Место налога на добавленную стоимость в налоговой системе Украины




Лекция 19

Налог на добавленную стоимость

1. Место налога на добавленную стоимость в налоговой системе Украины, история возникновения

2. Основные элементы правового механизма налога на добавленную стоимость.

3. Дополнительные элементы правового механизма налога на добавленную стоимость.

Место налога на добавленную стоимость в налоговой системе Украины

 

Налог на добавленную стоимость является одним из основных среди налоговых поступлений в доходные части бюджета. Это является основной причиной закрепления его за бюджетом государства.

Например, в Украине поступления от НДС составляют 34 % от общего объема доходов Государственного бюджета.

Аналогичная ситуация характерна и для Российской Федерации, где на этот налог приходится около 39 % доходов федерального бюджета.

Инициатива введения налога на добавленную стоимость принадлежит М. Лоре (Франция), который в 1954 г. предложил заменить им налог с обращения. Процесс окончательной замены был завершен до конца 70-х годов XX ст. Распространению налога на добавленную стоимость способствовало принятие нескольких директив Единого экономического содружества (в 1967 г.), в соответствии с которыми данный налог утверждался как основной для стран-участников этого содружества.

Значительного распространения в Европе НДС получил в 50-х годах XX ст. Понятно, что он не одинаково интенсивно начал применяться во всех западноевропейских странах (например, в Австрии и Швейцарии он не используется и доныне).

В США и Канаде не смогли найти убедительные аргументы в интересах этого налога, кроме того, его считают таким, который противоречит Конституции США, поскольку введение подобного налога ограничивает благосостояние граждан путем роста цен. В настоящее время в федеральных доходах США преобладают прямые налоги (например, налог на доходы физических лиц составляет около 40 % налоговых поступлений федерального бюджета). Аналогичная ситуация сложилась и в Японии.

Применение НДС вызывало немало споров, однако в конечном итоге налоговое законодательство больше сорока стран мира (в том числе 17 европейских) крепко закрепило его как один из основных каналов поступлений в доходную часть бюджета.

За счет НДС поступает 80 % суммы от непрямых налогов во Франции, больше 50 % в Большой Британии и Германии.

Введение НДС в налоговые системы было вызвано соответствующим качественным этапом экономического развития. К началу 50-х годов XX ст. сложились предпосылки перепроизводства в странах с развитой рыночной экономикой, что обусловило необходимость поиска и использования сдерживающих факторов.

Одним из наиболее результативных оказалось влияние на уровень цены через увеличение части налога, который возникает при реализации товаров (работ, услуг).

· В этом случае, с одной стороны, увеличение цены (за счет налоговой надбавки) сдерживало стимулы производства и в известной мере его сокращало (или хотя бы не развивало),

· С другой ограничевало поступление в бюджеты (преимущественно государственный, за которым и закреплялся налог на добавленную стоимость).

 

С начала 90-х годов НДС уже выходит за пределы отдельных национальных налоговых систем.

Так, применяясь в 20 из 24 стран Европейского содружества, он используется для создания единой доходной части бюджета Содружества и перечисляется в размере 1,4 % налогов, собранных каждой страной - членом Содружества. Более тесное сближение непрямых рычагов налогообложения в рамках ЕС характеризуется значительными отличиями ставок налога на добавленную стоимость (от 14 % - в Германии или 15 % - в Великобритании до 22 % - в Дании). Поэтому одним из главных достижений в сфере формирования единого европейского рынка есть договоренность об унификации системы непрямого налогообложения и введения усредненной ставки налога на добавленную стоимость на уровне 15 %.

Подобное соглашение было достигнуто в конце 1992 г. и председателями правительств государств - участниц СНГ. Признано за целесообразное применять при расчетах за реализованные товары между хозяйствующими субъектами единую ставку НДС в размере 20 %. В случае отсутствия соглашения налог взыскивался на основе взаимной договоренности сторон.

Объектами налогообложения являются обороты или добавленная стоимость реализованных товаров (работ, услуг).

Объектом налогообложения за ввезенными товарами является таможенная стоимость.

Широкое использование налога связано с преимуществами, которые стимулируют как государство, так и плательщика. В первую очередь налогообложение расходов более выгодно и государству, и плательщику, чем налогообложение доходов. Кроме того, поскольку непосредственным объектом налога выступают расходы, значительно растет заинтересованность в росте доходов. Кроме того, часть налога на определенном этапе может быть оплачена за счет своих средств (то есть, включена в окончательную цену только часть НДС), что обеспечит повышенную конкурентоспособность продукции и более скорую ее реализацию. Наконец, от НДС значительно сложнее уклониться и, следовательно, с ним связаны меньше нарушений.

Невзирая на значительный размер средств, которые поступают в бюджет через рычаги НДС, он остается одним из существенных стимулов производственной активности.

Это предопределяют такие его особенности:

· НДС является «нейтральным» относительно предприятий-изготовителей, поскольку с выручки от реализации продукции вычитают расходы на производственно-коммерческую деятельность;

· размер и уровень НДС дифференцированы, что обеспечивает несколько уровней ставок (от 0 до 38 %) и выделяет своеобразные, наиболее перспективные ориентиры;

· НДС используется параллельно с применением других финансовых рычагов, таких как компенсации, налоговые каникулы. Практика НДС во Франции предусматривает установление льготного налогового режима за счет разного рода компенсаций. Например, при приобретении сельхозтехники используется ставка НДС в 18 %, тогда как при реализации сельхозпродуктов она составляет 5,5 %. Эта разница компенсируется производителю сельхозпродукции ежеквартально;

· НДС засчитывается при уплате подоходного налога. Так, при заполнении налоговой декларации для уплаты подоходного налога при предъявлении чека о покупке товара, в цену которого включен НДС, сумма подоходного налога уменьшается;

· государство предоставляет плательщику право выбора уплаты НДС или подоходный налог, который содействует развитию определенного вида деятельности. К таким видам деятельности налоговое законодательство Франции относит финансовое и банковское дело, муниципальное хозяйство, предоставление помещений к аренду, артистическую и спортивную деятельность.

 

Следовательно, налог на добавленную стоимость характеризуется рядом существенных преимуществ. Невзирая на то что он являет собой в сущности разновидность акциза, это все же универсальный финансовый инструмент.

С помощью НДС возникает возможность регулирования фонда заработной платы, цены. Он создает возможность ликвидировать лишние звенья хозяйственного управления. Кроме того, НДС дает возможность относительно точно определить реальную стоимость каждого товара и на основании этого формировать объективные экономические пропорции. Поэтому следует очень осторожно подходить к предоставлению разного рода льгот по налогам, которые в настоящий момент составляют больше трети его поступлений в бюджет. В сущности, необоснованные льготы по НДС снижает конкурентоспособность, эффективность отдельных отраслей и увеличивает инфляционные процессы.

Однако следует учитывать, что использование НДС имеет не только позитивные стороны. Большое количество противоречивых или негативных моментов делает достаточно актуальными дискуссии относительно сущности этого налога в настоящее время.

Будучи в принципе налогом на окончательное потребление, которое ложится на население и бюджетную сферу, НДС при огромной ставке и стремительной инфляции превращается в один из факторов, которые сдерживают развитие производства.

Это происходит в результате роста цен за счет НДС и сдерживания на основании этого возможностей оплаты покупателем товаров и услуг. Конечно, эти средства вернутся покупателю (или с бюджета, или в тот момент, когда он сам реализует продукцию), но при условии, что акт реализации не перервется с определенным «запаздыванием», когда частично эти средства будут «съедены» инфляцией.

Применение НДС в странах с развитой рыночной экономикой, акцентирования на его регулирующую, а не фискальную функцию позволяет обратить основное внимание на сдерживание кризиса перепроизводства.

Применение в этих условиях ставок НДС на уровне 20-28 % как стимулирует инфляционные процессы в целом, так и негативно влияет на высокотехнологичные и наукоемкие производства. Именно в связи с этим оптимальную ставку налога все чаще связывают с уровнем пяти процентов

В Украине НДС был введен только в начале 90-х годов XX ст. Дело в том, что в налоговой системе Советского Союза действовали два непрямых налога: налог с обращения и налог с продаж.

НДС был введен в Украине Законом от 20 декабря в 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость».

В настоящее время НДС взыскивается на основании раздела V «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Украины.

Механизм НДС характеризуется наиболее четкой государственной определенностью и привязкой.

Действительно, НДС - один из налогов в налоговой системе Украины, который полностью поступает в Государственный бюджет.

Другие налоги, отнесенные законодательством к общегосударственным, могут как поступать в местные бюджеты, так и распределяться между Государственным и местными бюджетами. При этом поступления от НДС осуществляются с помощью четких императивных приказов.

Почти все детали применения этого налога закреплены в этом Кодексе. НДС взыскивается при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, оплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортированные).

Таким образом, НДС является непрямым налогом, который выступает частью вновь созданной стоимости, входит в цену реализации товаров (работ, услуг) и платится потребителем в Государственный бюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, предоставления услуг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: