Необходимость, сущность, задачи и методология налогового учета
ЛЕКЦИЯ 1
1.1 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Переход государственной экономики на рыночные отношения потребовал пересмотра содержания понятий и категорий, использовавшихся в административно-командной экономике, вызвал появление новых категорий и понятий, которые ранее были применимы только в странах с рыночной экономикой. В существовавшей в течение семидесяти лет бюджетной системе страны основным источником доходов независимо от уровня бюджетов выступал налог с оборота, который в государственном бюджете СССР составлял около 40% всех поступлений. Следующими значительными источниками доходов бюджета служили отчисления от прибыли, государственные налоги с населения, подоходный налог с колхозов.
Для местных бюджетов основными источниками поступлений были налог с оборота местной промышленности, подоходный налог с населения, подоходный налог с колхозов, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, а также лесной доход и подоходный налог с предпринимателей и организаций потребительской кооперации.
Финансовые отношения между государством и предприятиями в условиях административно-командной системы по поводу платежей в бюджет строились по принципу жесткой подчиненности в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (внутреннего валового продукта) и национального дохода.
Плательщиками налога с оборота выступали государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных организаций (кроме колхозов), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Налог уплачивался по товарам собственного производства или собственной закупки при их реализации, а также при отпуске внутри предприятия, организации или производственного объединения по розничным ценам или оптовым ценам промышленности с налогом с оборота и при продаже товаров через свою розничную сеть и свои предприятия общественного питания. Налог с оборота выделялся в твердых размерах в ценах товаров и по мере их реализации перечислялся в бюджет. По своей экономической природе он более соответствовал налогу на добавленную стоимость, широко применявшемуся в это время в странах Западной Европы.
Введение налога с оборота преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета.
Платежи из прибыли в бюджет государственных объединений, предприятий и организаций выступали как форма распределения прибыли между хозрасчетными предприятиями и государством и в качестве одного из основных источников формирования доходной части государственного бюджета.
Платежи из прибыли могли вноситься двумя методами — централизованно и децентрализованно. Преимущественным и наиболее прогрессивным являлся децентрализованный порядок расчетов, который предусматривал расчеты непосредственно с государственными хозрасчетными предприятиями и организациями, имевшими расчетный счет в Госбанке. Этот метод наиболее полно отвечал требованиям хозрасчета и усиления ответственности объединений, предприятий за выполнение обязанностей перед бюджетом.
Формирование новых экономических отношений между самостоятельными во всех отношениях организациями и государством потребовало и существенной корректировки содержания финансовых отношений. В первую очередь эти изменения должны были коснуться отношений, связанных с выполнением конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
1.2. ЭТАПЫСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Появлению налогового учета в России и официальному закреплению термина в законодательстве способствовал ряд обстоятельств.
1-й этап развития и становления налогового учета начался 1 января 1992 г. С этого момента в законодательстве появляются первые элементы налогового учета. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991 г.) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции». Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерского учета, введенное в действие. Кроме того, уже в этот период для целей налогообложения и для целей бухгалтерской отчетности стали использоваться специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной организацией за отчетный период, отражаемый по строке 090 «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (форма 2), имел наименование «Балансовая прибыль или убыток», то по строке 1 «Расчеты налога от фактической прибыли» показатель прибыли уже имел иное наименование — «Валовая прибыль».
2-ой этап начался в период, когда противоречие между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострилось. Так, в декабре 1994 г. предпринимательские круги выступили против учета (для целей налогообложения) курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До конца 1994 г. согласно п.14 Положения о составе затрат, к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. 3 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В соответствии с этим законом «в целях налогообложения по прибыли валовая выручка предприятий уменьшалась на сумму положительных курсовых разниц», т.е. по бухгалтерскому учету на сумму курсовой разницы возникала прибыль, а по налоговому учету она отсутствовала. Согласно этому Закону впервые противоречие между бухгалтерским и налоговым учетом было разрешено в пользу последнего, т.е. было принято решение, что налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским учетом для целей налогообложения. В этот период произошло окончательное разделение понятий «бухгалтерский учет доходов и затрат» и «налоговый учет доходов и затрат». Это обстоятельство требовало корректировки отчетности. Вскоре были утверждены формы отчетности и инструкции, определяющие порядок их заполнения.
3-ий этап формирования и развития налогового учета начался с 1 июля 1995 г. и ознаменовался принятием постановления Правительства Российской Федерации № 661. В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов.
С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов, т.е. фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными одно от другого. Согласно данному положению не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе затрат и не подлежал расширенному толкованию. Например, к затратам, которые должны были корректироваться, относились: компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, командировочные расходы, затраты на обучение и др. Теперь бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: обеспечения достоверных данных о полной себестоимости и учет расходов в целях налогообложения.
4-ый этап становления налогового учета начался 19 октября 1995 г., когда Минфин России издал приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год». Определяющим фактором для целей налогообложения стала учетная политика. В ней дата возникновения налогового обязательства определялась либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.
Возникновение налоговых обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассового метода начисления налогов.
Метод начисления налогов по отгрузке неизменно был предпочтительнее для интересов государства. Государство всегда пыталось перевести налоговый учет предприятий на учетную политику согласно отгрузке. Для целей ведения финансового учета все предприятия должны были определять выручку на момент отгрузки, а точнее, на момент перехода права собственности. Как только возникло понятие отгрузки (перехода права собственности),
потребовался нормативный документ, который регламентировал бы это понятие. Эту функцию выполнил Гражданский кодекс РФ. Переход права собственности на момент оплаты должен оговариваться отдельным пунктом договора поставки.
Наступление 5-го этапа было связано с принятием части первой НК РФ. Тем самым вводилось единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. При этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 1 января 2001 г. В данной части НК РФ было определено описание порядка исчисления и взимания конкретных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и др.). Принятые позже главы части второй НК РФ описывают конкретный механизм взимания по соответствующему налогу.
В 2006 г. в НК РФ были внесены дополнения и изменения в целях упорядочения налогового учета и приведения в соответствие законодательства о налогах и сборах.
Получил официальное закрепление термин «учетная политика для целей налогообложения». С 1 января 2007 г. «учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».
Введены в нормативный оборот определения лицевых счетов — счетов, открытых в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
То же самое произошло в отношении счетов Федерального казначейства — счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, предназначенных для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществления зачета сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В случае, если предусмотренные п. 10 ст. 78 НК РФ проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченною налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и о сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым указанного пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
ЛЕКЦИЯ 2
1.3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль ведется параллельно бухгалтерскому учету налоговый учет, т.е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения по счетам бухгалтерского учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, в которой также находят отражение сами регистры налогового учета. Формы регистров и их заполнение на основании ст. 314 НК РФ налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и прилагает к учетной политике организации.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.
Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.
Первичные учетные документы — это документы, оформленные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), бухгалтерская справка отражает исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете (например, корректировка расчетов по налогам).
В целях упрощения ведения налоговых регистров их нумерация и наименование могут совпадать с планом счетов предприятия. Но при этом регистры обязательно должны содержать следующие реквизиты: наименование, период, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, содержание хозяйственной операции, подпись ответственного лица. Основной задачей регистров является полное и достоверное отражение информации о формировании доходов и расходов организации в хронологическом порядке, определяющих размер налогооблагаемой базы, в соответствии с главой 25 НК РФ. Основой для ведения регистра является документарное подтверждение возникновения доходов или расходов. Указанные регистры не являются типовыми формами, и нет утвержденных форм регистров, хотя Министерство по налогам и сборам РФ (МНС России) в порядке рекомендаций привело примерный перечень таких форм. Поэтому на практике налогоплательщики разрабатывают и ведут регистры налогового учета самостоятельно.
Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль определен ст. 315 НК РФ. Тем не менее налоговый учет должен обеспечивать соответствующее раскрытие информации о структуре доходов и расходов в целях заполнения налоговой декларации.
Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом, т.е обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, — сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответственность.
Организация налогового учета нашла отражение в информационном сообщении МНС России от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В этом сообщении предлагаются основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, для исчисления налогооблагаемой базы по прибыли. Разработанные регистры могут быть произвольно расширены, дополнены, разделены или иным способом приспособлены для отражения деятельности данного предприятия.
Отсутствие регистра в числе предложенных, а также наличие собственного регистра не может служить основанием для применения налоговых санкций. Наказуется неправильное исчисление налога на прибыль.
Как уже было указано, характерной чертой учетно-налоговых показателей (налоговых регистров) является то, что они во многом обусловлены данными бухгалтерского учета. Результатом использования налогового учета является представление в Федеральную налоговую службу России (ФНС России) специализированных типовых форм, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства. Для сближения налогового и бухгалтерского учета можно в регистрах бухгалтерского учета выделять дополнительные субсчета либо к каждой записи добавлять информацию, необходимую для исчисления налоговой базы. Регистры бухгалтерского учета, имеющие всю необходимую информацию для использования данных им целях исчисления прибыли по правилам главы 25 НК РФ, будут признаваться регистрами налогового учета (согласно ст. 313 НК РФ). И частности, большинство предприятий используют данные бухгалтерского учета дли формирования выручки и внереализационных доходов для целей налогообложения. В то же время, как показывает практика, существуют отдельные виды операций, по которым использование данных бухгалтерского учета в целях налоговою учета не представляется возможным. Такие операции могут быть определены только в системе налогового учета с использованием налоговых регистров.
1.4. СООТНОШЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Здесь приведем сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета, подготовленный на основе определений и характеристик, сформулированных в соответствующих нормативных актах — НК РФ, Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Рассматриваемый авторский анализ был проведен на теоретическом уровне, поэтому по завершении п. 1.4 и далее по тексту учебного пособия под налоговым учетом следует понимать систему обобщения информации для определения налоговой базы по конкретному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Итак, исходя из разных целевых задач бухгалтерского и налогового учета их регламентация осуществляется независимо один от другого.
Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Налоговый учет — это система обобщения информации для формирования налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Смысловое отличие состоит в том, что бухгалтерский учет охватывает все виды операций, а налоговый рассматривает их только в отношении налогообложения. В этом аспекте бухгалтерский учет может использоваться для целей анализа хозяйственной деятельности, ее планирования, привлечения кредитных средств, трудовых ресурсов и т.д., тогда как налоговый учет служит нуждам и целям только налогообложения.
Исходя из целей и задач учета, бухгалтерский учет предназначен для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, для обеспечения информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. А также для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Налоговый учет предназначен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей с целью контроля правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Отличие с законодательной позицией по целям состоит в том, что бухгалтерский учет формирует информационную базу для всех видов контролирующих учреждений, а налоговый учет — только для целей определения налоговой базы.
Отличие бухгалтерского и налогового учета исходя из таких критериев, как принципы ведения учета, порядок ведения учета и формирование учетной политики, состоит в следующем.
По принципам учета
Бухгалтерский учет призван обеспечить:
ü последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому;
ü непрерывность деятельности организации в обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке;
ü временную определенность фактов хозяйственной деятельности относительно того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
ü имущественную обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников данной организации и других организаций;
ü полноту отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
ü осмотрительность в готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов (быть осмотрительным в расходах и не перерасходовать средства);
ü приоритет содержания над формой — отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования (т.е. отражать смысловую, экономическую сторону хозяйственной операции, а не ее документарное оформление).;
ü непротиворечивость (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета), общий счет бухгалтерского учета — это синтетический счет, а субсчета — это аналитические счета, т.е. сумма аналитических счетов должна равняться синтетическому счету;
ü рациональность ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (т.е. формировать штат и должностные обязанности бухгалтерии).
Налоговый учет должен обеспечить:
ü последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому;
ü непрерывность отражения объектов учета в хронологическом порядке.
Существо отличия заключается в том, что бухгалтерский учет должен оперировать экономическим смыслом хозяйственной операции, а налоговый учет — только действующим законодательством.
По ведению учета
Бухгалтерский учет ведется посредством систематизации, накопления и обработки информации на основании принятых к учету первичных документов, их группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности с отражением на счетах бухгалтерского учета, с применением системы регистров бухгалтерского учета и других способов.
Налоговый учет ведется посредством систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета, с применением аналитических регистров налогового учета. Принципиальное отличие состоит в том, что в бухгалтерском учете применяется двойная запись с корреспонденцией счетов (проводка), а в налоговом учете отражается хозяйственная операция, увеличивающая или уменьшающая налогооблагаемую базу.
По формированию учетной политики
Бухгалтерский учет формирует учетную политику как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (возможные варианты описываются в ПБУ).
Налоговый учет формирует учетную политику как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налоговой базы. Бухгалтерская и налоговая учетная политика объединяется в одном документе «Учетная политика организации».
Применение учетной политики
В бухгалтерском учете она применяется последовательно из года в год с 1 января года, следующего за годом ее утверждения (изменения); возможные изменения оформляются отдельными дополнениями, утверждаемыми приказами руководителя организации и применяются с 1 января следующего года.
Налоговый учет применяет учетную политику последовательно от одного налогового периода к другому.
Случаи внесения изменений в учетную политику в текущем году
В бухгалтерском учете изменения вносятся в случаях:
ü изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
ü разработки организацией новых способов ведения учета (например, переход на ЭВМ, в частности на программы 1C);
ü применение нового способа бухгалтерского учета, который предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности;
ü существенного изменения условий деятельности организации, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, местонахождения и т.п.
В налоговом учете изменяют учетную политику в случаях:
ü изменения налогового законодательства;
ü изменения применяемых методов бухгалтерского учета.
Отличие заключается в том, что учетная политика для бухгалтерии определяется целесообразностью, а для налоговой политики — нормативными документами.
По элементам учетной политики
Бухгалтерский учет принимает во внимание следующие элементы:
ü рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
ü формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
ü порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
ü правила документооборота и технология обработки учетной информации;
ü порядок контроля за хозяйственными операциями;
ü другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета.
Налоговый учет принимает во внимание следующие элементы:
ü методы оценки отдельных активов и обязательств;
ü методы начисления амортизации;
ü применение пониженных и повышенных норм амортизации;
ü создание резервов;
ü порядок уплаты авансовых налоговых платежей;
ü формы аналитических регистров налогового учета;
ü другие решения, необходимые для организации налогового учета.
Принципиальное отличие здесь состоит в том, что налоговый учет регламентирует элементы, которые могут вызвать расхождения данных бухгалтерского и налогового учета, а бухгалтерский учет опирается на все значимые элементы учета и порядок их взаимодействия друг с другом.
Схематично подходы к организации налогового учета показаны на рис. 1.1, а порядок работы — на рис. 1.2.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным главой 25 НК РФ
Рис. 1.1. Подходы к организации налогового учета
Рис. 1.2. Порядок работы по решению задачи построения налогового учета
Этапы работы по решению задачи построения налогового учета
1. Ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия с целью определения структуры доходов и расходов (как правило, проводится при проведении аудиторской проверки).
2. Ознакомление с системой документооборота для выявления возможностей оптимизации с целью построения налогового учета.
3. Ознакомление с программным продуктом, используемым клиентом для ведения бухгалтерского учета, с целью определения возможного уровня автоматизации.
4. Формирование учетной политики для целей налогообложения с учетом всех возможных альтернативных вариантов.
5. Формирование рабочего плана счетов с учетом индивидуальных особенностей клиента, а также возможностей программного продукта.
6. Формирование налоговых регистров с учетом возможностей программного продукта клиента.
7. Составление инструктивных материалов о порядке составления налоговой декларации.
8. Построение схемы организации налогового учета (исходя из индивидуальных особенностей клиента).
9. Консультационное сопровождение проекта.
Сравнение бухгалтерского и налогового учета дано в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Сравнение управленческого, финансового и налогового учета
Объект сравнения | Управленческий учет | Финансовый (бухгалтерский) учет | Налоговый учет | ||
1. Определение понятия | Система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов оперативного принятия управленческих решений | Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении | Система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, установленном НК РФ | ||
2. Обязательность ведения учета | Не является обязательным. Организуется по решению администрации | Требуется по законодательству о бухгалтерском учете | Обязателен для определения налоговой базы по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, УСН | ||
3. Цель учета | Помощь менеджменту компании в планировании, управлении и контроле результатов финансово-хозяйственной деятельности | Формирование полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности для внешних пользователей, публичной отчетности | Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, обеспечение информацией внешних (1) и внутренних (2) пользователей | ||
4. Основные потребители информации | Различные уровни внутрифирменного управления, состав которых заранее известен | Большие группы (инвесторы, кредиторы, конкуренты и Т.Д.), состав которых в основном неизвестен | Фискальные органы государства (в меньшей степени для внутреннего управления) | ||
5. Базисная структура | Различна в зависимости от цели использования информации (используются различные подсистемы и методы управления, любая система, которая дает результат) | Основное бухгалтерское уравнение Активы = обязательства + капитал (собственный). Система двойной записи | Определяется налогоплательщиком самостоятельно на базе регистров бухгалтерского учета или разрабатываются самостоятельные регистры налогового учета | ||
6. Свобода выбора | Нет норм и ограничений. Единый критерий — пригодность для принятия управленческого решения | Обязательное соблюдение принципов бухгалтерского учета | Регламентирован расчет налога на прибыль, НДС и НДПИ на основании учетной политики для целей налогообложения | ||
7. Используемые измерители выдаваемой и принимаемой информации | Любая информация как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении | В денежном выражении | Денежное выражение объекта налогообложения (налоговой базы) | ||
8. Степень точности информации | Зависит от поставленных целей. При управлении производственными процессами используются точные данные | Минимальное число приблизительных оценок (способы списания материалов в производство) | Максимально возможная точность в расчетах налоговой базы | ||
9. Частота отчетности | Зависит от решаемых задач, обычно отчетность понедельная или помесячная | Квартальная и годовая. Регламентирована стандартами бухгалтерской отчетнос
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |