета не представляется возможным. Такие операции могут быть опреде­лены только в системе налогового учета с использованием нало­говых регистров.

1.4. СООТНОШЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

 

Здесь приведем сравнительный анализ бухгалтерского и нало­гового учета, подготовленный на основе определений и характе­ристик, сформулированных в соответствующих нормативных ак­тах — НК РФ, Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Рассматриваемый авторский анализ был проведен на теоретическом уровне, поэтому по завершении п. 1.4 и далее по тексту учебного пособия под налоговым учетом следует понимать систему обобщения информации для определения на­логовой базы по конкретному налогу на основе данных первич­ных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Итак, исходя из разных целевых задач бухгалтерского и нало­гового учета их регламентация осуществляется независимо один от другого.

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, реги­страции и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйст­венных операций.

Налоговый учет — это система обобщения информации для формирования налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Смысловое отличие со­стоит в том, что бухгалтерский учет охватывает все виды опера­ций, а налоговый рассматривает их только в отношении налогообложения. В этом аспекте бухгалтерский учет может использо­ваться для целей анализа хозяйственной деятельности, ее планирования, привлечения кредитных средств, трудовых ресур­сов и т.д., тогда как налоговый учет служит нуждам и целям толь­ко налогообложения.

Исходя из целей и задач учета, бухгалтерский учет предназна­чен для формирования полной и достоверной информации о дея­тельности организации и ее имущественном положении, для обеспечения информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблю­дением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением иму­щества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норма­ми, нормативами и сметами. А также для предотвращения отри­цательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее фи­нансовой устойчивости.

Налоговый учет предназначен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообло­жения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчет­ного (налогового) периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей с целью контроля правиль­ности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Отличие с законодательной позицией по целям состоит в том, что бухгалтерский учет формирует информацион­ную базу для всех видов контролирующих учреждений, а налого­вый учет — только для целей определения налоговой базы.

Отличие бухгалтерского и налогового учета исходя из таких критериев, как принципы ведения учета, порядок ведения учета и формирование учетной политики, состоит в следующем.

По принципам учета

Бухгалтерский учет призван обеспечить:

ü последовательность применения учетной политики от одно­го отчетного года к другому;

ü непрерывность деятельности организации в обозримом бу­дущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следова­тельно, погашение обязательств в установленном порядке;

ü временную определенность фактов хозяйственной деятель­ности относительно того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступ­ления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

ü имущественную обособленность активов и обязательств ор­ганизации от активов и обязательств собственников данной организации и других организаций;

ü полноту отражения в учете всех фактов хозяйственной дея­тельности в бухгалтерском учете и отчетности;

ü осмотрительность в готовности к признанию в бухгалтер­ском учете расходов и обязательств, возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов (быть осмотритель­ным в расходах и не перерасходовать средства);

ü приоритет содержания над формой — отражение в бухгал­терском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономиче­ского содержания и условий хозяйствования (т.е. отражать смысловую, экономическую сторону хозяйственной опера­ции, а не ее документарное оформление).;

ü непротиворечивость (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета), общий счет бухгалтерского учета — это синтетический счет, а субсчета — это аналитические счета, т.е. сумма аналитиче­ских счетов должна равняться синтетическому счету;

ü рациональность ведения бухгалтерского учета исходя из ус­ловий хозяйственной деятельности и величины организа­ции (т.е. формировать штат и должностные обязанности бухгалтерии).

Налоговый учет должен обеспечить:

ü последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому;

ü непрерывность отражения объектов учета в хронологиче­ском порядке.

Существо отличия заключается в том, что бухгалтерский учет должен оперировать экономическим смыслом хозяйственной операции, а налоговый учет — только действующим законодательством.

По ведению учета

Бухгалтерский учет ведется посредством систематизации, на­копления и обработки информации на основании принятых к учету первичных документов, их группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности с отражением на счетах бухгалтер­ского учета, с применением системы регистров бухгалтерского учета и других способов.

Налоговый учет ведется посредством систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированных в соот­ветствии с требованиями главы 25 НК РФ, без отражения по сче­там бухгалтерского учета, с применением аналитических регист­ров налогового учета. Принципиальное отличие состоит в том, что в бухгалтерском учете применяется двойная запись с коррес­понденцией счетов (проводка), а в налоговом учете отражается хозяйственная операция, увеличивающая или уменьшающая на­логооблагаемую базу.

По формированию учетной политики

Бухгалтерский учет формирует учетную политику как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, те­кущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйствен­ной деятельности (возможные варианты описываются в ПБУ).

Налоговый учет формирует учетную политику как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, те­кущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйствен­ной деятельности для отражения в расчете налоговой базы. Бух­галтерская и налоговая учетная политика объединяется в одном документе «Учетная политика организации».

Применение учетной политики

В бухгалтерском учете она применяется последовательно из года в год с 1 января года, следующего за годом ее утверждения (изменения); возможные изменения оформляются отдельными дополнениями, утверждаемыми приказами руководителя органи­зации и применяются с 1 января следующего года.

Налоговый учет применяет учетную политику последователь­но от одного налогового периода к другому.

Случаи внесения изменений в учетную политику в текущем году

В бухгалтерском учете изменения вносятся в случаях:

ü изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

ü разработки организацией новых способов ведения учета (например, переход на ЭВМ, в частности на программы 1C);

ü применение нового способа бухгалтерского учета, который предполагает более достоверное представление фактов хо­зяйственной деятельности в учете и отчетности или мень­шую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности;

ü существенного изменения условий деятельности организа­ции, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, местона­хождения и т.п.

