Развитие учений о темпераменте.




Понятие о темпераменте.

Рассматривая психические процессы, психологи ука­зывают на индивидуальные различия в их протекании. Но необходимо помнить, что носителем психических про­цессов является конкретная личность. Ощущает, думает, чувствует человек, обладающий определенной индивидуаль­ностью. Только эта конкретная личность и создает един­ство человеческой психики.

Поэтому перед психологией возникает задача изучения тех индивидуально-психологических особенностей лично­сти, которые, включая в себя различия в протекании от­дельных психических процессов, являются вместе с тем новыми качественными образованиями, придающими сво­еобразие психическому облику человека.

Темперамент — одно из проявлений индивидуально-пси­хологических особенностей личности. Под темперамен­том понимают ииндивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятель­ности человека, которые одинаково проявляются в раз­нообразной деятельности независимо от ее содержа­ния, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Темперамент человека проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчи­вые, впечатлительные. Даже незначительные события на­ходят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзыва­ются на события общественной жизни, работают с увлече­нием и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Толь­ко особенно важные события общественной и личной жиз­ни вызывают у них радость, гнев, страх и т.п. К повседнев­ным же событиям они относятся без волнения; работают энергично, спокойно.

Другие люди быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. И наоборот, есть люди, характерной особенностью которых является мед­ленное, спокойное протекание психических процессов. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотон­ная, маловыразительная. Медлительность обнаруживает­ся у них и в других психических процессах, а также во внимании. Темпераментные различия проявляются и в особенностях моторики: в движениях тела, в жестах, в мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У дру­гих движения медленные, плавные, жесты скупые, мими­ка маловыразительная. Первым характерна живость, подвижность, вторым — двигательная сдержанность. Темпе­рамент сказывается в особенностях настроений и характере их смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостны­ми, веселыми; настроения у них сменяются часто и легко, другие же склонны к лирическим настроениям; настрое­ния у них устойчивы, смена их плавная. Есть люди, у которых настроения сменяются резко, неожиданно.

От темперамента зависит характер протекания психи­ческой деятельности. 1. Скорость возникновения психи­ческих процессов и их устойчивость, например, быстрота ума, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания. 2. Психический темп и ритм. 3. Интенсивность психических процессов — активность воли, сила эмоций и т.д. 4. Направленность психической деятельности. То есть направленность на определенные объекты, например, стрем­ление к новым впечатлениям или обращенность к самому себе, к своим идеям и т.д.

Определение темперамента: темпераментом называ­ется индивидуально-психологическая особенность лич­ности, которая проявляется в степени эмоциональной возбудимости, в скорости и энергии протекания психи­ческих процессов, в скорости и выразительности дви­жений, мимики и жестов и в особенностях смены на­строений. Темпераментэто своеобразие динамики психической деятельности человека.

Можно дать и такое определение темперамента: Ха­рактеристика индивида со стороны его динамических особенностей, то есть скорости, темпа и ритма пси­хических процессов и психических состояний.

Развитие учений о темпераменте.

Основоположником учения о темпераменте считают древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V в. до н.э. Гиппократ утверждал, что в теле человека имеются четы­ре жидкости: желчь желтая и желчь черная, кровь и слизь. Эти жидкости смешаны между собой в определенной про­порции. Пропорцию или отношение четырех жидкостей в смешении Гиппократ назвал древнегреческим словом «кразис». Это слово впоследствии было переведено на латинс­кий язык словом temperamentum. Общеупотребительное слово «темперамент» произошло от указанного латинско­го термина. Гиппократ считал, что в смешении четырех

жидкостей одна из них может преобладать. От преоблада­ния в смешении определенной жидкости возникает тип темперамента. По Гиппократу, существует четыре основ­ных типа темперамента — холерический, меланхоличес­кий, флегматический и сангвинический.

Холерический темперамент возникает при таком сме­шении четырех жидкостей, в котором преобладает желтая желчь. Установленное Гиппократом название этого темпе­рамента — холерический происходит от древнегреческого слова hole. В переводе на русский язык означает — «желчь». Слово «холерический» по-русски означает «жел­чный». Смешение четырех жидкостей с преобладанием черной желчи было названо Гиппократом меланхоличес­ким темпераментом. Название этого темперамента проис­ходит от двух древнегреческих слов: melan — черный и hole — желчь. Отсюда слово «меланхолический» в пере­воде на русский язык означает «черножелчный». Смеше­ние четырех жидкостей с избытком слизи Гиппократ на­зывал флегматическим темпераментом. От греческого сло­ва phlegma — слизь. Наконец, четвертый тип темперамен­та возникает при преобладании в смешении четырех жид­костей крови. Гиппократ не дал этому темпераменту спе­циального названия. Позднее он был назван сангвиничес­ким. От латинского слова sanguts — кровь. Отсюда «санг­винический» можно перевести на русский язык словом «кровяной».

Гиппократ к проблеме темпераментов подходил с меди­цинской точки зрения. Он считал, что тот или иной тем­перамент создает предрасположение к определенного рода заболеваниям. Учение Гиппократа по своему содержанию соответствовало уровню развития наук его времени и дав­но устарело. Однако имя Гиппократа будет всегда жить в истории науки о темпераменте. Его заслуга в том, что он первый выдвинул идею темперамента, которая существует свыше двух с половиной тысяч лет.

Живучими оказались термины, введенные Гиппокра­том для обозначения отдельных видов темперамента: хо­лерический, меланхолический, флегматический. Такие сло­ва, как «темперамент», «сангвинический», хотя и не при­надлежат самому Гиппократу, но появление их в науке связано с его учением о темпераменте.

Учение Гиппократа о темпераменте вызвало большой интерес к этой проблеме у древних ученых — философов, врачей. Уже в древности появилось много различных уче­ний о темпераменте (Аристотеля, Галена и др.). Некото­рые из них утверждали, что от темперамента зависят и психические качества человека.

Основоположником психологических учений о темпе­раменте является немецкий философ Кант. Ярко написан­ные им характеристики четырех темпераментов (сангви­нического, меланхолического, холерического и флегмати­ческого) долгое время считались классическими и оказали большое влияние на развитие учений о темпераменте в эмпирической психологии. Учение Канта о темпераменте и многочисленные теории темперамента, созданные психо­логами-эмпириками, основаны на идеалистической фило­софии и не могут считаться научными.

Кроме психологических теорий темперамента, было со­здано множество других — химических, физических, фи­зиологических. Одни ученые искали основы темперамента в химическом составе тела и крови. Другие — в движении молекул тканей; третьи — в характере обмена веществ в организме, в скорости и силе движения крови в сосудах, в деятельности желез внутренней секреции и т.п.

Э. Кречмер в 1921 году предложил рассматривать зависи­мость психики от типа телосложения. Эта типология по­лучила название конституционных типологий. Он выде­лил четыре конституционных типа: 1. Лептосоматик ха­рактеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечнос­ти длинные и худые. 2. Пикник — человек с ярко выра­женной жировой тканью, чрезмерно тучный и неповорот­ливый, характеризуется малым или средним ростом, рас­плывшимся туловищем с большим животом и круглой го­ловой на короткой шее. 3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, широкими плеча­ми, узкими бедрами. 4. Диспластик — человек с бесфор­менным, неправильным строением (непропорциональным телосложением и др.).

С названными типами строения тела Кречмер соотно­сит три выделенных им типа темперамента: шизотимик (замкнут, упрям, малоподвижен); иксотимик (спокойный,

маловпечатлительный, с невысокой гибкостью мышления); циклотимии (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах).

В 40-х годах 20-го столетия У. Шел дон также разрабо­тал свою конституциональную концепцию темперамента. Надо отметить, что в психологической науке большинство кон­ституционных концепций стали объектом острой критики.

Известный психолог X. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня: I — уровень отдель­ных реакций; II — уровень привычных реакций; III — уровень отдельных черт личности; IV — уровень типич­ных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабиль­ность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.

Нейротизм — это эмоционально-психологическая неус­тойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повы­шенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоцио­нальный стресс. Они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, крут их друзей обычно сужа­ется. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия плюс невротизм» определяет темперамент мелан­холика; противоположность нейротизма — эмоциональ­ная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экст­раверсией проявляется как сангвинистический тип.

Научное решение проблемы темпераментов стало воз­можным только благодаря учению И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловлива­ют динамические характеристики интенсивности и скоро­сти реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окру­жающей среде.

Нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темпера­мента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и ни­велирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные осо­бенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темпе­рамента. Такого рода типологии были практически полез­ными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определенного темперамента в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент, в переводе с латинского, — смесь, сораз­мерность.

Типы высшей нервной деятельности и их соотноше­ние с темпераментами.

Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные особен­ности. Одна собака — живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные; относительно быстро происходит пе­ределка стереотипа. Другая собака отличается своим спо­койствием и медлительностью; у нее медленно вырабаты­ваются положительные условные рефлексы и относитель­но легко — тормозные; переделка динамического стерео­типа нелегко дается собаке этого типа. Из попытки выяс­нить причины этих различий и возникло учение И.П. Пав­лова о типах высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности, по Павлову, — это своеобразный комплекс основных свойств нервных про­цессов возбуждения и торможениясилы, уравнове­шенности и подвижности.

Под силой нервных процессов И.П. Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выно­сить сильное напряжение, не впадая в тормозное состоя­ние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, ве­щества в нервных клетках. И.П. Павлов говорил: «Клетка с малым запасом функционального вещества будет слабая клетка и соответственно слабый нервный тип, а с большим запасом функционального вещества — сильная».

Первое свойство — сила. Сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности не­рвных клеток. Сильная нервная система характеризуется

большой силой нервных процессов — возбуждения и тор­можения; последнее обусловлено большим запасом реак­тивного вещества в нервных клетках. Слабая нервная сис­тема связана с малым запасом функционального вещества в нервных клетках; для нее характерна слабость основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Силь­ная нервная система способна вынести большое напряже­ние, слабая же такого напряжения вынести не может.

Вторым свойством, положенным И.П. Павловым в оп­ределение типа высшей нервной деятельности, является уравновешенность основных нервных процессоввоз­буждения и торможения, степень соответствия силы возбуждения по силе торможения или их баланс. Равно­весие вытекает из соотношения процессов возбуждения и торможения по их силе. Если оба нервных процесса при­мерно одной и той же силы, то они уравновешивают друг друга. Такая нервная система называется уравновешен­ной. Если же один из нервных процессов (обычно возбуж­дение) по силе преобладает над другим (торможением), то такая нервная система будет неуравновешенной.

Третьим свойством, определяющим тип высшей нервной деятельности, является подвижность основных нервных процессоввозбуждения и торможения, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Нервная система человека и животного постоянно подвергается воз­действиям окружающей среды, для которой характерны непостоянство и изменчивость. Уравновешенность орга­низма со средой достигается только при условии, если оба нервных процесса — возбуждение и торможение — по ско­рости протекания и быстроте смены поспевают за колеба­ниями среды. И.П. Павлов определяет подвижность не­рвных процессов как способность «быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно».

Возбуждение. Возбуждение — это свойство живых орга­низмов, активный ответ возбудимой ткани на раздраже­ние. Для нервной системы возбуждение — основная фун­кция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки.

Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к дру­гим. Возбуждение стало носителем информации о свой­ствах поступавших извне раздражений и вместе с тормо­жением — регулятором активности всех органов и сис­тем организма. Процесс возбуждения возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превы­шающего абсолютный порог возбуждения, свойственный данному органу.

В ходе эволюции наряду с усложнением нервной систе­мы совершенствовались и способы передачи возбуждения, при которых этот процесс распространяется до конца пути без какого-либо ослабления, что и позволяет возбуждению осуществлять регулирующую функцию в целостном орга­низме. Процесс возбуждения вместе с торможением обра­зует основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до са­мых сложных, а их индивидуальные особенности опреде­ляют тип высшей нервной деятельности.

Торможение. Торможение — это активный, непрерыв­но связанный с возбуждением процесс, приводящий к за­держке деятельности нервных процессов или рабочих ор­ганов. В первом случае торможение называется централь­ным, во втором — периферическим. Периферическое тор­можение было обнаружено в 1840 году братьями Вебер, получившими задержку сердечных сокращений при рит­мическом раздражении блуждающего нерва. Центральное торможение открыто И.М. Сеченовым 1863 г. Это откры­тие оказало глубокое влияние на изучение не только нейродинамики, но и регуляции психических процессов.

В настоящее время выявлено два различных способа торможения клеточной активности: торможение может быть либо результатом активации особых тормозных струк­тур, либо возникать как следствие предварительного воз­буждения клетки.

Подвижность нервных процессов животного в лабора­торных условиях определяется путем переделки положи­тельного рефлекса в тормозной и обратно. Если в ряде опытов звуковой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а световой не подкреплять, то у животного вырабатывается положительный условный рефлекс

леке на звук и тормозной — на свет. Если в последую­щих опытах поступать наоборот: световой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а звуковой — не подкреплять, то должна произойти переделка положительного условного рефлекса в тормозной и тор­мозного — в положительный. У животных с подвижной нервной системой такая переделка осуществляется отно­сительно быстро и безболезненно; животным с малопод­вижной нервной системой такая переделка дается с боль­шим трудом. Скорость и легкость переделки положитель­ных условных рефлексов в тормозные и тормозных в по­ложительные является показателем подвижности нервных процессов. По признаку подвижности нервная система может быть подвижной или инертной.

Подвижная нервная система характеризуется быстрым протеканием нервных процессов, быстрой и легкой сменой процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. Характерной особенностью инертной нервной системы яв­ляется относительно медленное протекание основных не­рвных процессов — возбуждения и торможения и затруд­ненность их взаимной смены.

В зависимости от своеобразия сочетания указанных трех основных свойств нервных процессов — силы, равновесия и подвижности, возникают своеобразные типы нервной системы. На это указывал И.П. Павлов: «В результате возможных колебаний основных свойств нервной системы и возможных комбинаций этих колебаний должны про­изойти типы нервной системы и, как указывает арифмети­ческий расчет, по крайней мере, в количестве двадцати четырех, но, как свидетельствует действительность, в го­раздо меньшем числе, и именно четырех типов, особенно резких, бросающихся в глаза...».

Подчеркивая возможность самых разнообразных ком­бинаций основных свойств нервных процессов силы, рав­новесия и подвижности, И.П. Павлов утверждал, что в жизни чаще всего встречается четыре варианта этих свойств. Они обусловливают четыре основных типа выс­шей нервной деятельности.

Физиологическая характеристика четырех типов выс­шей нервной деятельности может быть представлена в сле­дующем виде: I тип — сильный, уравновешенный, подвижный; II тип — сильный, неуравновешенный; III тип — сильный, уравновешенный, инертный; IV тип — слабый.

Учение о типах высшей нервной деятельности И.П. Пав­лов разработал в результате экспериментов над животны­ми (собаками). Он всегда осторожно подходил к вопросу о возможности перенесения на человека данных, получен­ных путем экспериментов над животными. Однако учение о типах высшей нервной деятельности он считал возмож­ным распространить на человека. И.П. Павлов считал, что тип высшей нервной деятельности проявляется в по­ведении и деятельности животного и человека. Тот отпеча­ток, который накладывает тип высшей нервной деятель­ности на поведение и деятельность человека, И.П. Павлов называл темпераментом. И.П. Павлов проводил парал­лель между четырьмя основными типами высшей нервной деятельности и темпераментами, существование которых было впервые подмечено Гиппократом.

Кроме этих основных темпераментов, существует мно­жество других — индивидуальных, или смешанных. Наи­более изучены в психологии — четыре основных темпера­мента; индивидуальные, или смешанные темпераменты исследованы, недостаточно.

Свойства темперамента.

1. Сензитивностъ определяется тем, какова наимень­шая сила внешних воздействий, необходимая для возник­новения какой-либо психической реакции человека, и ка­кова скорость возникновения этой реакции.

2. Реактивность характеризуется степенью непроиз­вольности реакций на внешние или внутренние воздей­ствия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

3. Активность свидетельствует о том, насколько ин­тенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настой­чивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности опреде­ляет, от чего в большей степени зависит деятельность чело­века: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений,
убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Темп реакции, характерная скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

5. Темп реакций. Об этом свойстве мы судим по скоро­сти протекания различных психических реакций и про­цессов, то есть скорости движений, темпу речи, скорости запоминания, быстроте ума, находчивости.

6. Пластичностьригидность. Легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям — пла­стичность. Ригидность — инертность, косность поведения, привычек, суждений.

7. Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность челове­ка — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

8. Эмоциональная возбудимость, Насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональ­ной реакции и с какой скоростью она возникает.

Психологическая характеристика типов темперамента.

Психологические характеристики основных типов тем­перамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особен­ности эмоциональной возбудимости, скорости и энергии протекания психических процессов, особенности мотори­ки, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психологической деятельности личности, обусловленное соот­ветствующим типом высшей нервной деятельности.

Учитывая сказанное, психологические характеристики основных типов темпераментов молено представить в сле­дующем виде:

I.Сангвинический темперамент, в основе которого ле­жит сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности, характеризуется легкой эмоциональ­ной возбудимостью, быстрым протеканием психических процессов, быстрыми, многочисленными, разнообразными движениями, обилием легких, изящных жестов, богатой мимикой, преобладанием веселого, жизнерадостного на­строения, быстрой, безболезненной сменой настроений.

2. Холерический темперамент, в основе которого ле­жит сильный, неуравновешенный (с преобладанием по силе процесса возбуждения), подвижный тип высшей нервной деятельности, со стороны психологической характеризу­ется повышенной эмоциональной возбудимостью, стреми­ тельным, энергичным протеканием психических процессов, быстрыми, энергичными движениями, резкими жестами, выразительной мимикой, устойчивым бодрым настроени­ем и резким переходом от одного настроения к другому.

3. Флегматический темперамент, в основе которого ле­жит сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности. Характеризуется следующими осо­бенностями: пониженной эмоциональной возбудимостью; медленным, спокойным протеканием психических процес­сов; медленными, немногочисленными движениями, ред­кими, невыразительными жестами, маловыразительной мимикой; ровными, устойчивыми настроениями и медлен­ной и плавной их сменой.

4. Меланхолический темперамент, в основе которого лежит слабый тип нервной системы, характеризуется вы­сокой эмоциональной возбудимостью (впечатлительностью), астеничностью чувств, медленным протеканием психичес­ких процессов, относительно быстрой утомляемостью, мед­ленными движениями, слабой мимикой, немногочислен­ными, малоэнергичными со слабой выраженностью жеста­ми, склонностью к грустным лирическим настроениям, медленной сменой настроений.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина пока­зали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем представлялось ранее. Однако указанные четыре типа тем­перамента, как наиболее обобщенные могут быть исполь­зованы для изучения индивидуальности. По В.Д. Небылицину, выделяют так называемый тормозный тип, характе­ризующийся силой, подвижностью, неуравновешенностью, с преобладанием по силе процесса торможения.

Характер Общее понятие о характере.

Особенности темперамента не раскрывают обществен­ного облика человека. Зная их, мы ничего не можем сказать о жизненных целях человека, силе его патриотизма, о честности, трудолюбии, настойчивости и других каче­ствах его личности. Люди с одинаковыми темпераментами могут по-разному относиться к своим обязанностям, по-разному вести себя.

Поведение человека как члена общества рассматривают, прежде всего, со стороны нравственной и волевой. При этом имеют в виду не случайные поступки человека, а устойчи­вые черты его личности, психологические свойства.

Патриотизм, трудолюбие, честность, правдивость, скромность — это нравственные свойства личности. Ре­шительность, инициативность, упорство, самообладание, самостоятельность, мужество — это волевые свойства лич­ности. Нравственная и волевая сторона поведения наибо­лее отчетливо выражены в сложном свойстве личности, называемом «характером ».

Слово «характер» древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «черта, примета, при­знак, особенность».

Характериндивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в опре­деленных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер в динамическом смысле аналитической пси­хологии — это специфическая форма, которую придает энергии человека динамическая адаптация его потребнос­тей к определенному способу существования данного об­щества. Характер, в свою очередь, определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Увидеть это довольно труд­но, ибо мы обычно убеждены, что мышление является исключительно интеллектуальным актом и не зависит от психологической структуры личности. Это, однако, не так, и тем меньше соответствует действительности, чем больше наше мышление сталкивается с этическими, философски­ми, политическими, психологическими или социальными проблемами, а не просто с эмпирическими манипуляциями конкретными объектами. Такое мышление, помимо чисто логических элементов, вовлеченных в акт мышления, в значительной мере детерминировано личностной структу­рой того человека, который мыслит. Это относится в рав­ной мере как ко всякой доктрине и теоретической системе, так и к отдельным понятиям: любовь, справедливость, равенство, самопожертвование и т.д.

Каждый человек имеет свой особый, присущий только ему характер, в котором одни черты выражены ярче, дру­гие — слабее. Своеобразное сочетание черт характера и создает его индивидуальность. Поэтому в жизни нет лю­дей, характеры которых были бы сходными.

Характер формируется на протяжении всей жизни че­ловека в соответствии с условиями жизни, практики и общественного опыта человека. В свою очередь, характер оказывает влияние на формирование личности. На фор­мирование характера и личности в целом огромное влия­ние оказывает воспитание и самовоспитание. По существу формирование личности продолжается всю жизнь, под вли­янием окружающей микросреды (семья) и макросреды (кол­лектив). При этом, помимо положительного примера се­мьи и окружающих, большая роль принадлежит самовос­питанию, и если человек осознает недостатки своего ха­рактера или своих личностных свойств, то никогда не по­здно их исправить.

Нередко бывает так, что ребенок рос и воспитывался в неблагоприятной среде, в условиях частых конфликтов между родителями и другими членами семьи, часто был не только свидетелем, но и участником этих ссор, что, несомненно, влияло на формирование его характера и лич­ностных свойств. Особенно неблагоприятное влияние на формирование характера и других личностных свойств ока­зывает алкоголизм одного или нескольких членов семьи. Помимо частых конфликтов, проявления отрицательных свойств человеческой натуры, в семье создается тяжелая невротизирующая (психогенная) ситуация, неблагоприят­но отражающаяся на процессе формирования характера и личности подростка. Привлечение к активной деятельнос­ти, общение с людьми высокой психологической направ­ленности и убежденности, их положительный образ дей­ствий и мыслей заставляют подростка по-новому посмот­реть на неприглядную жизнь своих родителей, воспроти­виться ей. У подростка формируется новое жизненное вос­приятие, он делает первые попытки самовоспитания. Возникшие потребности в иной жизни, не похожей на неприглядную жизнь родителей, рождают новые интересы.

В старших классах или на старших курсах учебных заведений складывается мировоззрение. Если это проис­ходит стихийно, то возможно неправильное формирова­ние личности. Потребности могут оказаться извращен­ными (потребность во лжи и т.п.), а интересы — ограни­ченными (интерес к личному обогащению и благополу­чию, поискам «легкой» жизни и т.д.). Здесь важное зна­чение принадлежит коллективу, где учится или работает человек.

В дальнейшем очень многое зависит от способностей, свойств характера и волевых качеств. Следует подчеркнуть, что все эти качества можно развивать в процессе воспита­ния и роста, при упорном и целенаправленном самовоспи­тании. Естественно, природные задатки у разных людей различные и каждый достигает успехов именно в той дея­тельности, к которой наиболее способен. Поэтому важно, чтобы человек выбирал профессию в соответствии со свои­ми возможностями.

Характерэто индивидуальный тип психических реакций на действие непосредственных раздражений и впечатлений действительности.

Характер человека формируется под влиянием сово­купности общественных отношений, в которые включен человек и которые определяют образ его жизни. Ведущая роль в формировании характера человека принадлежит воспитанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: