Предварительный анализ отношение представителей различных каст к политической философии




На политической арене Индии можно увидеть множество партий, каждая из которых представляет свою политическую философию и опирается на поддержку представителей определённых каст. Именно поэтому представляется необходимым исследовать, например, программы политических партий, их предвыборные компании, а также последующие результаты выборов. На какую аудиторию каких каст ориентировалась партия, отстаивавшая ту или иную политическую философию? Кто в конечном итоге проголосовал за данную партию?

Стоит отметить биполярность индийской политики, а затем вновь обратиться к вышеупомянутому факту тенденции индийских политических партий к образованию альянсов. Ещё со времён Махатмы Ганди политическая борьба в Индии сводилась к противостоянию двух политических идеологий – секуляризма и коммунализма. Сам Ганди, всецело осознавая роль индуизма и кастовой принадлежности в сознании жителя Индии и опираясь на индуистские идеи в своих речах, призывал к равенству всех конфессий – такова философия секуляризма[19].

В первой трети XX столетия в Индии возникла противоположная философия – коммунализм. Примечательно, что существовали политики-коммуналисты, которые отстаивали идеи исключительности как индуистов, так и мусульманской общины, но впоследствии коммунализм сконцентрировался на понятии индуистской исключительности, хиндутвы, идея которой принадлежит одному из наиболее влиятельных коммуналистов – В. Д. Сарваркару[20].

По вопросу противостояния секуляризма и коммунализма существуют как отечественные, так и зарубежные, в том числе индийские, исследования. Можно выделить, например, работы Н. Щипановой «Партийная система Индии: баланс политических сил», а также Амара Кумара Сингха «Communalism in India: A Socio-Psychological Analysis».

Секуляризм – политическая философия гуманистического характера. Она опирается на понятия индуизма, но использует их как способ получить поддержку представителей совершенно разных слоёв населения. Секуляризм стремится объединить население Индии идеей человеколюбия, равенства и дружбы различных конфессий. Коммунализм же использует индуизм для того, чтобы спровоцировать появление, глубоко заложенных в кастовом сознании этноцентризма и предубеждения[21].

В Индии активно ведут работу около 40 партий, но реально борьба ведётся между двумя из них – упомянутым выше «Индийским Национальным Конгрессом» (ИНК), который раньше возглавлялся самим Ганди, и «Бхаратия джаната парти» (БДП). Продолжая курс Ганди, ИНК является основным сторонником секуляризма на политической арене Индии. БДП является самой влиятельной коммуналистической партией и поддерживается радикальной военизированной религиозной организацией «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС), отстаивающей идеалы хиндутвы[22]. В то время как ИНК ориентируется на представителей разных конфессий и разных каст, стремясь объединить всё население общей идеей, БДП опирается на поддержку каст неприкасаемых и каст варны шудр и имеет большое влияние на севере Индии, в том числе в Уттар-Прадеше. Именно при поддержке РСС были организованы многочисленные протесты в Уттар-Прадеше в августе и сентябре 1980[23] г., а 6 декабря 1992 г. сторонники БДП, состоявшие из представителей низших каст, осуществили погром мечети[24]. Стоит отметить, что акция 1992 г. имела отрицательные последствия для БДП. Партия хотела показать низшим слоям населения, что они обладают силой, достаточной для радикальных изменений, но тем не менее рейтинг партий резко упал, ведь за неё голосовали и представители ислама, помнящие влиятельный в середине XX века мусульманский коммунализм, а также более высоких каст, разделяющие принципы хиндутвы, но не готовые к волне кровопролития по всей стране[25].

В Индии действует множество региональных партий, представляющих интересы разных кастовых групп. Они, несмотря на широкую поддержку в родных регионах, не могут вести эффективную работу в условиях борьбы между ИНК и БДП, поэтому образуются коалиции. Так основными коалициями являются Объединённый прогрессивный альянс (ОПА) во главе с ИНК и Национальный демократический альянс (НДА), возглавляемый БДП, то есть иные политические философии «растворяются» в секуляризме и коммунализме. Например, социал-демократическая партия ДМК была вынуждена присоединиться к ОПА, а более консервативная партия тех же взглядов Джаната Дал – к НДА[26].

Чтобы лучше понять реальное отношение представителей различных каст к представленным философиям, обратимся к результатам парламентских выборов 2009 г. На этих выборах были представлены не только традиционные секуляристы и коммуналисты (ОПА и НДА), но так называемые «Третий» и «Четвёртый» фронт. «Третий фронт» – это коалиция, преимущество в которой имеет Коммунистическая партия Индии (КПИ), а «Четвёртый фронт» включает всего лишь одну социалистическую партию – Самаджвади парти (СП)[27].

Коммунисты и социалисты ориентировались на поддержку далитов, то есть тех же бывших неприкасаемых, которые представляют основную массу избирателей коммуналистов. ОПА во главе с ИНК вёл активную предвыборную кампанию. Например, Соня Ганди, глава ИНК, обратилась к представителям низших каст со словами поддержки, тем самым пытаясь представить им ОПА как верную альтернативу радикальному коммунализму. Она призвала представителей всех каст к объединению ради общего процветания[28]. Коммунисты и социалисты видели своих потенциальных избирателей именно среди далитов из-за общинного уклада их жизни таких каст.

Результаты выборов были следующими: 37,22% получил ОПА, 24,63% – НДА, 21,15% – «Третий фронт», 5,14% – «Четвёртый фронт», 6,51% –остальные партии[29]. Чем же результаты выборов могут быть нам полезны?

Во-первых, можно сделать вывод, что коммуналисты и коммунисты отняли друг у друга голоса. Их основной электорат – далиты, то есть в случае объединения НДА и «Третий фронт» могли вместе набрать наибольшее количество голосов. Тем не менее требуется более детальный анализ. Например, исследования показывают, что многие неприкасаемые голосовали за ОПА[30], а значит среди представителей высших каст есть те, кто всё ещё поддерживает не либеральные и гуманистические идеи, а идеалы хиндутвы. Социалисты, опиравшиеся на стереотипические представления о жизни низших каст, набрали очень мало голосов, но это также может быть связано с тем, что «Четвёртый фронт» был представлен лишь одной пратией и не обладал достаточными ресурсами, чтобы вести эффективное соперничество со совими конкурентами. Чтобы понять точные причины поражения социалистов, требуется проведение отдельного исследования, выходящее за рамки того, заявкой на которое является данная работа. Тем не менее результат показывает, что представления не только о быте, но и об общинном сознании низших каст во многом ошибочны и неоднозначны.

 

Заключение

Таким образом, несомненно, варно-кастовая система – это то, что делает Индию уникальной. Основанная на философии индуизма она пронизывает все сферы жизни общества, включая политическую, не изучив которую, не представляется возможным говорить об отношении индийских каст к политической философии. Как выяснилось, в Индии политическая философия переплетена с философией индуизма, а значит и с кастовой системой. Они неразрывно связаны. Подходить к изучению такой необычной и, возможно, даже чуждой культуры требуется с большой осторожностью, ведь речь идёт о древней цивилизации с богатой историей, в которой политическая философия просто не может быть такой же, как в Европе и обладает своими уникальными чертами. На основании изучения уже существующих трудов по данной тематике, а также анализа результатов выборов и предвыборных кампаний некоторых политических партий, каждая из которых отстаивает свою философию, можно сделать лишь один по-настоящему важный вывод: для того, чтобы выяснить реальное отношение различных каст к той или иной политической философии, требуется дальнейшее исследование, заявкой на которое и является данная работа.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: