Классификация методов педагогического исследования




1. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

-определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

-выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

-выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

-выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

-обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное – наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение – очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Интервьюирование разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

 

В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов педагогики. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:

· 1. Всеобщий метод научного исследования - диалектический. В этом ключе система методов педагогики тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования имманентно присутствует в них.

· 2. Методы исследования, применяемые в педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методами познания.

· 3. Частные методы педагогики, присущие только этой науке.

Следовательно, степень общности (общее - особенное - единичное) выступает критерием для классификации научных методов. Однако ввиду того, что метод - это способ достижения определенных результатов в познании и практике и того, что он всегда содержит две органически связанные стороны - объективную и субъективную, в педагогике частные методы исследования принято классифицировать по целому ряду оснований.

Так, например, Э.И. Моносзон в соответствии с тем, что любое педагогическое исследование реализуется на трех уровнях - эмпирическом, теоретическом и методологическом, предлагает соответствующим образом классифицировать методы исследования.

В. И. Загвязинский " считает, что методы педагогического исследования могут быть сгруппированы по различным признакам. В частности, по назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. Вместе с тем по уровням проникновения в сущность изучаемых педагогических явлений он выделяет две группы методов - эмпирического и теоретического исследования. Первая группа методов основана на опыте, практике, эксперименте и т.п., а вторая связана с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и т.д.

Подобный подход к классификации методов педагогических исследований можно встретить в работах В. Г. Давыдова. В частности, он считает, что в педагогике деление методов исследования на эмпирические и теоретические весьма условно. Дело в том, что в методической системе этих наук общенаучные логические методы исследования, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и т.п., органически вплетаются в метод беседы, эксперимента, анализа результатов деятельности и другие традиционные методы этих наук.

Исходя из сказанного, В.П. Давыдовым условно выделяются группы эмпирических и теоретических методов педагогического исследования. Эта условность позволяет глубже разобраться в сути системы методов, повысить культуру исследовательского труда.

К группе теоретических методов исследования он относит теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования; к группе эмпирических - наблюдение, беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрию), эксперимент и другие.

Мри рассмотрении данного вопроса были раскрыты только наиболее значимые методы общенаучного логического познания, которые нашли широкое применение как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях провеления педагогических исследований. Об особенностях их применения в педагогике речь будет идти ниже.

Исследовательская деятельность предполагает:

-опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

-активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

-измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

-неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вопросы для самоконтроля

· 1. Раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова. Дайте определение понятию «научный метод».

· 2. На какие основные группы можно разделить методы научного познания? Охарактеризуйте каждую из этих групп методов.

· 3. Приведите классификацию основных методов педагогики по степени их общности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бережнова, Е.В.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов/ Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. - М., 2005. – 128 с.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.В. Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. - Гл. 2. Методология и методы педагогических исследований - 1989

5. Резникова, Ю.Г. Выпускная квалификационная работа по педагогике /Ю.Г. Резникова. – Улан-Удэ, 2005. – 50 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: