Цветовые ассоциации и зрительные иллюзии




«В природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика» [38, с. 8]..Любое произведение искусства создает цветовую среду, которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мысли, уровень работоспособности. Все спектральные цвета вызывают в той или иной степени вызывают физиологические реакции человека. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние, «психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим» [25, с. 182]. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Сегодня психофизиология способна дать исчерпывающие ответы на вопросы: каким образом мы различаем цвета? Для чего мы их различаем? Какие реакции, эмоции, чувства, установки вызывают те или иные цвета?

По своему психофизиологическому воздействию на человека цвета делятся на несколько основных групп:

1. Стимулирующие – символизируют открытость к общению, активность, радостное состояние, приятные ощущения:

Красные Оранжевые Желтые

2. Тормозящие – ассоциируются с рассудком и замкнутостью, тревогой, грустью, печалью:

Фиолетовые Синие Бирюзовые

3. Статические – символизируют стабильность, погруженность в себя, эгоизм, но и спокойствие, уравновешенность:

Зеленые Желто-зеленые

4. Пастельные – ассоциируются с деликатностью, нежностью, способностью к компромиссу:

Светло-красные Светло-оранжевые Светло-желтые Светло-зеленые

5. Угнетающие – закрытые, тяжелые:

Черно-зеленые Черно-синие

Существует также связь между восприятием цвета и другими органами чувств:

•при резком запахе и звуке цвет видится ярче;

•фиолетовый цвет усиливает запах, зеленый и желто-зеленый смягчают звуки;

•красный и оранжевый делают пищу слаще;

•желтый и желто-зеленый – придают пище более кислый и острый вкус;

•зеленый – ассоциируется с соленостью, а зелено-голубой – с горечью.

Кроме того, можно найти соответствие между основными цветами и геометрическими формами:

•желтый – ассоциируется с изменчивым движением;

•синий – с замкнутостью, спокойствием;

•зеленый – с равновесием, четкостью;

•красный – равновесием, четкостью, длительностью.

Ассоциации на конкретный цвет, безусловно, говорят о субъективных и объективных установках людей, и об этом никогда не надо забывать.

С начала культуры человек пытался овладеть способностью цвета влиять на свое душевное состояние. Достиг он этого путем создания краски – внешнего средства изменения своего психического состояния. Создав краску, человек окружил себя цветом.

Виды цветовых ассоциаций. Отдельно взятый цвет или сочетание цветов могут вызвать различные воспоминания и связанные с ними эмоции и образы. Все это называется цветовыми ассоциациями. Естественно, что цветовые ощущения у всех людей не одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, от образования, рода деятельности, возраста, нервно-психического склада каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем ярче и чище цвет, тем определеннее и устойчивее реакция человека: сложные, малонасыщенные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые реакции. Желтые и зеленые цвета вызывают самое большое количество ассоциаций. Это вызвано тем, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, желтых и зеленых цветов больше всего вприроде.

Цветовые ассоциации могут быть физическими и эмоциональными (Таб. 4). К физическим относятся температурные (теплые, горячие, холодные), акустические (тихие, громкие, музыкальные) и весовые (легкие, тяжелые, воздушные) ассоциации. К эмоциональным относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (трагические, грустные, скучные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные) ассоциации.

Один и тот же цвет у большинства людей вызывает одинаковые физические ассоциации, эмоциональная реакция на цвет различается гораздо чаще. Однако для создания нужного настроения при восприятии художественной композиции используются определенные цветовые приемы. Каждый художник не должен забывать, что он создает свое неповторимое художественное произведение и должен выразить в нем свое настроение. Продуманное использование цвета поможет усилить впечатление от всей композиции.

Таблица 4. Классификация цветовых ассоциаций [2, с. 196].

Виды цветовых ассоциаций Примеры
весовые легкие тяжелые
температурные горячие (красный) холодные (голубой)
осязательные мягкие жесткие
пространственные выступающие отступающие
акустические (звуковые) тихие – голубой – музыкальные тромкие – красный – свистящие, лающие
вкусовые сладкие горькие
возрастные детские взрослые
сезонные весенние, летние зимние, осенние
этические мужественные сентиментальные
эмоциональные веселые грустные
культурные живопись кулинария

Мы стараемся во всем найти равновесие, гармонию. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного, привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективный характер. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления и чувств, но знание общих объективных законов работы с цветом помогут осознать собственные предпочтения и получить естественный стимул для нового творческого поиска.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: