Положение о санитарно-защитных зонах




 

1. Настоящее Положение определяет порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

2. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), и иных объектов в соответствии с санитарной классификацией в случае формирования химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, за границами земельных участков, предназначенных для ведения хозяйственной деятельности объектами и оформленных в установленном порядке, или, в случае отсутствия установленных границ земельных участков, за контурами объектов капитального строительства, принадлежащих правообладателю объекта на праве собственности или ином законном основании.

Правила определения размеров санитарно-защитных зон и санитарная классификация объектов устанавливаются санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования санитарно-защитных зон регламентируется административным регламентом по предоставлению государственной услуги по принятию решений об установлении, изменении и прекращении существования санитарно-защитных зон, утверждаемым Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Настоящее Положение не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.

4. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

а) Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главный государственный санитарный врач (или его заместители) - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, если расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха содержат вещества I, II класса опасности, обладающие канцерогенными свойствами;

б) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, если расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха не содержат вещества I, II класса опасности, обладающих канцерогенными свойствами.

в) заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Федерального медико-биологического агентства; руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации; руководитель структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации; руководитель структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний; руководитель структурного подразделения Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; руководитель структурного подразделения Управления делами Президента Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации; руководитель структурного подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации; руководитель структурного подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны Российской Федерации; руководитель структурного подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - в отношении организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и объектов находящихся на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; объектов обороны и иного специального назначения.

5. В случае если в отношении аэродрома в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется. Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящим Положением решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.

6. Формы заявлений и формы решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

7. В границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного назначения, объектов медицинского назначения, оказывающих медицинскую помощь стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), объектов по уходу и присмотру за детьми, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства, огородничества, а также казарм для размещения воинских контингентов, исправительных учреждений;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

8. Санитарно-защитные зоны устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в их границах.

Приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня установления санитарно-защитной зоны, разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах санитарно-защитной зоны, или снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, размещение которых в санитарно-защитной зоне не допускается, осуществляется в течение трех лет со дня установления такой зоны.

Приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию после дня установления санитарно-защитной зоны, разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах санитарно-защитной зоны, или снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, размещение которых в санитарно-защитной зоне не допускается, осуществляется в течение двух лет со дня установления такой зоны.

9. При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.

10. В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если по итогам исследований (измерений) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.

11. Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) и при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона, представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

13. В случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, изменения вида разрешенного использования или назначения такого объекта, предусматривающего осуществление деятельности, в результате которой за контурами объекта его химическое, физическое и (или) биологическое воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов, правообладатель объекта обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В случае принятия решения об установлении приаэродромной территории, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения, правообладатель объекта обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, установленной до принятия решения об установлении этой приаэродромной территории.

14. В целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и документы, указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения.

15. В случаях, предусмотренных пунктами 10, 11 и 12 настоящего Положения, исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Исследования (измерений) химических, физических и биологических факторов, а также результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы таких исследований (измерений) направляются лицом, обеспечившим их проведение, в уполномоченный орган в срок не более 30 рабочих дней.

16. Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 9, 10, 12, 13 и 14 настоящего Положения, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.

Документы, указанные в пунктах 10, 17 и 18 настоящего Положения, представляются в отсканированном виде в распространенных графических форматах файлов в цветном режиме (разрешение сканирования - не менее 200 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи, печати, углового штампа бланка (если имеется) в формате pdf (для документов с текстовым содержанием) или в форматах pdf и jpeg (для документов с графическим содержанием), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

17. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны;

в) сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам или о направлении заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации.

18. К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 настоящего Положения, прилагаются:

а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

19. Проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего Положения, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков);

е) сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

ж) срок наступления обязанности по возмещению убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

20. Уполномоченный орган в срок не более 30 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений в отношении объектов, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения, или в срок не более 23 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений в отношении объектов, указанных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Положения, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

В случаях, указанных в пункте 9 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия им соответствующего решения направляет копию такого решения в орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на строительство объекта, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

21. В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:

а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);

б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения;

в) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

г) сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением санитарно-защитной зоны;

д) срок наступления обязанности по возмещению убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением санитарно-защитных зон.

22. В решении об изменении санитарно-защитной зоны указывается информация об изменении границы санитарно-защитной зоны и ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, отличающиеся от ограничений, предусмотренных в решении об установлении санитарно-защитной зоны.

23. К решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

24. Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением санитарно-защитной зоны, и срок наступления обязанности по возмещению убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением санитарно-защитных зон указываются в решении об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте санитарно-защитной зоны, на основании которого принято решение.

25. В решении о прекращении существования санитарно-защитной зоны указываются сведения о прекращении существования такой зоны и прекращении действия ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.

26. Копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, копия решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляются уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 9 настоящего Положения, - со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.

27. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

28. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

29. В случае перехода прав на объект, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, принятие нового решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны и внесение изменений в ранее принятые решения не требуются.

30. Основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны являются:

а) отсутствие документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения, или отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения;

б) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным пунктом 5 настоящего Положения, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных подпунктом "б" пункта 7 настоящего Положения, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

г) наличие в санитарно-эпидемиологическом заключении сведений о несоответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.

31. Отказ в принятии решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны допускается по следующим основаниям:

а) отсутствие документов, указанных в пункте 18 настоящего Положения;

б) формирование за контурами объектов (за контурами ранее существовавших объектов) химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего установленные гигиенические нормативы согласно результатам исследования (измерения), указанным в подпункте "а" пункта 18 настоящего Положения;

в) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии результатов исследований (измерений), указанных в подпункте "а" пункта 18 настоящего Положения, установленным требованиям.

32. Отказ в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны содержит детальное обоснование несоответствия документов, приложенных к заявлению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны обязан устранить основания, указанные в пункте 30 настоящего Положения, и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.

33. Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны.

34. Со дня установления или изменения санитарно-защитной зоны планируемых к строительству или реконструкции объектов и до дня ввода их в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, допускается использование земельных участков в границах такой зоны для целей, не связанных со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения указанной зоны, а также допускается использование зданий и сооружений, расположенных в границах зоны.

35. Компенсация ущерба, причиненного правообладателям земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в связи с установлением (изменением) санитарно-защитной зоны, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: