Что такое арттерапия, и какие ее виды существуют?
Арттерапия – это воздействие средствами искусства на ребенка.
Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия:
· музыка — это музыкотерапия;
· литература, книга — это библиотерапия;
· театр, образ — это имаготерапия;
· изобразительное искусство — это изотерапия;
· танец, движение — это кинезитерапия.
Давайте теперь более подробно рассмотрим каждый вид арттерапии более подробно.
Музыкотерапия
Это использование музыки в занятиях с ребенком любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики вашего малыша.
При использовании музыкотерапии происходит:
· эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
· ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;
· происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;
· формирование чувства прекрасного.
Какие формы музыкотерапии существуют?
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.
Активная музыкотерапияпредполагает активное включение малыша в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии, движения или кинезитерапия — танцетерапия, а так же игры на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия.
Имаготерапия
Занимает не последнее место среди различных видов арттерапии. Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.
Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете:
· укрепить и обогатить эмоциональную сферу вашего малыша;
· разовьете способность общаться;
· развить способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий;
· развить в ребенке творческий потенциал;
· развить волевые качества.
Библиотерапия
В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.
Материалом для чтения могут быть произведения абсалютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.
С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).
Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.
Изотерапия
Подробнее остановимся на одном изнаиболеераспространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Проведение рисуночной терапии с детьми может осуществляется психологом на занятиях, педагогом или самим родителем.
Выделяют несколько типов заданий, которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:
· Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
· Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».
· Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».
· Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их
· Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, на-правленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.
Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Арттерапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Условия успешного проведения изотерапии
Перечислим условия подбора техник и приёмов создания изображений, от которых зависит успешность арттерапевтического процесса с детьми:
Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Приемы изотерапии
К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся:
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.
Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
Монотипия
«Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус).
Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один», так как отпечаток в этой технике получается только один.
Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с дошкольниками может быть модифицирована:
· на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;
· «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).