Создание в соответствии со Стратегией развития платежной системы в начале следующего столетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени, требует не только внедрения современной системы передачи и обработки учетно-операционной информации, основывающейся на принципиально новой программно - технической платформе и телекоммуникационно-информационной среде, но и соответствия расчетной сети Банка России объективному состоянию платежной системы Российской Федерации на всех этапах ее совершенствования.
В период становления двухуровневой банковской системы на территории России было организовано более 1300 расчетно-кассовых центров (начало 1997г.). Организация широко разветвленной сети РКЦ была обусловлена необходимостью обеспечения стабильного функционирования платежной системы путем максимального приближения учреждений Банка России к обслуживаемым коммерческим банкам, их филиалам и бюджетным организациям в связи с применением в основном почтовой технологии осуществления платежей.
Формирование новой структуры расчетной сети должно основываться на современных тенденциях в развитии платежной системы, важнейшими из которых являются:
- создание системы валовых расчетов в режиме реального времени на основе электронных технологий для проведения операций кредитных организаций, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, органов Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов;
- развитие расчетных систем кредитных организаций, основанных на технологиях проведения расчетов через единый корреспондентский счет (на уровне головных либо на уровне региональных филиалов кредитных организаций). Это ведет к сокращению количества обслуживаемых расчетно-кассовыми центрами корреспондентских субсчетов и объема совершаемых ими операций;
|
- развитие расчетов между кредитными организациями на основе установления прямых корреспондентских отношений. Это также сокращает количество совершаемых расчетно-кассовыми центрами операций;
- изменение порядка расчетного обслуживания счетов органов Федерального казначейства в связи с переходом финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства, а также по отдельным договорам - счетов бюджетов других уровней, что приведет к значительному сокращению количества обслуживаемых счетов объема совершаемых расчетно-кассовыми центрами расчетных операций.
Процесс оптимизации расчетной сети Банка России во избежание сбоев и задержек в проведении расчетных операций должен осуществляться поэтапно по мере развития технологий электронных расчетов, процесса консолидации корреспондентских счетов кредитных организаций, системы Федерального казначейства с учетом темпов технического перевооружения учреждений Банка России.
Необходимыми требованиями на всех этапах оптимизации расчетной сети Банка являются:
- сокращение сроков проведения расчетов;
- обеспечение надежности и безопасности совершаемых расчетных операций;
|
- своевременность обеспечения денежной наличностью кредитных организаций, подразделений Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открываемые им в органах Федерального казначейства, а также других клиентов Банка России.
Расчетная сеть Банка России, адекватная современным требованиям функционирования платежной системы, должна включать в себя:
Федеральный расчетный центр (ФРЦ)
ФРЦ создается в г. Москве для проведения расчетов в режиме реального времени.
В ФРЦ будут открыты счета всем участникам системы валовых расчетов в режиме реального времени, в том числе подразделениям Банка России.
В ФРЦ будут осуществляться следующие операции:
- открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций;
- открытие и ведение счетов клиентов Банка России;
- осуществление расчетов в валюте Российской Федерации Банком России с кредитными организациями по кредитованию, купле-продаже иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами;
- по учету обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России;
- по учету операций с денежной наличностью учреждений Банка России;
- часть операций по внутрихозяйственной деятельности Банка России.
Головные расчетно - кассовые центры (ГРКЦ)
ГРКЦ функционируют в областных, краевых и республиканских центрах.
ГРКЦ на I и II этапах оптимизации расчетной сети осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (их филиалов), исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов власти местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка России.
|
На заключительном III этапе оптимизации расчетной сети ГРКЦ реорганизуются в операционно - кассовые центры (ОКЦ).
Операционно - кассовые центры (ОКЦ)
ОКЦ организуются в регионах при наличии необходимого объема операций в соответствии с отраслевыми нормативами для обеспечения кассового обслуживания клиентов Банка России и передачи в электронном виде расчетных документов ГРКЦ и ФРЦ.
ОКЦ производят электронный обмен информацией с ГРКЦ и ФРЦ при осуществлении ими расчетных операций кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций, находящихся в зоне обслуживания ОКЦ.
Операционно-кассовые центры не ведут корреспондентские и лицевые счета кредитных и некредитных организаций, за исключением специальных счетов, связанных с учетом операций с денежной наличностью.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ)
РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономически развитых центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами связи, кроме того, при нецелесообразности передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). На I и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно - кассовом центре.
РКЦ осуществляют расчеты в режиме реального времени через ФРЦ.
На заключительном этапе оптимизации расчетной сети РКЦ реорганизуются в ОКЦ.
Оптимизация расчетной сети Банка России будет осуществляться в три этапа в соответствии с одобренным Советом директоров "Планом мероприятий поэтапной оптимизации расчетной сети Банка России в разрезе регионов Российской Федерации" по мере проведения необходимых организационно - технических мероприятий.
Первый этап оптимизации расчетной сети
На первом этапе оптимизации расчетной сети:
- ликвидируются расчетно-кассовые центры, обрабатывающие в среднем за один рабочий день менее 100 расчетных документов, расположенные на расстоянии менее 100 км (по автомобильной или железной дороге) от других РКЦ. По указанным критериям ликвидируются 143 РКЦ;
- ликвидируются по просьбе территориальных учреждений ЦБ РФ 5 РКЦ, расположенных в республиканских, областных и краевых центрах;
- численность РКЦ, сохраняемых на I этапе оптимизации расчетной сети, приводится в соответствие с нормами нагрузки на учетно-операционных и кассовых работников.
Счета действующих кредитных организаций и других клиентов, закрываемых РКЦ передаются в ближайшие РКЦ, а при наличии технических возможностей - в ГРКЦ. Счета кредитных организаций, по которым отозваны лицензии, а также счета ликвидационных комиссий передаются в ГРКЦ.
Передача счетов клиентов и использование помещений ликвидируемых РКЦ производятся в порядке, утвержденном Советом директоров Банка России.
Помещения ликвидируемых РКЦ могут быть использованы как центры доступа в телекоммуникационную сеть Банка России для размещения необходимого оборудования.
Мероприятия первого этапа позволяют определить состав субъектов расчетной сети Банка России, подлежащих техническому перевооружению и оснащению современными средствами связи.
Второй этап оптимизации расчетной сети
Мероприятия II этапа связаны и будут осуществляться одновременно с реализацией программы технического перевооружения учреждений Банка России, подключением регионов к Единой телекоммуникационной банковской системе.
На втором этапе оптимизации расчетной сети:
- ликвидируются РКЦ в областных, краевых и республиканских центрах. Будет ликвидировано 42 РКЦ. Счета клиентов этих РКЦ будут переданы в ГРКЦ;
- все счета кредитных организаций и других клиентов Банка России из действующих РКЦ передаются в ГРКЦ.
Допускается в исключительных случаях сохранение РКЦ при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами связи, а также при нецелесообразности передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). Перечень таких объектов утверждается Советом директоров;
- РКЦ реорганизуются (после передачи счетов в ГРКЦ) в ОКЦ. Будет реорганизовано 933 РКЦ;
- изменяется порядок финансирования затрат на содержание подразделений расчетной сети. Финансирование капиталовложений и текущих затрат на содержание подразделений расчетной сети будет определяться исходя из потребностей на основе данных паспортов расчетно-кассовых центров в соответствии с отраслевыми нормативами Банка России;
- осуществляется переход (на завершающей стадии II этапа) на прием подразделениями расчетной сети информации о платежах от обслуживаемой клиентуры исключительно в электронном виде.
При этом на этапах, связанных с внедрением электронной технологии осуществления расчетов, а также в процессе дальнейшей ее эксплуатации будут предусмотрены процедуры перехода подразделений расчетной сети на резервные (почтовая, телеграфная) технологии.
Таким образом, на втором этапе в расчетную сеть будут входить ФРЦ, 78 ГРКЦ, 933 ОКЦ, до 120 РКЦ (ориентировочно). При этом ФРЦ будет осуществлять исключительно межрегиональные платежи.
Проведение мероприятий I и II этапов оптимизации расчетной сети может пересекаться или совпадать по времени.
Третий этап оптимизации расчетной сети
На третьем этапе оптимизации расчетной сети:
- производится передача всех счетов кредитных и других организаций, клиентов Банка России из ГРКЦ и РКЦ в Федеральный центр расчетов;
- ГРКЦ И РКЦ реорганизуются в ОКЦ.
Для проведения мероприятий по оптимизации расчетной сети Банка России создается Информационно - аналитическая система расчетной сети Банка России (ИАС).
Информационно - аналитическая система расчетной сети ЦБ РФ включает в себя распределенную базу данных о состоянии расчетной сети в разрезе регионов РФ:
- краткий информационный бюллетень;
- паспорт РКЦ;
- инструментарий обработки, подготовки информации и решения оптимизационных задач по организации, ликвидации, реорганизации и перераспределению нагрузки РКЦ (методики, алгоритмы и программы).
Введение паспортов РКЦ и внедрение ИАС обеспечивают возможность разработки комплекса отраслевых нормативов нагрузки персонала и текущих затрат в разрезе выполняемых функциональных задач; определения оптимальных требований к объемам выполняемых операций, помещениям, программно - техническим средствам, условиям связи, численности и квалификации персонала и др.; усиления контроля за эффективностью, надежностью и безопасностью осуществления расчетов и других операций через расчетную сеть Банка России.
Процесс принятия решений по оптимизации расчетной сети будет осуществляться исходя из потребностей на основе вышеуказанных отраслевых нормативов и типовых требований Банка России.
Организация новых подразделений расчетной сети Банка России допускается в исключительных случаях при невозможности создания оптимальной расчетной сети на базе действующих РКЦ.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.95 № 214-ФЗ, от 20.06.96 № 80-ФЗ, от 27.02.97 № 45-ФЗ, от 28.04.97 № 70-ФЗ, от 04.03.98 № 34-ФЗ, от 31.07.98 № 151-ФЗ, от 08.07.99 № 139-ФЗ).