Г. Н. Айдарова
культуры.
Среди теоретиков нет единого мнения о том, что такое национальная архитектура, национальные и региональные традиции. Здесь разногласия могут возникнуть по многим пунктам включая категории, понятия, термины.
Известно, что «национальное» обусловлено жизнью нации в конкретных природно-географических, территориальных и историко-культурных условиях.. Отсюда архитектура любой нации является национальной по определению. Еще В. Г. Белинский отмечал. Что «национальное в художественном произведении есть не заслуга, а только необходимая принадлежность творчества» Здесь кроется один из пунктов разного понимания роли архитектора в продолжении традиций.
В настоящее время на новом этапе развития архитектурной культуры Татарстана проявляются новые черты. Они обусловлены сменой культурных ценностей, разрушением старых эстетических норм. Современные проблемы региональной и национальной архитектурной культуры проявляются в следующем:
- недостаточная разработанность теоретической базы развития современной архитектуры поликонфессионального, многонационального региона, в результате чего в архитектурной практике сложилось искаженное представление о сохранении архитектурного наследия, о характере национальных и региональных традиций. Отсутствует доктрина национальной архитектуры Татарстана.
- девальвация понятия «архитектурное наследие», посредством тиражирования слабых подражаний архитектуре прошлого. Подмена понятия «памятник архитектуры», имеющего принадлежность к определенной эпохе, понятием «сохранение своеобразия», которое понимается как снос памятников архитектуры и замена их будто бы аналогичными, но до смешного нелепыми
|
новыми зданиями в ложно историческом стиле. В них нет главного, а именно достоверного отражения своего времени, адекватных технических возможностей, современной эстетики, инновационного движения вперед.
Под национальными и региональными традициями понимается лепной декор, орнаментальные мотивы, мелкий масштаб застройки. Понимание «национального» сводится в лучшем случае к цитатам из прошлого, в худшем – к искажению исторических основ архитектурного творчества - безграмотные пропорции, уродливые архитектурные элементы (карнизы, колонны,. Башенки). В данном случае следует говорить о том, что это уже не эклектика, которая отличалась не только смешением стилей, но и, как правило, достаточно высоким качеством проработки архитектурных деталей и лепного декора. Вероятно это неправильно понятый постмодерн, в котором радикальный эклектизм допускал широкие возможности двойного кодирования исторического наследия, а также.новизну трактовки наследия, как источника новых приемов формообразования.
В высшей архитектурной школе Казани национальная архитектура многими понимается как дурной тон, как ретроградство, как вымученная декорация, бутафория за уши притянутая к современности. В этом отношении, думаю, налицо методологический кризиз в исследовании вопросов «национального» в архитектуре.
Трудность исследования «национального» в архитектуре связана прежде всего с недостаточной разработанностью фундаментальных принципов. По сравнению с ранее существовавшими исследованиями нужна разработка качественно новой концептуальной системы, обобщающей не только специальные, но и разрозненные междисциплинарные исследования. Нужен выход на новую научную парадигму в отношении понимания национальных и региональных традиций в условиях современной практики.
|
Эмпирический уровень исследования архитектуры изучает объект в его статичности вне развития, вне системы. Теоретический уровень исследования - обеспечивает изучение объекта в эволюции, в его генетических связях, в системной целостности, как совокупность многообразных процессов и связей.
Согласно современным научным взглядам культуру следует рассматривать как системообразующее начало, как фактор социальной динамики. Следовательно, архитектурную культуру региона можно рассматривать как материально-пространственную реализацию культуры. Можно сказать, что архитектурно-градостроительная культура региона - это сверхсистема, детерминированная геофизическим пространством и закономерностями мирового развития, в рамках которого она имеет и собственные закономерности. Архитектурно-градостроительные типы представляют элементы этой системы, а традиции - системные связи. Архитектурно-градостроительная культура региона обладает свойственной ей структурой типов, динамикой развития. В строгом понимании признаки отдельного архитектурного или градостроительного типа выражены в метрических, структурно-композиционных, декоративных и ментальных характеристиках. Они непременно будут хотя бы незначительно отличаться от суммы признаков аналогичного типа взятого из другого историко-культурного региона.
|
Архитектурная культура обладает признаками самоорганизации. То есть в ней независимо от профессиональных усилий, что-то зарождается, что-то отмирает, что-то трансформируется, причем на разных структурных уровнях -от отдельного архитектурного объекта - до систем расселения.. Устойчивость обеспечивается множеством структурных связей, которые не могут быть исчерпывающе постигнуты исследователем. То есть фактор непознаваемого, неочевидного в развитии архитектурной культуры обеспечивает ее выживаемость, активную изменчивость, приспособляемость к изменяющимся условиям места и времени. Здесь и скрывется то, что называется традицией и то, что столь трудно и невозможно эмпирически вычленить и препарировать.
В Среднем Поволжье складывался опыт формирования архитектурно-градостроительной культуры одного из полиэтнических и поликонфессиональных регионов России. Собственные культурные идеи развивались здесь как следствие, отзвук идей глобального мирового развития. Среднее Поволжье как восточно-европейская окраина, как периферия западного и восточного миров формировалось как культурный перекресток.
С ранней древности (эпохи палеолита) последовательно разворачивались системы архитектурно-градостроительных типов - язычества, ислама, христианства. Наслаиваясь и взаимодействуя в динамике исторического времени, эти морфологически разнородные системы образовывали сложное переплетение культурных традиций.
Основу региональных традиций составили традиции доисламского периода. В доисламский период (с эпохи палеолита - до второй половины VII-IX веков) сложилась морфологическая основа внутрирегиональных и транзитных коммуникаций, первичные признаки урбанизации, планировочно-территориальная праоснова будущих городов и селений.
Архитектурно-градостроительная типология исламской культуры (вторая половина VII - конец IX - середина XVI веков) складывалась на морфологической основе доисламского периода (тип исламского столичного города, деревянного дома, деревянной мечети-избы). Исламской культурой были выработаны системы региональных архитектурно-градостроительных типов под влиянием различных мировых центров ислама: Арабского и Багдатского халифатов, Средней Азии, Крыма, Турции. Сложились черты отличия средневолжских исламских городов, мечетей, жилищ. от аналогичных типов ближневосточного и среднеазиатского регионов.
Исламская архитектурная культура Среднего Поволжья воспринимала влияния из разных культурных центров элементов различных архитектурных культур: сирийская базилика, иранский минарет, сельджукский купол, среднеазиатская полихромная глазурь и византийские пояски, карнизы, розетки. На протяжении всего исламского периода в услових сурового климата отрабатывался тип компактной отапливаемой мечети, окруженной двором.
Ренессансные влияния в архитектуру Казанского ханства проникали не столько через возможное участие итальянских архитекторов, сколько посредством естественного распространения исламских влияний, шедших из Турецкого халифата путем торговых, династических и религиозных контактов. В Стамбуле, бывшем Константинополе до середины ХУ века развивались греко-римские традиции православной Византии. Эти традиции почти целиком были восприняты исламским Стамбулом, в частности путем приспособления церковных зданий под мечети. Равняясь на Стамбул Казань не могла избежать ренессансных влияний, а также кирпичного узорочья, характерного для бывших византийских церквей и монастырей, а затем и турецких мечетей.
Исламская культура Среднего Поволжья представляет собой опыт адаптации архитектурно-градостроительных типов исламской культуры в условиях северо-восточной окраины европейского континента, где она внедрилась и выработала свои типологические разновидности городов, сел, деревень, жилищ, мечетей, а в целом, систему архитектурно-градостроительных типов исламской культуры. Традиции домонгольской Булгарии продолжались в эпоху Золотой Орды, а затем Казанского ханства и дальше.
В российский, христианско-исламский период (середина XVI - начало XX веков) система архитектурно-градостроительных типов русской православной культуры развивалась на морфологической основе исламского периода. На протяжении второй половины XVI-XVII веков, в условиях колонизации русская культура адаптировалась к инокультурным условиям региона ценой некоторого движения вспять, а также посредством подавления и сдерживания исламской архитектурно-градостроительной культуры.
Морфология ханской Казани продолжала сохраняться в структуре архитектурно-градостроительных наслоений христианской Казани: в топографии и планировке города, в подземных и частично наземных остатках зданий, в региональном синтезе продолжающихся исламских традиций.
Вместе с аннексией материальных ценностей архитектурно-градостроительных объектов русской культурой были, по-существу, аннексированы и традиции монументального зодчества исламской культуры, которые, претерпев транформацию развивались уже в русле русской православной архитектуры. Так, тип мечети восьмерик на четверике, известный с эпохи булгарского средневековья, не получил развития в архитектуре мечетей российского периода, зато укоренился в типологии церковной архитектуры.
Русская церковная традиция испытала здесь встречное влияние исламской и языческой культур. Через все стилевые эпохи проходит как бы два направления развития: западное (псковско-московское) и восточное, основанное на традициях местного русско-татарского средневековья.
.В XVIII - начале XX веков возрастает влияние русско-европейской культуры и западно-европейского христианства: возникают новые способы организации пространства, основанные на принципах европейского позитивного знания, традициях европейского регулярного города. В рамках сложившихся традиций проявляются стилевые интерпретации барокко, классицизма, композиционные принципы эклектики и эклектики с чертами модерна.
На рубеже Х1Х-ХХ веков в архитектуре Казани как и во многих городах восточно-европейских стран, где остро стояли проблемы национальной самостоятельности, был апробирован опыт конструирования «национального стиля» для татарского заказчика. Русские архитекторы на основе использования эклектичного метода создавали архитектурные решения в формах обобщенного Востока. Не редко на основе готики и ренессанса. происходило обращение к национальному прошлому. Это выпячивание своего национального достоинства было характерно для периода слабости татарской буржуазии. Как только национальные амбиции нашли удовлетворение стилевая ориентация на татарское средневековье сменилось ориентацией на модерн.
Христианская культура Среднего Поволжья развивалась несколько иным путем по сравнению с центром России. Динамика ее развития, архитектурно-градостроительная типология были в значительной степени скорректированы местными культурными условиями, встречным влиянием архитектурно-градостроительной культуры ислама и отчасти, косвенно, - политеизма. Здесь за счет этого ей в большей степени удалось противостоять влияниям западно-европейской культуры.
Христианская архитектурно-градостроительная культура развивалась на морфологической основе исламской архитектурно-градостроительной культуры. При этом сложившиеся традиции доисламского и исламского периодов не были полностью утрачены, они определенным образом развивались как наряду с русскими архитектурно-градостроительными традициями, так и в русле этих традиций, внося в них новые черты и оттенки. Памятники православного церковного зодчества, в морфологию которых вошла архитектурная традиция Казанского ханства, - это неотъемлемая часть архитектурных традиций Татарстана.
Эволюционируя и взаимодействуя, все три системы архитектурно-градостроительных культур - ислама, христианства и политеизма в ходе совместного развития претерпели те или иные изменения: утрату отдельных архитектурно-градостроительных типов или их элементов, замену типов или их элементов. Вместе с тем, все они в разной степени сохранили свою культурную идентичность, соответствие изначальному содержанию и приобрели некоторые новые признаки культур-партнеров. Возникали пограничные типы: градостроительные, объемно-планировочные, композиционные, но и сохранялись свойственные для каждой культуры и не характерные для других культур архитектурно-градостроительные типы, имеющие различия хотя бы на одном из структурных уровней.
Были выработаны общие региональные традиции на всех структурных уровнях. В системе расселения сложился полиэтнический уклад, отчасти совпадавший со средневековыми традициями расселения этносов в морфологических зонах Предволжья и Заволжья; в структуре градостроительных типов сложились: полиэтнический губернский город с характерно выраженной русской и татарской Казанью, полиэтнические уездные города и села, полиэтнические и этнические деревни; в культовой архитектуре - типы церквей, часовен, монастырей, мечетей, языческих мольбищ; в гражданской архитектуре - разнообразная типология жилых и общественных зданий. Послойное наложение традиций, культурная многослойность архитектурного или градостроительного объекта, неоднородность его морфологической структуры - характерные черты архитектурной культуры региона.
Важно отметить, что на всех этапах развития архитектуры региона действовал один принцип: новое всегда мыслилось как движение вперед, как более высокое достижение. Как известно, умышленным развитием традиций, сохранением преемственности архитекторы прошлых веков не занимались. Только в Х1Х веке возник опыт конструирования национальных традиций, который показал проблематичность этого метода.
Из вышесказанного следует сделать следующие заключения:
- развитие региональных и национальных традиций процесс, выходящий за рамки творческой фантазии и профессиональных усилий архитектора. Вместе с тем само архитектурное творчество развивается только в пределах региональных и национальных традиций. Региональная и национальная традиция развивается не только в слое непрофессиональной народной архитектуры, но и в рамках «хорошей» и «плохой» профессиональной архитектуры.
- Строго говоря, традиция неискоренима, пока существует культура народа, она сосредоточена в типически повторяемых, широко распространенных, отработанных веками приемах и образах. Профессиональные усилия архитекторов должны быть направлены не на конструирование национального стиля с помощью элементов прошлого, а на разработку новых архитектурных идей по преобразованию и развитию архитектурной среды, отвечающей данному народу, на данной территории в данное историческое время. Архитектура каждой эпохи должна говорить на языке своей эпохи и в этом она обязательно будет традиционной.
- Архитектор может не заботится о том, что его произведение будет «не национально» или «не регионально». Его желание «выпрыгнуть» в своем творчестве за пределы национальной и региональной архитектуры обречены. Ментальность, технический уровень развития, общественная и профессиональная практика вернут его в лоно традиций. Парадокс в том, что все те архитекторы, которые выступают против «национального» в архитектуре, никогда из нее и не выходили.
- Важно не то, что архитектура стремится продемонстрировать свою национальную принадлежность, а то, что именно она хочет и может сказать, чтобы быть интересной не только самой себе, но и другим культурным сообществам.
Для будущего развития архитектуры Казани следует учитывать некоторые стратегии:
- максимальное выявление культурного потенциала города путем раскрытия его пространственного историко-культурного ресурса, а именно: разнообразных архитектурных ансамблей разных эпох, разной степени сохранности, включая руинированные подземные остатки, имеющие непреходящую культурную ценность.
- важным фактором развития Казани является современная новейшая архитектура как адекватное выражение своего времени, как достижение архитектурно-конструктивной мысли ХХ1 века. Появление современных зданий из металла и стекла было бы явлением более закономерным, нежели появление очередного «серого» архитектурного объекта, в котором нет достойной своего времени архитектурной мысли, но лишь трусливое подражание прошлому. Ведь в профессиональных архитектурных кругах для всех ясно, что включение современного архитектурного стиля в историческую среду это вопрос мастерства архитектора. Подражание и серость хотя и безопаснее для автора, чем риск новизны, но никогда не может возвыситься до значения подлинника. Здесь полезно было бы вспомнить о том, что символами национальной архитектуры многих стран, таких как Франции, Америки, Браазили явились в свое время объекты, которые поначалу вопринимались как отход от традиций (Эйфелева башня, Рокфеллер-центр, Здание национального конгресса), а затем стали национальными символами. Традиции продолжаются только в «новом».
Г. Н. Айдарова, д. арх.. проф.