Организационная структура управления предприятием, должностные инструкции.




ОАО "Компания "Импульс" - холдинговая компания, в структуру которой входят следующие предприятия: ООО «Импульс» - основной оператор торговой деятельности, осуществляет закупку товаров на территории Российской Федерации и розничную реализацию товаров в магазинах Импульс. Является основным владельцем товаров сети и розничным продавцом; ООО «Импульс» - оптовый оператор Импульс; ООО «Стандарт-Инвест» - является одним из собственников торговых площадей «Импульс»; ООО «Сфера Инвест» является вторым собственником торговых площадей «Импульс»; ООО «ИмпульсФинанс» - финансовый оператор Группы «Импульс».

ДРП - Дирекция по розничным продажам - Развитие структуры продаж розницы. Управление сетью розничных магазинов. Обеспечение достижения ключевых показателей: оборот, прибыль, уровень сервиса и т.д.

КД - Коммерческая дирекция - Разработка стратегии закупок товара. Разработка и внедрение ассортиментной стратегии, ценовой политики, стратегии продвижения товаров. Планирование проведения рекламных кампаний. Разработка стратегии отдела оптовых продаж. Разработка стратегии работы с поставщиками. Осуществление поддержки и продвижения товарных категорий в розничных магазинах.

ДМ - Дирекция по маркетингу - Изучение мнений потребителей о товаре Компании. Планирование, разработка и проведение рекламных мероприятий. Разработка маркетинговых мероприятий целью привлечения новых покупателей в магазины. Формирование и внедрение программ лояльности.

ДЛ - Дирекция по логистике - Координация взаимодействия отделов в цепочке поставок товара. Оптимизация бизнес-процессов логистических служб. Повышение эффективности использования складских мощностей. Взаимодействие с представителями сертификационных и таможенных органов.

ФД - Финансовая дирекция Установление и внедрение финансовых, юридических и бухгалтерских требований к Компании. Формирование и контроль исполнения бюджета. Развитие инвестиционной стратегии Компании. Координация процесса аудита Компании. Управление бухгалтерской отчетностью.

ДИТ - Дирекция по Информационным технологиям - Разработка, внедрение и развитие информационной системы Компании. Управление проектами автоматизации операционных процессов. Организация технической поддержки информационных систем и программного обеспечения. Реализация мер по защите информации.

ДП - Дирекция по персоналу - Разработка, внедрение и развитие кадровой политики Компании. Осуществление процесса подбора персонала. Обеспечение развития и обучения персонала Компании. Ведение кадрового учета сотрудников. Расчет заработной платы. Разработка систем мотивации и премирования персонала.

ДРРС - Дирекция по развитию розничной сети - Поиск новых объектов. Ведение проектов по открытию новых магазинов. Организация строительно-ремонтных работ и документации.

ДПП - Дирекция по проектам - Разработка стратегии управления поставками товаров. Координация деятельности отделов по планированию материальных потоков, обслуживанию клиентов, закупкам, таможенным вопросам, складской и транспортной логистике.

АХД - Административно-хозяйственная дирекция - Обеспечение процесса доставки документов по Компании. Организация служебных командировок для сотрудников ЦО. Снабжение структурных подразделений всеми видами расходных материалов. Организация питания сотрудников Компании. Поддержание рабочего состояния всех инженерных систем зданий и оборудований. Планирование проведения ремонтных работ.

ДКР - Дирекция по корпоративному развитию - Определение концепции и стратегии корпоративного развития Компании. Прогнозирование эффективности реализации проектов. Формирование предложений по освоению новых видов бизнеса. Подготовка программ реструктуризации. Организация взаимодействия всех структур Компании по реализации проектов развития.

ДСО - Дирекция по связям с общественностью - Выполнение представительских функций при взаимодействии с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации. Представление информации и разъяснение деятельности, способствующей формированию имиджа Компании.

Система управления торговой компании включает в себя три уровня. Уровни менеджеров соответствуют уровням управления. В ОАО " Импульс" руководителей традиционно делят на группы:

1. Технологический уровень - ежедневно осуществляющие операции и действия (продавцы, технический персонал, кассиры).

2. Управленческий уровень - координируют работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности (директор магазина).

3. Институционный уровень - занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями (Генеральный директор, заместители генерального директора, юристы).

Эти группы соответствуют трем уровням управления: 1) низовое звено, 2) среднее звено, 3) высшее звено. Рассмотрим характеристики каждого уровня.

Руководители низкого уровня. Руководители низового звена, или первого ранга, имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают. Руководители этого ранга выполняют следующие функции:

1) осуществляют контроль за выполнением заданий; 2) постоянно получают информацию о ходе выполнения заданий;

3)распоряжаются выделенными им товарами и оборудованием, несут ответственность за его сохранность; 4)распределяют задания среди работников(заведующие секциями работают совместно с продавцами). Руководители этого ранга замещают должности, имеющие следующие названия: заведующей секцией, заведующий отделом, менеджер первого уровня, младший начальник. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой - около двух-трех недель.

Как правило, этим руководителям в основном приходится общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться администрацией ОАО " Импульс" при приеме на работу.

Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей несколько уровней управления, может быть и несколько уровней руководящего среднего звена. Чаще всего их два или три (как в нашей организации): верхний и низший.

К этим должностям относятся заместители директора фирмы. Руководители этого ранга возглавляют крупные подразделения организации, например отделы (юридический, торговый). Руководители среднего звена, как правило, выполняют следующие функции:

1)выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия; 2) принимают решения по работе своего подразделения; 3) определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение; 4) организуют разработку предложений по улучшению работы; 5)подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных; 6) доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.

Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями. Руководители высшего звена - это самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.

Это следующие должности: учредитель ОАО "Импульс", генеральный директор. Общими для всех руководителей высшего звена является: 1) принятие архиважных решений; 2) выполнение большого объема работ в высоком темпе; 3) постоянное нахождение в плену своих проблем и на работе, и дома.

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается, или происходит ее реорганизация.

На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, (концерна, ассоциации и т.п.) происходит перераспределение управленческих функций (часть функций централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровне. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии [20].

Большинство организаций непрерывно совершенствуют свои организационные структуры. В настоящее время характерно сокращение числа управленческих уровней: переход от 8-12 управленческих уровней к 4-5, т.е. сокращение числа промежуточных звеньев между главным управляющим и сотрудниками.

3.Район деятельности торгового предприятия.

ООО «Импульс», расположена по адресу г. Махачкала, просп. Али-Гаджи Акушинского,15, форма собственности - общество с ограниченной ответственностью. Товарный ассортимент магазинов «Импульс» превышает 20 тысяч наименований различной техники: аудио / Импульс и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для здоровья и красоты, а также аксессуаров. Торговая площадь данного магазина составляет:

Ш Торговый зал - 1898 м2;

Ш Административно-бытовые помещения - 146 м2;

Ш Склад - 306 м2;

Ш Технические помещения - 37 м2;

ВСЕГО - 2387 м2.

Метод продажи - самообслуживание. Более 300 магазинов сети работает в 135 городах России. Главный офис «Импульс» находится по адресу г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, корп. 20.

Численность работников в «Импульс» составляет 37 человек. Торговая сеть «Импульс» ориентирована на население РФ с уровнем доходов не ниже среднего. Режим работы предприятия с 9:00 до 21:00, ежедневно, без выходных.

Целями Импульс является построение в России эффективного бизнеса, способного:

- сделать доступными для потребителей качественные товары, обеспечив при этом сервис высокого уровня;

- предоставить сотрудникам возможность профессиональной самореализации и роста;

- обеспечить условия для создания и увеличения стоимости Компании.

Миссия «Импульс»: стать лучшим местом встречи людей и электроники.

Гипермаркеты электроники Импульс- это бескомпромиссное расположение‚ технология самообслуживания‚ концептуальный подход к зонированию торгового зала‚ оптимальный ассортимент (более 20 тыс. товарных наименований) и высокий уровень сервиса. Импульс- первая компания, которая начала использовать практику продаж бытовой техники через Интернет‚ и первая торговая сеть, вернувшая в нашу жизнь продажи в кредит. В составе Импульс- самый крупный сервисный центр в Москве, который занимает более 2 тысяч кв. м и способен обеспечить более 5 тысяч ремонтов ежемесячно. В большинстве магазинов торговой сети Импульс функционируют пункты приема проблемной техники. Сервисная служба Импульс работает на рынке с 1994 года, имеет отлаженную систему обслуживания, полностью отвечающую потребностям и запросам потребителя. В 2004 году специалисты компании Импульс совместно с западными консультантами разработали новый розничный формат и приступили к его масштабному тиражированию. Новая концепция магазина является не просто значительным шагом в деятельности Импульс‚ а представляет собой революционный подход к организации торгового пространства для крупных сетевых магазинов. Основные новшества в гипермаркете Импульс- современная планировка торгового зала‚ представление продукции‚ свежие визуальные решения выкладки товаров‚ новаторские предложения по сервису и дополнительным услугам.

Таблица 1 - Характеристика ООО «Импульс»

Признаки предприятия Характеристика  
Форма собственности Частная  
Вид торговли Предприятие розничной торговли  
Специализация торговой деятельности Специализированное  
Способ организации торговой деятельности Сетевое (Торговая сеть)  
Форма торгового обслуживания покупателей Полное самообслуживание и интернет  
Условия реализации товаров Наличные, безналичные и интернет  
Тип предприятия Розничный  
     

Предприятие ООО «Импульс» соблюдает все требования охраны труда в соответствии с законодательством РФ. У каждого работника на предприятии «Импульс» есть специально оборудованное рабочее место. Работники получают достоверную информацию от работодателя о существующем риске повреждения здоровья. Обучение специалистов безопасным методам и приемам труда происходит за счет средств работодателя. Режим труда и отдыха работников на предприятии распределяется в соответствии с законодательством РФ, а именно 40-часовая рабочая неделя, 8-часовой рабочий день, 1 час в день отводится на отдых каждому сотруднику магазина, беременные женщины не выполняют тяжелую работу. Каждый сотрудник выполняет только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и, к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.

Укладывая товары на верхние полки горок и стеллажей, сотрудники пользуются только исправными, устойчивыми лестницами, испытанными в установленном порядке, не используют вместо лестниц - стремянок ящики и другие случайные предметы. При укладке товаров на стеллажи и полки размещаются более тяжелые - на нижних полках, а более легкие - на верхних; стеллажи не загружаются свыше предельной нагрузки, на которую они рассчитаны.

В торговом зале и других помещениях магазина поддерживается нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года в пределах 17-22'C, в теплый период - не превышает 28'C. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный - не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления предусматривает равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодные периоды года не превышает 75%, в теплые периоды года она бывает в пределах от 55% (при 28'C) до 75% (при 24'C).

Освещение магазина равномерное, достаточно интенсивное, но не ослепляющее, не искажает фактический цвет товаров. Уровень шума торговом зале магазина составляет 50-60 дБ. Магазин располагает необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.

В магазине «Импульс» также имеется инструкция о мерах пожарной безопасности, в которой указаны лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны и планов эвакуации людей при пожаре. Двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов пожарной безопасности, или к которым предъявляются особые требования. В помещении не загромождаются эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами. Помещения магазина укомплектованы средствами первичного пожаротушения - порошковыми огнетушителями.

Помещения непродовольственного магазина оборудованы установками пожарной сигнализацией с выводом сигнала тревоги на централизованный пульт пожарного наблюдения.

Электрооборудование выбрано в соответствии с условиями окружающей среды согласно требованиям ПУЭ-86. Электропроводка соответствует классу зон помещений. Для электрических сетей запроектированы материалы и оборудование, не подверженные горению.

На линии питания вентиляционной установки и кондиционера установлен автоматический выключатель с независимым дистанционным расцепителем, отключающим вентиляцию по сигналу пожарной автоматики.

Торговый зал - основное помещение продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому, прежде всего, стоит обратить внимание на его планировку.

Электроустановка объекта оборудована быстродействующей защитой от перегрузки, коротких замыканий, дифференциальной защитой и защитой от перенапряжений.

Планировка торгового зала магазина «Импульс» имеет свои особенности и соответствует требованиям торгово-технологического процесса:

- обеспечивает эффективное использование площади торгового зала под выкладку товаров;

- обеспечивает персоналу магазина условия для осуществления контроля за ходом реализации товаров и сохранностью товарно-материальных ценностей;

- обеспечивает рациональные потоки покупателей в магазине, исключая возникновения перекрестных и встречных;

- создает кратчайшие пути движения товаров из помещений для приема и подготовки товаров к продаже в торговый зал.

В технологической планировке торгового зала магазина «Импульс» выделяются следующие функциональные зоны:

- входа и выхода;

- размещения и выкладки товаров;

- проходов для передвижения покупателей;

- расчетного узла;

- предоставления дополнительных услуг.

В магазине применяется совмещение в единой зоне входа-выхода, что позволяет упростить организацию торгово-технологического процесса в магазине, облегчает контроль и предотвращает кражи.

Для свободного перемещения товаров и потоков покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она не изменяется в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов.

Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазине эта площадь не превышает 10% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест продавцов-кассиров, исходя из специализации магазина и площади его торгового зала - 2 шт.

При составлении схемы планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В магазине «Импульс» используется смешанная планировка торгового зала:

Линейная планировка - оборудования образуют линии, идущие вдоль и поперек торгового зала;

Выставочная планировка - используют при продаже стиральных машин, газовых и электрических плит, мясорубок и кухонных комбайнов, микроволновых печей, холодильников, телевизоров, планшетных компьютеров и др. Некоторые товары демонстрируют на стендах от производителей.

Планировка магазина «Импульс» представлена в приложении №1, фотографии предприятия - приложение №2, выписка из журнала регистрации инструктажа - приложение №3.

Перед открытием магазина «Импульс» был проведен обширный анализ социально-экономический характеристики региона, в нем отражено:

§ Расстояние от Махачкалы до Москвы - 1900 км.

§ Площадь территории города - 856,277 км2.

§ Население города Махачкалы – 800 000 человек, агломерация 1 517 000 человек.

§ Преобладание городское население: 75,4%, сельское составляет всего 24,6%.

§ Среднемесячная З\П - 18 476 руб.

В Махачкале и Дагестане в целом есть основные градообразующие предприятия:

ОАО «Волгоградэнерго»

ОАО «Южная генерирующая компания - ТГК-8»

ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка»

ЗАО «Металлургический завод «Красный Октябрь»

ОАО «СУАЛ» филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании»

ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей»

ОАО «Каустик»

ОАО «Химпром»

ООО Табачная фабрика «Реемтсма-Волга»

ЗАО НП «Конфил»

ОАО «Волгомясомолторг»

ООО «Ансей ВМК»,

ОАО «Тракторная компания «ВГТЗ»

ОАО «Волгограднефтемаш»

ООО «Волгоградский завод буровой техники».

В Городе представлены 5 федеральных сетей магазинов бытовой техники.

1. Эльдорадо - 7 магазинов

2. Импульс - 6 магазинов

3. DNS - 11 магазинов

4. Ситилинк - 1 магазин + 5 Ситилинк mini выдача заказов по городу

5. Техномаркет - 4 магазина. Он считается одним из самых сильных локальных игроков на рынке.

Магазин «Импульс» находится на пересечение крупных автомагистралей, вблизи транспортных узлов. К торговому центру удобно подъезжать на личном и общественном транспорте, высок пешеходный трафик. Непосредственно перед входом в магазин оборудована автостоянка вместимостью не менее 80 автомашин.

Коммерческая работа в «Импульс» начинается с закупки товаров в целях последующей их продажи.

4.Динамика основных показателей эффективности торговой деятельности.

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

5.Оценка работы по изучению спроса.

Целью экономического развития является удовлетворение потребностей. Потребность в широком смысле слова есть осознанная необходимость человека и всего общества в материалах и социальных благах, услугах и духовных ценностях. Потребность в товарах народного потребления проявляется в форме спроса.

Под спросом понимается определенная часть общественной потребности, обеспеченной денежными средствами. Спрос характеризуется платежеспособной потребностью населения и определяется максимальной возможностью покупателей заплатить за товар.

Величина (объем) спроса определяется наибольшим количеством товара, который покупатель готов купить по предложенной цене за некоторый период времени.

С повышением материального благосостояния народа происходит не только количественный рост потребителей, но и систематически изменяется их структура. Возрастает спрос на модные, высококачественные товары, а под влиянием технического прогресса — на технически сложные товары высокого качества. Повышаются требования населения к качеству товаров, его оформлению, видам отделки, фасонам, моделям, упаковке.

Спрос — это форма рыночного проявления потребности. Анализ данных изучения покупательского спроса позволяет обеспечить правильное соотношение между объемом производства и потребления, даст возможность активно воздействовать на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров и повышения их качества. Однако торговля не ограничивается пассивной регистрацией изменения покупательского спроса, а активно формирует его.

Торговля активно воздействует на потребление и привычки покупателей, делает их разумными и рациональными. Торговые предприятия способствуют внедрению в быт новых товаров с помощью системы мер, среди которых особую роль играет торговая реклама.

На формирование спроса оказывают влияние:

уровень развития производства товаров;

численность, состав, культурный уровень и покупательная способность населения;

национальные, профессиональные, исторические, географические и климатические особенности;

уровень цен на рассматриваемые товары, взаимозаменяемые товары, дополняющие данный товар в потреблении;

величина свободного дохода населения;

мода;

сезонность (сезон года);

ожидания потребителей;

активность рекламирования и др.

В условиях рыночной экономики знание спроса и особенностей его формирования позволяет рационально распределять по стране торговые ресурсы, активно воздействовать на промышленность, улучшать качество и ассортимент выпускаемой продукции, формировать ассортимент розничной и оптовой торговли.

Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о необходимых потребителям товарах и ценах, которые они готовы за товары заплатить. Такая информация не только способствует изучению спроса, но и помогает выявить тенденции его изменения и развития. Изучение и прогнозирование спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы но закупкам товаров. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.

Изучение спроса населения можно проводить в двух направлениях:

изучение общего объема спроса и группового ассортимента;

изучение внутригруппового ассортимента, потребительских оценок качества и оформления товаров.

Материалы изучения покупательского спроса используются в коммерческой деятельности для решения двух взаимосвязанных задач:

правильного формирования товарного ассортимента торговых предприятий;

своевременного пополнения ассортимента товаров на торговом предприятии путем их регулярного завоза в соответствии со спросом населения.

Существуют различные способы и методы изучения покупательского спроса.

Функции и методы по изучению спроса в оптовой и розничной торговле разграничивают, чтобы данные одного звена дополнялись и уточнялись данными другого звена торговли, образуя единую систему учета и анализа спроса.

Оптовые торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса.

В оптовой торговле существуют различные способы изучения и прогнозирования спроса. Оптовые торговые предприятия используют следующие методы изучения спроса:

оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период;

изучение и обобщение заявок и заказов оптовых покупателей на приобретение и поставку товаров;

изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на централизованную доставку и завоз товара;

учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей;

проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями.

Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних оптовых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), которые изучают общий объем спроса (емкость рынка) и внутригрупповую структуру спроса на закупаемые товары.

Розничные торговые предприятия применяют также определенные способы изучения спроса покупателей:

анализ показателей товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости;

анализ реализованного и нереализованного спроса населения.

Наиболее распространенной формой проявления спроса является показатель розничного товарооборота.

Розничный товарооборот — это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Анализ структуры розничного товарооборота помогает выявить предпочтения покупателей в отношении тех или иных товаров.

Но товарооборот как выражение спроса позволяет судить только о реализованных потребностях покупателей. Но существует еще и нереализованные потребности, т.е. неудовлетворенный спрос.

Если реализованный спрос можно оценить по размеру фактически проданных товаров, то неудовлетворенный спрос выявить и оценить количественно очень трудно. Поэтому чаше всего основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения.

Основными причинами неудовлетворенного спроса могут быть:

отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров;

слишком высокие цены на товары, не соответствующие доходам населения.

Для изучения неудовлетворенного спроса применяют:

карточки учета неудовлетворенного спроса (ведут продавцы);

контрольные листки (заполняют сами покупатели);

прием заказов от покупателей на товары достаточного ассортимента, временно отсутствующего в продаже;

проведение дня учета неудовлетворенного спроса.

Анализ реализованного спроса заключается в изучении ассортиментной структуры товаров и учете движения товарных запасов, что позволяет определить, сколько и каких товаров продано.

 

6.Оценка факторов, влияющих на формировании ассортимента.

Управление ассортиментом электробытовых товаров - это деятельность, направленная на приведение ассортимента в соответствие с требованиями его рациональности. Основными элементами управления является установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации. Требование к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка, платежеспособности покупателя, социально-экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды организации.

Ассортимент в магазине «Импульс» формируется и оптимизируется с учетом закономерностей спроса, предложения поставщиков технологических возможностей предприятия, ассортимента предприятий конкурентов прибыльности продаж.

Цель формирования ассортимента электротоваров в магазине «Импульс» - наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.

Управление ассортиментом в магазине «Импульс» включает в себя: изучение типологии покупателей; классификацию по характеру спроса (виды товаров, количество, частота совершения покупок, поведение), определение их текущих и перспективных потребностей, требований к товарам и условиям продажи; анализ торгового ассортимента по основным показателям; решение об оптимизации, обновлении ассортимента, включении и исключении товаров; разработка спецификаций для оптовых поставщиков товара с указанием наименования, фасона, качества, цены упаковки, сервиса, количества товаров; изучение предлагаемого производственного ассортимента на основе информационных источников.

Формирование ассортимента в магазине «Импульс» осуществляется различными методами и подходами в зависимости от масштабов сбыта, свойств товаров, коммерческих и социальных целей и задач, стоящих перед предприятием. Ассортимент формируется из товаров известных марок, что обеспечивает высокий уровень конкуренции в данном сегменте рынка, что дает возможность сохранения высокой прибыли даже при высоких ценах, но создает необходимость финансовых затрат на привлечение покупателей и стимулирование сбыта.

Различают общие и специальные факторы формирования ассортимента. Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента в магазине «Импульс» является спрос и рентабельность.

Рационал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: