Мораль и нравственность в культуре




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Культурология»

По теме: «Функции культуры. Мораль и нравственность в культуре»

 


Содержание

 

1. Функции культуры

2. Мораль и нравственность в культуре

3. Соотношение понятий культура и цивилизация

4. Культура России 19 века. «Золотой век» русской культуры

5. Искусство глазами современной молодежи


Функции культуры

 

Культура — важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, хотя она не растворяется в этих сферах деятельности. Необходимо аналитически подходить к этим сферам, чтобы выявлять их духовный смысл и те социокультурные факторы, без которых ни экономика, ни политика не могут полноценно функционировать.

Переход от одного хозяйственного уклада к другому (например, от отгонного скотоводства к равнинному земледелию) или от одного социально-экономического строя к другому (от феодализма в его разных вариантах к капитализму) осуществляется через взаимодействие совокупности факторов, в которых культура составляет непременную составную часть, способствующую или препятствующую, стимулирующую или же блокирующую действе других компонентов социальной регуляции.

Характерно, что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял, прежде всего, нормативко-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего место культуры в интеграции общества и разделении труда. Социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э.Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.

Конечно, можно выделить следующие функции культуры: а) поддержание преемственности (традиции); б) нормативизация; в) оценочная функция; г) целеполагающая; д) познавательная и е) смыслообразование (обозначивающая). Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.

В структуре духовного производства следует выделить такие основные функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Мораль и нравственность в культуре

 

Морально-нравственные нормы, наряду с юридическими нормами и обычаями, обеспечивают регулятивную функцию культуры. Мораль как форма социальной культуры выполняет ценностно-ориентационные и регулятивные функции. Какие же именно из функций такого рода составляют ее прерогативу?

1. Мотивационная функция. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против воли — совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже под гипнозом люди отказываются совершать действия, которые они считают для себя нравственно недопустимыми. Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы.

С этим связана важная особенность моральной оценки человеческих поступков: эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его объективными последствиями, но и мотивами поступка, т. е. тем, какие субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы были его намерения при совершении поступка. А моральная оценка мотивов поведения личности переходит в моральную оценку самой личности. В зависимости от того, насколько нравственны или безнравственны мотивы, которые обычно побуждают личность к действиям, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция морали непосредственно формирует нравственный облик личности.

Понимание того, что моральная оценка поступков человека и его личности зависит от мотивов, которые им движут, приходит уже в детстве и становится существенным моментом зрелого морального сознания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: