Профессиограмма - свод характеристик, составляющих портрет социального работника с точки зрения владения им определенных знаний, навыков и умений.
Разделения специалиста по категориям:
1.Высшей категории – высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее 3 лет.
2. I категории – высшее образование, наличие сертификата по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее 3 лет.
3. II категории – высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет.
4. Специалист по социальной работе – высшее образование без предъявления требований к стажу работы и наличие сертификата специалиста по социальной работе или средне-специальное образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее 5 лет.
Специалист по социальной работе должен знать:
· особенности психологии личности и отдельных категорий населения;
· национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
· теорию и практику социальной защиты населения;
· законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативноправовые акты в сфере социальной защиты населения;
· работу органов и учреждений социального обслуживания;
· отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.
Составляющей профессиограммы специалиста социальной работы является его профессиональная компетентность.
Профессиональную компетентность социального работника можно разделить на два вида:
1) управленческая-включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относятся знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности, труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т.д.;
2) психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.
Социальный работник должен иметь достаточно высокий уровень, чтобы решать следующие профессиональные задачи:
· познавательные (организовывать работу с человеком так, чтобы на основе проникновения в сущность проблем довести их решение до логического конца);
· проектировочные (уметь проектировать, отбирать, анализировать главные моменты в работе с клиентом, помогать ему осмысливать дальнейшие действия);
· конструктивные (уметь логически верно строить деловые отношения с человеком, помогая ему, и при этом не распылять свои силы, а выбирать правильные решения и способы достижения поставленной цели);
· коммуникативные (уметь устанавливать с людьми педагогически целесообразные взаимоотношения, вызывающие у них интеллектуальный и эмоциональный отклик и веру в социального работника как заинтересованного в их проблемах человека);
· организаторские (умение включать людей – инвалидов, пенсионеров, школьников, членов многодетных семей и т.д. в различные виды деятельности, помогающие не только выжить, но и жить нормально, чувствовать себя в коллективе равноправным, помогать другим в самосовершенствовании).
В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть:
· анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения;
· динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности;
· динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
· результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме;
· оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме;
· уровень профессионального роста социального работника как специалиста.
Профессионалом можно считать социального работника, который:
1. соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;
2. личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;
3. достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
4. использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;
5. выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, означает ее важность в обществе;
6. привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;
7. осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;
8. достигает уже сегодня необходимого уровня профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;
9. социально активен, ставит и обсуждает вопросы о практике, отношении к профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем.
Задачи, которые социальный работник может ставить перед клиентами, чтобы научить их умело контролировать факторы, влияющие на их жизнь, определяются следующим образом:
· клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего в решении одной или нескольких проблем;
· клиент рассматривает социального работника как специалиста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
· клиент видит в социальном работнике равного сотрудника или партнера в решении возникающих проблемных ситуаций;
· социальный работник помогает клиенту воспринимать общественно-политическую структуру как многополюсную, многослойную, которая дает клиенту возможности для взаимодействия.
Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Всем социальным работникам необходимо иметь представление о степени конфиденциальности информации и условиях работы с ней.
Обычно выделяют две формы конфиденциальности:
· абсолютная – информация может быть раскрыта клиентом и никогда не будет распространена далее социального работника. Социальный работник находится под защитой и контролем определенных государственных органов, законодательных актов, которые дают ему юридическое право привилегированной связи с клиентом, самостоятельного принятия решений о действиях с полученной информацией;
· относительная – социальный работник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этического кодекса, существующих законов, а также программ агентства.