В налоговом учете изменяют учетную политику в случаях:

ü изменения налогового законодательства;

ü изменения применяемых методов бухгалтерского учета.

Отличие заключается в том, что учетная политика для бухгал­терии определяется целесообразностью, а для налоговой полити­ки — нормативными документами.

По элементам учетной политики

Бухгалтерский учет принимает во внимание следующие эле­менты:

ü рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ве­дения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

ü формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по кото­рым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

ü порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств;

ü правила документооборота и технология обработки учетной информации;

ü порядок контроля за хозяйственными операциями;

ü другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета.

Налоговый учет принимает во внимание следующие элементы:

ü методы оценки отдельных активов и обязательств;

ü методы начисления амортизации;

ü применение пониженных и повышенных норм амортиза­ции;

ü создание резервов;

ü порядок уплаты авансовых налоговых платежей;

ü формы аналитических регистров налогового учета;

ü другие решения, необходимые для организации налогового учета.

Принципиальное отличие здесь состоит в том, что налоговый учет регламентирует элементы, которые могут вызвать расхожде­ния данных бухгалтерского и налогового учета, а бухгалтерский учет опирается на все значимые элементы учета и порядок их взаимодействия друг с другом.

Схематично подходы к организации налогового учета показа­ны на рис. 1.1, а порядок работы — на рис. 1.2.

 

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным главой 25 НК РФ

 

Рис. 1.1. Подходы к организации налогового учета

 

Рис. 1.2. Порядок работы по решению задачи построения налогового учета

 

Этапы работы по решению задачи построения налогового учета

1. Ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия с целью определения структуры доходов и рас­ходов (как правило, проводится при проведении аудиторской проверки).

2. Ознакомление с системой документооборота для выявления возможностей оптимизации с целью построения налогового учета.

3. Ознакомление с программным продуктом, используемым кли­ентом для ведения бухгалтерского учета, с целью определения возможного уровня автоматизации.

4. Формирование учетной политики для целей налогообложения с учетом всех возможных альтернативных вариантов.

5. Формирование рабочего плана счетов с учетом индивидуаль­ных особенностей клиента, а также возможностей про­граммного продукта.

6. Формирование налоговых регистров с учетом возможностей программного продукта клиента.

7. Составление инструктивных материалов о порядке состав­ления налоговой декларации.

8. Построение схемы организации налогового учета (исходя из индивидуальных особенностей клиента).

9. Консультационное сопровождение проекта.

 

Сравнение бухгалтерского и налогового учета дано в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 Сравнение управленческого, финансового и налогового учета

Объект сравнения Управленческий учет Финансовый (бухгалтерский) учет Налоговый учет
1. Определе­ние понятия Система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необхо­димых для управ­ления объектов оперативного принятия управ­ленческих реше­ний Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выра­жении об имуще­стве, обязательст­вах организации и их движении Система обобще­ния информации для определения налоговой базы по налогу на ос­нове данных пер­вичных докумен­тов, сгруппиро­ванных в порядке, установ­ленном НК РФ
2. Обяза­тельность ведения учета Не является обя­зательным. Организуется по решению ад­министрации Требуется по законодатель­ству о бухгалтер­ском учете Обязателен для определения налоговой базы по налогу на при­быль, НДС, НДПИ, УСН
3. Цель учета Помощь менедж­менту компании в планировании, управлении и контроле ре­зультатов финан­сово-хозяйствен­ной деятельности Формирование полной и досто­верной информации о результатах финансово-хозяй­ственной деятель­ности для внеш­них пользовате­лей, публичной отчетности Формирование полной и досто­верной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, обеспе­чение информа­цией внешних (1) и внутренних (2) пользователей
4. Основные потребители информации Различные уров­ни внутрифир­менного управле­ния, состав кото­рых заранее известен Большие группы (инвесторы, кре­диторы, конку­ренты и Т.Д.), состав которых в основном неиз­вестен Фискальные органы государст­ва (в меньшей степени для внут­реннего управле­ния)
5. Базисная структура Различна в зави­симости от цели использования информации (используются различные под­системы и методы управления, любая система, которая дает результат) Основное бухгал­терское уравнение Активы = обяза­тельства + капи­тал (собствен­ный). Система двойной записи Определяется налогоплательщи­ком самостоя­тельно на базе регистров бухгал­терского учета или разрабаты­ваются самостоя­тельные регистры налогового учета
6. Свобода выбора Нет норм и огра­ничений. Единый критерий — при­годность для при­нятия управлен­ческого решения Обязательное соблюдение принципов бухгалтерского учета Регламентирован расчет налога на прибыль, НДС и НДПИ на осно­вании учетной политики для целей налого­обложения
7. Исполь­зуемые измерители выдаваемой и принимае­мой информации Любая информа­ция как в денеж­ном, так и в нату­рально-вещест­венном выражении В денежном выражении Денежное выра­жение объекта налогообложения (налоговой базы)
8. Степень точности информации Зависит от поставленных целей. При управлении производственными процессами используются точные данные Минимальное число приблизи­тельных оценок (способы списа­ния материалов в производство) Максимально возможная точ­ность в расчетах налоговой базы
9. Частота отчетности Зависит от решаемых задач, обычно отчетность поне­дельная или помесячная Квартальная и годовая. Регламентирована стандартами бух­галтерской отчетнос


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: