Понятие о темпераменте.
Рассматривая психические процессы, психологи указывают на индивидуальные различия в их протекании. Но необходимо помнить, что носителем психических процессов является конкретная личность. Ощущает, думает, чувствует человек, обладающий определенной индивидуальностью. Только эта конкретная личность и создает единство человеческой психики.
Поэтому перед психологией возникает задача изучения тех индивидуально-психологических особенностей личности, которые, включая в себя различия в протекании отдельных психических процессов, являются вместе с тем новыми качественными образованиями, придающими своеобразие психическому облику человека.
Темперамент — одно из проявлений индивидуально-психологических особенностей личности. Под темпераментом понимают ииндивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Темперамент человека проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события общественной и личной жизни вызывают у них радость, гнев, страх и т.п. К повседневным же событиям они относятся без волнения; работают энергично, спокойно.
|
Другие люди быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. И наоборот, есть люди, характерной особенностью которых является медленное, спокойное протекание психических процессов. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них и в других психических процессах, а также во внимании. Темпераментные различия проявляются и в особенностях моторики: в движениях тела, в жестах, в мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым характерна живость, подвижность, вторым — двигательная сдержанность. Темперамент сказывается в особенностях настроений и характере их смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроения у них сменяются часто и легко, другие же склонны к лирическим настроениям; настроения у них устойчивы, смена их плавная. Есть люди, у которых настроения сменяются резко, неожиданно.
От темперамента зависит характер протекания психической деятельности. 1. Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, например, быстрота ума, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания. 2. Психический темп и ритм. 3. Интенсивность психических процессов — активность воли, сила эмоций и т.д. 4. Направленность психической деятельности. То есть направленность на определенные объекты, например, стремление к новым впечатлениям или обращенность к самому себе, к своим идеям и т.д.
|
Определение темперамента: темпераментом называется индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется в степени эмоциональной возбудимости, в скорости и энергии протекания психических процессов, в скорости и выразительности движений, мимики и жестов и в особенностях смены настроений. Темперамент — это своеобразие динамики психической деятельности человека.
Можно дать и такое определение темперамента: Характеристика индивида со стороны его динамических особенностей, то есть скорости, темпа и ритма психических процессов и психических состояний.
Развитие учений о темпераменте.
Основоположником учения о темпераменте считают древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V в. до н.э. Гиппократ утверждал, что в теле человека имеются четыре жидкости: желчь желтая и желчь черная, кровь и слизь. Эти жидкости смешаны между собой в определенной пропорции. Пропорцию или отношение четырех жидкостей в смешении Гиппократ назвал древнегреческим словом «кразис». Это слово впоследствии было переведено на латинский язык словом temperamentum. Общеупотребительное слово «темперамент» произошло от указанного латинского термина. Гиппократ считал, что в смешении четырех
жидкостей одна из них может преобладать. От преобладания в смешении определенной жидкости возникает тип темперамента. По Гиппократу, существует четыре основных типа темперамента — холерический, меланхолический, флегматический и сангвинический.
|
Холерический темперамент возникает при таком смешении четырех жидкостей, в котором преобладает желтая желчь. Установленное Гиппократом название этого темперамента — холерический происходит от древнегреческого слова hole. В переводе на русский язык означает — «желчь». Слово «холерический» по-русски означает «желчный». Смешение четырех жидкостей с преобладанием черной желчи было названо Гиппократом меланхолическим темпераментом. Название этого темперамента происходит от двух древнегреческих слов: melan — черный и hole — желчь. Отсюда слово «меланхолический» в переводе на русский язык означает «черножелчный». Смешение четырех жидкостей с избытком слизи Гиппократ называл флегматическим темпераментом. От греческого слова phlegma — слизь. Наконец, четвертый тип темперамента возникает при преобладании в смешении четырех жидкостей крови. Гиппократ не дал этому темпераменту специального названия. Позднее он был назван сангвиническим. От латинского слова sanguts — кровь. Отсюда «сангвинический» можно перевести на русский язык словом «кровяной».
Гиппократ к проблеме темпераментов подходил с медицинской точки зрения. Он считал, что тот или иной темперамент создает предрасположение к определенного рода заболеваниям. Учение Гиппократа по своему содержанию соответствовало уровню развития наук его времени и давно устарело. Однако имя Гиппократа будет всегда жить в истории науки о темпераменте. Его заслуга в том, что он первый выдвинул идею темперамента, которая существует свыше двух с половиной тысяч лет.
Живучими оказались термины, введенные Гиппократом для обозначения отдельных видов темперамента: холерический, меланхолический, флегматический. Такие слова, как «темперамент», «сангвинический», хотя и не принадлежат самому Гиппократу, но появление их в науке связано с его учением о темпераменте.
Учение Гиппократа о темпераменте вызвало большой интерес к этой проблеме у древних ученых — философов, врачей. Уже в древности появилось много различных учений о темпераменте (Аристотеля, Галена и др.). Некоторые из них утверждали, что от темперамента зависят и психические качества человека.
Основоположником психологических учений о темпераменте является немецкий философ Кант. Ярко написанные им характеристики четырех темпераментов (сангвинического, меланхолического, холерического и флегматического) долгое время считались классическими и оказали большое влияние на развитие учений о темпераменте в эмпирической психологии. Учение Канта о темпераменте и многочисленные теории темперамента, созданные психологами-эмпириками, основаны на идеалистической философии и не могут считаться научными.
Кроме психологических теорий темперамента, было создано множество других — химических, физических, физиологических. Одни ученые искали основы темперамента в химическом составе тела и крови. Другие — в движении молекул тканей; третьи — в характере обмена веществ в организме, в скорости и силе движения крови в сосудах, в деятельности желез внутренней секреции и т.п.
Э. Кречмер в 1921 году предложил рассматривать зависимость психики от типа телосложения. Эта типология получила название конституционных типологий. Он выделил четыре конституционных типа: 1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. 2. Пикник — человек с ярко выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный и неповоротливый, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. 3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, широкими плечами, узкими бедрами. 4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением (непропорциональным телосложением и др.).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента: шизотимик (замкнут, упрям, малоподвижен); иксотимик (спокойный,
маловпечатлительный, с невысокой гибкостью мышления); циклотимии (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах).
В 40-х годах 20-го столетия У. Шел дон также разработал свою конституциональную концепцию темперамента. Надо отметить, что в психологической науке большинство конституционных концепций стали объектом острой критики.
Известный психолог X. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня: I — уровень отдельных реакций; II — уровень привычных реакций; III — уровень отдельных черт личности; IV — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.
Нейротизм — это эмоционально-психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс. Они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, крут их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.
Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия плюс невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность нейротизма — эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический тип.
Научное решение проблемы темпераментов стало возможным только благодаря учению И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определенного темперамента в конкретных жизненных ситуациях.
Темперамент, в переводе с латинского, — смесь, соразмерность.
Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментами.
Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные особенности. Одна собака — живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные; относительно быстро происходит переделка стереотипа. Другая собака отличается своим спокойствием и медлительностью; у нее медленно вырабатываются положительные условные рефлексы и относительно легко — тормозные; переделка динамического стереотипа нелегко дается собаке этого типа. Из попытки выяснить причины этих различий и возникло учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Тип высшей нервной деятельности, по Павлову, — это своеобразный комплекс основных свойств нервных процессов возбуждения и торможения — силы, уравновешенности и подвижности.
Под силой нервных процессов И.П. Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. И.П. Павлов говорил: «Клетка с малым запасом функционального вещества будет слабая клетка и соответственно слабый нервный тип, а с большим запасом функционального вещества — сильная».
Первое свойство — сила. Сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток. Сильная нервная система характеризуется
большой силой нервных процессов — возбуждения и торможения; последнее обусловлено большим запасом реактивного вещества в нервных клетках. Слабая нервная система связана с малым запасом функционального вещества в нервных клетках; для нее характерна слабость основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая же такого напряжения вынести не может.
Вторым свойством, положенным И.П. Павловым в определение типа высшей нервной деятельности, является уравновешенность основных нервных процессов — возбуждения и торможения, степень соответствия силы возбуждения по силе торможения или их баланс. Равновесие вытекает из соотношения процессов возбуждения и торможения по их силе. Если оба нервных процесса примерно одной и той же силы, то они уравновешивают друг друга. Такая нервная система называется уравновешенной. Если же один из нервных процессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над другим (торможением), то такая нервная система будет неуравновешенной.
Третьим свойством, определяющим тип высшей нервной деятельности, является подвижность основных нервных процессов — возбуждения и торможения, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Нервная система человека и животного постоянно подвергается воздействиям окружающей среды, для которой характерны непостоянство и изменчивость. Уравновешенность организма со средой достигается только при условии, если оба нервных процесса — возбуждение и торможение — по скорости протекания и быстроте смены поспевают за колебаниями среды. И.П. Павлов определяет подвижность нервных процессов как способность «быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно».
Возбуждение. Возбуждение — это свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение — основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки.
Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Возбуждение стало носителем информации о свойствах поступавших извне раздражений и вместе с торможением — регулятором активности всех органов и систем организма. Процесс возбуждения возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающего абсолютный порог возбуждения, свойственный данному органу.
В ходе эволюции наряду с усложнением нервной системы совершенствовались и способы передачи возбуждения, при которых этот процесс распространяется до конца пути без какого-либо ослабления, что и позволяет возбуждению осуществлять регулирующую функцию в целостном организме. Процесс возбуждения вместе с торможением образует основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до самых сложных, а их индивидуальные особенности определяют тип высшей нервной деятельности.
Торможение. Торможение — это активный, непрерывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных процессов или рабочих органов. В первом случае торможение называется центральным, во втором — периферическим. Периферическое торможение было обнаружено в 1840 году братьями Вебер, получившими задержку сердечных сокращений при ритмическом раздражении блуждающего нерва. Центральное торможение открыто И.М. Сеченовым 1863 г. Это открытие оказало глубокое влияние на изучение не только нейродинамики, но и регуляции психических процессов.
В настоящее время выявлено два различных способа торможения клеточной активности: торможение может быть либо результатом активации особых тормозных структур, либо возникать как следствие предварительного возбуждения клетки.
Подвижность нервных процессов животного в лабораторных условиях определяется путем переделки положительного рефлекса в тормозной и обратно. Если в ряде опытов звуковой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а световой не подкреплять, то у животного вырабатывается положительный условный рефлекс
леке на звук и тормозной — на свет. Если в последующих опытах поступать наоборот: световой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а звуковой — не подкреплять, то должна произойти переделка положительного условного рефлекса в тормозной и тормозного — в положительный. У животных с подвижной нервной системой такая переделка осуществляется относительно быстро и безболезненно; животным с малоподвижной нервной системой такая переделка дается с большим трудом. Скорость и легкость переделки положительных условных рефлексов в тормозные и тормозных в положительные является показателем подвижности нервных процессов. По признаку подвижности нервная система может быть подвижной или инертной.
Подвижная нервная система характеризуется быстрым протеканием нервных процессов, быстрой и легкой сменой процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. Характерной особенностью инертной нервной системы является относительно медленное протекание основных нервных процессов — возбуждения и торможения и затрудненность их взаимной смены.
В зависимости от своеобразия сочетания указанных трех основных свойств нервных процессов — силы, равновесия и подвижности, возникают своеобразные типы нервной системы. На это указывал И.П. Павлов: «В результате возможных колебаний основных свойств нервной системы и возможных комбинаций этих колебаний должны произойти типы нервной системы и, как указывает арифметический расчет, по крайней мере, в количестве двадцати четырех, но, как свидетельствует действительность, в гораздо меньшем числе, и именно четырех типов, особенно резких, бросающихся в глаза...».
Подчеркивая возможность самых разнообразных комбинаций основных свойств нервных процессов силы, равновесия и подвижности, И.П. Павлов утверждал, что в жизни чаще всего встречается четыре варианта этих свойств. Они обусловливают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Физиологическая характеристика четырех типов высшей нервной деятельности может быть представлена в следующем виде: I тип — сильный, уравновешенный, подвижный; II тип — сильный, неуравновешенный; III тип — сильный, уравновешенный, инертный; IV тип — слабый.
Учение о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлов разработал в результате экспериментов над животными (собаками). Он всегда осторожно подходил к вопросу о возможности перенесения на человека данных, полученных путем экспериментов над животными. Однако учение о типах высшей нервной деятельности он считал возможным распространить на человека. И.П. Павлов считал, что тип высшей нервной деятельности проявляется в поведении и деятельности животного и человека. Тот отпечаток, который накладывает тип высшей нервной деятельности на поведение и деятельность человека, И.П. Павлов называл темпераментом. И.П. Павлов проводил параллель между четырьмя основными типами высшей нервной деятельности и темпераментами, существование которых было впервые подмечено Гиппократом.
Кроме этих основных темпераментов, существует множество других — индивидуальных, или смешанных. Наиболее изучены в психологии — четыре основных темперамента; индивидуальные, или смешанные темпераменты исследованы, недостаточно.
Свойства темперамента.
1. Сензитивностъ определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
2. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).
3. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений,
убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Темп реакции, характерная скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
5. Темп реакций. Об этом свойстве мы судим по скорости протекания различных психических реакций и процессов, то есть скорости движений, темпу речи, скорости запоминания, быстроте ума, находчивости.
6. Пластичность — ригидность. Легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям — пластичность. Ригидность — инертность, косность поведения, привычек, суждений.
7. Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
8. Эмоциональная возбудимость, Насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Психологическая характеристика типов темперамента.
Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, скорости и энергии протекания психических процессов, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психологической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.
Учитывая сказанное, психологические характеристики основных типов темпераментов молено представить в следующем виде:
I.Сангвинический темперамент, в основе которого лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности, характеризуется легкой эмоциональной возбудимостью, быстрым протеканием психических процессов, быстрыми, многочисленными, разнообразными движениями, обилием легких, изящных жестов, богатой мимикой, преобладанием веселого, жизнерадостного настроения, быстрой, безболезненной сменой настроений.
2. Холерический темперамент, в основе которого лежит сильный, неуравновешенный (с преобладанием по силе процесса возбуждения), подвижный тип высшей нервной деятельности, со стороны психологической характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, стреми тельным, энергичным протеканием психических процессов, быстрыми, энергичными движениями, резкими жестами, выразительной мимикой, устойчивым бодрым настроением и резким переходом от одного настроения к другому.
3. Флегматический темперамент, в основе которого лежит сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности. Характеризуется следующими особенностями: пониженной эмоциональной возбудимостью; медленным, спокойным протеканием психических процессов; медленными, немногочисленными движениями, редкими, невыразительными жестами, маловыразительной мимикой; ровными, устойчивыми настроениями и медленной и плавной их сменой.
4. Меланхолический темперамент, в основе которого лежит слабый тип нервной системы, характеризуется высокой эмоциональной возбудимостью (впечатлительностью), астеничностью чувств, медленным протеканием психических процессов, относительно быстрой утомляемостью, медленными движениями, слабой мимикой, немногочисленными, малоэнергичными со слабой выраженностью жестами, склонностью к грустным лирическим настроениям, медленной сменой настроений.
Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем представлялось ранее. Однако указанные четыре типа темперамента, как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности. По В.Д. Небылицину, выделяют так называемый тормозный тип, характеризующийся силой, подвижностью, неуравновешенностью, с преобладанием по силе процесса торможения.
Характер Общее понятие о характере.
Особенности темперамента не раскрывают общественного облика человека. Зная их, мы ничего не можем сказать о жизненных целях человека, силе его патриотизма, о честности, трудолюбии, настойчивости и других качествах его личности. Люди с одинаковыми темпераментами могут по-разному относиться к своим обязанностям, по-разному вести себя.
Поведение человека как члена общества рассматривают, прежде всего, со стороны нравственной и волевой. При этом имеют в виду не случайные поступки человека, а устойчивые черты его личности, психологические свойства.
Патриотизм, трудолюбие, честность, правдивость, скромность — это нравственные свойства личности. Решительность, инициативность, упорство, самообладание, самостоятельность, мужество — это волевые свойства личности. Нравственная и волевая сторона поведения наиболее отчетливо выражены в сложном свойстве личности, называемом «характером ».
Слово «характер» древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «черта, примета, признак, особенность».
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер в динамическом смысле аналитической психологии — это специфическая форма, которую придает энергии человека динамическая адаптация его потребностей к определенному способу существования данного общества. Характер, в свою очередь, определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Увидеть это довольно трудно, ибо мы обычно убеждены, что мышление является исключительно интеллектуальным актом и не зависит от психологической структуры личности. Это, однако, не так, и тем меньше соответствует действительности, чем больше наше мышление сталкивается с этическими, философскими, политическими, психологическими или социальными проблемами, а не просто с эмпирическими манипуляциями конкретными объектами. Такое мышление, помимо чисто логических элементов, вовлеченных в акт мышления, в значительной мере детерминировано личностной структурой того человека, который мыслит. Это относится в равной мере как ко всякой доктрине и теоретической системе, так и к отдельным понятиям: любовь, справедливость, равенство, самопожертвование и т.д.
Каждый человек имеет свой особый, присущий только ему характер, в котором одни черты выражены ярче, другие — слабее. Своеобразное сочетание черт характера и создает его индивидуальность. Поэтому в жизни нет людей, характеры которых были бы сходными.
Характер формируется на протяжении всей жизни человека в соответствии с условиями жизни, практики и общественного опыта человека. В свою очередь, характер оказывает влияние на формирование личности. На формирование характера и личности в целом огромное влияние оказывает воспитание и самовоспитание. По существу формирование личности продолжается всю жизнь, под влиянием окружающей микросреды (семья) и макросреды (коллектив). При этом, помимо положительного примера семьи и окружающих, большая роль принадлежит самовоспитанию, и если человек осознает недостатки своего характера или своих личностных свойств, то никогда не поздно их исправить.
Нередко бывает так, что ребенок рос и воспитывался в неблагоприятной среде, в условиях частых конфликтов между родителями и другими членами семьи, часто был не только свидетелем, но и участником этих ссор, что, несомненно, влияло на формирование его характера и личностных свойств. Особенно неблагоприятное влияние на формирование характера и других личностных свойств оказывает алкоголизм одного или нескольких членов семьи. Помимо частых конфликтов, проявления отрицательных свойств человеческой натуры, в семье создается тяжелая невротизирующая (психогенная) ситуация, неблагоприятно отражающаяся на процессе формирования характера и личности подростка. Привлечение к активной деятельности, общение с людьми высокой психологической направленности и убежденности, их положительный образ действий и мыслей заставляют подростка по-новому посмотреть на неприглядную жизнь своих родителей, воспротивиться ей. У подростка формируется новое жизненное восприятие, он делает первые попытки самовоспитания. Возникшие потребности в иной жизни, не похожей на неприглядную жизнь родителей, рождают новые интересы.
В старших классах или на старших курсах учебных заведений складывается мировоззрение. Если это происходит стихийно, то возможно неправильное формирование личности. Потребности могут оказаться извращенными (потребность во лжи и т.п.), а интересы — ограниченными (интерес к личному обогащению и благополучию, поискам «легкой» жизни и т.д.). Здесь важное значение принадлежит коллективу, где учится или работает человек.
В дальнейшем очень многое зависит от способностей, свойств характера и волевых качеств. Следует подчеркнуть, что все эти качества можно развивать в процессе воспитания и роста, при упорном и целенаправленном самовоспитании. Естественно, природные задатки у разных людей различные и каждый достигает успехов именно в той деятельности, к которой наиболее способен. Поэтому важно, чтобы человек выбирал профессию в соответствии со своими возможностями.
Характер — это индивидуальный тип психических реакций на действие непосредственных раздражений и впечатлений действительности.
Характер человека формируется под влиянием совокупности общественных отношений, в которые включен человек и которые определяют образ его жизни. Ведущая роль в формировании характера человека принадлежит воспитанию.