ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ




БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»

ПМ 01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОДНОЙ ИЗ ОБЛАСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПП 01.01. ВНЕУРОЧНАЯ ПРАКТИКА

ПП 01.02. ПРОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Методические рекомендации для студентов педагогических колледжей, обучающихся по специальности

Специальность 44.02.03. ПЕДАГОГИКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(углубленной подготовки)

 

 

Великий Устюг

2021 г.

ВИДЫРАБОТ НА ПРАКТИКЕ

Код и наименования профессиональных компетенций Виды работ
  ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. 1. Анализ рабочей программы внеурочной деятельности и программ дополнительного образования по направлению (социально-педагогической). Определение цели и задач работы с детьми.
2. Определение тем и форм внеурочной деятельности и дополнительного образования по направлению (социально-педагогической) на период практики.
3. Подбор актуального и необходимого содержания в соответствии с целью и задачами.
4. Разработка конспектов внеурочных и пробных занятий в соответствии с предъявляемыми требованиями.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. Организация и проведение занятий с демонстрацией разнообразных форм, методов и приемов обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в избранной области деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Стимулирование познавательной активности детей на занятии
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.   Демонстрация способов и приемов деятельности в избранной области дополнительного образования детей.  
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.   Обучение самооценке занимающихся.
Владение нормами и критериями оценки процесса и результатов деятельности детей
 
ПК 1.5. Анализировать занятия. Анализ процесса и результата проведения внеурочных и пробных занятий в диалоге с сокурсниками по заданной схеме.
Оценка и определение путей решения проблем.
Оформление результатов в дневнике практике.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. Анализ документов, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Тренировочное оформление учебной документации.
Ведение дневника и оформление конспектов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. Анализ предметно-развивающей среды кабинета, в котором проводятся занятия.
Участие в оформлении кабинета в соответствии с предъявляемыми требованиями.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Наблюдение и анализ работы педагога дополнительного образования. Изучение и обобщения опыта его работы.
Самоанализ и анализ деятельности педагога дополнительного образования.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Оформление отчета по практике с использованием презентации
Представление профессионального портфолио.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. Подбор методик, проведение педагогической диагностики познавательных интересов, фиксирование, обработка и анализ результатов.
Представление отчета, защита профессионального портфолио.
  Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего часов 144 часа внеурочной практики + 216 часов пробных занятий

 

ОБЯЗАННОСТИ ПРАКТИКАНТА

- Соблюдать правила внутреннего распорядка школы, в которой проходишь практику; правила техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей;

- своевременно и качественно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;

- вести дневник установленной формы;

- всегда быть вежливым, следить за своим внешним видом.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

1 стр. – Титульный лист

Дневник

ПП 01.01 Внеурочная практика (ПП 01.02 Пробные занятия) студентки ____курса

БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»

………..

Специальность 44.02.03.

Педагогика дополнительного образования

20__ - 20__ учебный год

 

2 стр. – База практики: школа, класс, учитель, методист, расписание звонков.

3 стр. –Календарно-тематическое планирование

4 стр. – График работы студента на практике (таблица).

5 стр. – Методические рекомендации, схемы анализа занятия.

6 стр. – Табель экспертной оценки проведения занятий.

с 7 стр. – конспекты своих и наблюдаемых занятий с анализом, нагл. материалы к ним.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

Учебное занятие является главной частью образовательного процесса в системе дополнительного образования.

Занятие в дополнительном образовании обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся.

Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.

В ходе проведения занятия главным для педагога является не сообщение информационных знаний учащимся, а выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге - формирование творческой самореализации учащихся.

Основными требованиями к построению современных учебных занятий являются:

• создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

• целесообразное расходование времени занятия;

• применение разнообразных методов и средств обучения;

• высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

• практическая значимость полученных знаний и умений.

 

Алгоритм разработки занятия

1 этап - организационно-подготовительный и диагностический

Задачи этапа: подготовка педагога и учащихся к занятию.

Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.

Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция.

Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.

Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя учащихся на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.

2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного.

Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащимися нового учебного материала.

Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения учащихся.

Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение учащимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.

Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.

Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение учащимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.

Результат деятельности на систематизированном этапе: системное, осознанное усвоение учащимися нового материала.

3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.

Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.

Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.

Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка учащихся к самооценке, собственной деятельности.

Задачи рефлексивного этапа: самооценка учащимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.

Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена учащимся).

Задачи информационного этапа: объяснение учащимся логики следующего занятия.

Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению задания.

Результат деятельности: определение перспектив развития творческой деятельности в данной образовательной области.

Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся. Педагог фиксирует название этапов, раскрывает его осуществление.

Отступления от конспекта возможны, если необходимы.

Формулировка цели:

Цель занятия должна быть конкретной, диагностичной, реалистической, триединой - включать обучающий, развивающий, воспитательный аспект. Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью учащихся и педагога.

Варианты конструирования образовательных целей: формирование новых понятий на уровне...; обеспечение усвоения учащимися особенностей приемов, обучение новому способу действия, новым трудовым операциям; устранение пробелов в знаниях о…; обобщение и систематизация знания о…; закрепление известных способов действий…; обучения выполнению задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию; обучение самостоятельной оценке результата; обучение умению делать выводы.

Варианты конструирования развивающих целей: развитие мыслительных операций - анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и т. д.; развитие видов мышления (наглядно- действенного, наглядно - образного, абстрактно­логического), воображения (репродуктивного, творческого); развитие качества ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, творчества); развитие сенсорных навыков (определение признаков и свойств материалов по их цвету, запаху, на ощупь, ориентирование в пространстве и времени); развитие моторных навыков(точности движений, их скорости, силы, координированности и т. д.); развитие умений учебного труда (наблюдения, запоминания, планирования, самоконтроля, работы в нужном темпе и др.); развитие волевой и эмоциональной сферы(настойчивости, самостоятельности, умения владеть собой, уверенности в своих силах, способности преодолевать трудности);

Варианты конструирования воспитательных целей: воспитание патриотизма (интереса к настоящему и будущему своей страны, родного края, чувства гордости за Родину, ее людей- тружеников, готовности к ее защите); интернационализма (уважения чести и достоинства людей всех национальностей, интереса к культуре и искусству других народов); бережного отношения к природе, народному достоянию; мотивов учения (познавательной потребности, интереса и активности, отношения к образованию как к важному и необходимому для личности и общества); мотивов труда (потребности в нем, стремления принести пользу людям, желания овладеть какой-либо профессией); гуманности (внимательного, заботливого отношения к людям; сочувствия, уважения к старшим, милосердия); коллективизма (требовательности к себе и людям, ответственности перед коллективом, привычки считаться с общественным мнением); дисциплинированности (выполнения правил человеческого общежития, нравственных норм, установленных требований к поведению и труду); эстетических взглядов (культуры речи, одежды, поведения и труда); творческого начала личности. Для достижения цели педагогом планируются задачи.

Общие требования к постановке задач занятия:

-Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.

-Задач может быть столько, сколько необходимо для достижения цели.

-Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.

-Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.

-Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).

-Задачи формулируются четко, в формулировке задач должно присутствовать ключевое слово - глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

1. Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления);

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

2. Развивающие задачи

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка:

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,

- создать условия для развития...;

- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии)), развитию мимики ребенка;

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность);

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

3. Воспитательные задачи

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

Прогнозируемые результаты занятия должны отражать степень достижения поставленных целей занятия.

Анализ учебного занятия

Результативность •Экономное расходование времени занятия; •объем, прочность знаний и умений; •положительный уровень межличностных отношений; •вклад в формирование личностных качеств учащихся.    
Структура занятия Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание поиску оптимальных содержания и методов обучения таким, как: •комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; •выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход; •создание необходимых материально-технических условий.  
Активизация познавательной деятельности детей     Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.).
  Самостоятельность и творчество •Создание условий для самостоятельной работы; •обучение приемам самостоятельной работы; •обучение самостоятельному применению знаний и умений.
     
 

В настоящее время огромное внимание уделяется качеству образовательной деятельности. Приведенные далее схемы анализа и самоанализа занятий в учреждении дополнительного образования детей помогут педагогу оценить занятие, проанализировать свой практический опыт педагогической деятельности, осмыслить проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики.

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия.

 

 

Памятка педагогу для самоанализа занятия

• Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?

• Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?

• Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?

• Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?

• Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?

• Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?

• Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, добиться его эффективности?

• Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на вопросы учащихся?

• Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки?

• Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем она обусловлена?

• Ваши дальнейшие действия.

Отчетная документация студента:

1. Педагогический дневник в установленной форме.

2. Табель с оценками.

3. Аттестационный лист.

4. Отчет по практике в установленной форме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: