68. Образовательный компонент составляет 30% от общего объема образовательной программы докторантуры или 53 академических кредитов и состоит из циклов базовых (далее – БД) и профилирующих (далее – ПД) дисциплин, которые включают дисциплины вузовского компонента (далее – ВК) и компонента по выбору (далее – КВ), практику. При этом соотношение объема БД и ПД определяется ВУЗом самостоятельно.
В ВСУЗах образовательные программы включают циклы БД и ПД. которые состоят из дисциплин вузовского компонента.
69. Перечень дисциплин ВК и КВ определяется ВУЗом самостоятельно. При этом учитываются потребности рынка труда, ожидания работодателей, потребности и интересы докторантов.
В ВСУЗах перечень дисциплин вузовского компонента определяется ВСУЗом самостоятельно.
Программы дисциплин и модулей, как правило, имеют междисциплинарный и мультидисциплинарный характер, обеспечивающий подготовку кадров на стыке ряда областей знаний.
70. Подготовка кадров в докторантуре PhD осуществляется на базе образовательных программ магистратуры, в профильной докторантуре, в том числе по программам DBA – на базе магистратуры, или высшего специального образования, приравненного к профильной магистратуре. При этом на «входе» в случае совпадения профиля образовательной программы докторантуры с программой магистратуры результаты обучения предыдущего уровня образования признаются автоматически; в случае несовпадения профиля образовательной программы докторантуры с программой магистратуры докторанту устанавливаются пререквизиты для освоения (в ВСУЗах пререквизиты не устанавливается).
Перечень необходимых пререквизитов и сроки их освоения определяются ВУЗами самостоятельно. Пререквизиты осваиваются на платной основе, за исключением ВСУЗов.
|
В качестве пререквизитов докторант представляет результаты обучения неформального образования соответствующего уровня, признание которых осуществляется ВУЗом в соответствии с подпунктом 38-3) статьи 5 Закона.
При поступлении магистра профильного направления в докторантуру PhD ему дополнительно устанавливается в качестве пререквизитов образовательная программа послевузовского образования педагогического профиля научно-педагогической магистратуры, за исключением ВСУЗов.
71. Образовательная программа подготовки доктора философии (PhD) имеет научно-педагогическую направленность и предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям наук для системы высшего и послевузовского образования и научной сферы.
72. Образовательная программа подготовки доктора по профилю предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям науки для отраслей национальной экономики, социальной сферы: образования, медицины, права, искусства, экономики, бизнес-администрирования и в области национальной безопасности и военного дела.
73. Образовательные программы докторантуры в части профессиональной подготовки разрабатываются на основе изучения опыта зарубежных вузов и научных центров, реализующих аккредитованные программы подготовки докторов PhD или докторов по профилю.
|
74. Практика проводится с целью формирования практических навыков научной, научно-педагогической и профессиональной деятельности.
Образовательная программа докторантуры включает:
1) педагогическую и исследовательскую практику – для обучающихся по программе доктора философии;
2) производственную практику – для обучающихся по программе профильной докторантуры.
В период педагогической практики докторанты при необходимости привлекаются к проведению занятий в бакалавриате и магистратуре.
Исследовательская практика докторанта проводится с целью изучения новейших теоретических, методологических и технологических достижений отечественной и зарубежной науки, а также закрепления практических навыков, применения современных методов научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных в диссертационном исследовании.
Производственная практика докторанта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и повышения профессионального уровня.
Содержание исследовательской и производственной практик определяется темой докторской диссертации.
75. Научная компонента образовательной программы докторантуры формируется из научно-исследовательской (далее – НИРД) или экспериментально-исследовательской работы (далее – ЭИРД) докторанта, научных публикаций, написания и защиты докторской диссертации.
Объем научной компоненты составляет 64% от общего объема образовательной программы докторантуры или 115 академических кредитов.
|
76. В рамках НИРД (ЭИРД) индивидуальным планом работы докторанта для ознакомления с инновационными технологиями и новыми видами производств предусматривается обязательное прохождение научной стажировки в научных организациях и (или) организациях соответствующих отраслей или сфер деятельности, в том числе за рубежом.
Сроки прохождения зарубежной стажировки определяются ВУЗом самостоятельно.
77. Требования к НИРД обучающегося по программе доктора философии (PhD):
1) соответствие основной проблематике образовательной программы докторантуры, по которой защищается докторская диссертация;
2) актуальна и содержит научную новизну и практическую значимость;
3) основывается на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
4) базируется на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
5) выполняется с использованием современных методов научных исследований;
6) содержит научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
78. Требования к ЭИРД обучающегося по программе доктора по профилю:
1) соответствие основной проблематике образовательной программы докторантуры, по которой защищается докторская диссертация;
2) актуальна и содержит научную новизну и практическую значимость;
3) основывается на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;
4) выполняется с применением передовых информационных технологий;
5) содержит экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
79. Ежегодно по завершении учебного года докторант проходит академическую аттестацию на предмет выполнения индивидуального плана работы. Процедура проведения академической аттестации докторанта определяется ВУЗом самостоятельно.
80. Выполнение докторской диссертации осуществляется в период НИРД (ЭИРД).
Заключительным итогом НИРД (ЭИРД) является докторская диссертация.
81. Для руководства докторской диссертацией докторанту в течение двух месяцев после зачисления назначается научное руководство.
Научное руководство утверждается приказом ректора ВУЗа на основании решения ученого совета.
82. Научное руководство докторантами на соискание степени доктора философии (PhD) осуществляется консультантами в количестве не менее 2-х человек, назначаемых из числа докторов или кандидатов наук, или докторов философии (PhD), один из которых – ученый из зарубежного вуза (за исключением группы направлений подготовки «Национальное безопасность и военное дело»).
Научное руководство докторантами на соискание степени доктора по профилю или DBA осуществляется консультантами в количестве не менее 2-х человек, назначаемых из числа докторов или кандидатов наук, или докторов философии (PhD), один из которых – высококвалифицированный специалист соответствующей отрасли или сферы деятельности.
Научные консультанты несут ответственность за соблюдение докторантами учебной дисциплины, выполнение индивидуального плана работы докторанта и своевременное представление диссертационной работы.
83. Тема докторской диссертации определяется в течение первого семестра и утверждается решением ученого совета.
84. Содержание диссертационного исследования направлено на реализацию национальных приоритетов, государственных программам, программы фундаментальных или прикладных исследований.
85. Основные результаты научных исследований докторанта опубликовываются в научных, научно-аналитических и научно-практических изданиях в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней и ученых званий, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов № 6911).
86. Структура образовательной программы докторантуры по научно – педагогическому направлению приведена согласно приложению 7 к настоящему ГОСО.
Содержание образовательной программы профильной докторантуры устанавливается ВУЗом самостоятельно.
Для ВСУЗов структура образовательной программы докторантуры приведена согласно приложению 8 к настоящему ГОСО.
Образовательные программы докторантуры структурируются по принципу модульного обучения.
87. Итоговая аттестация составляет 12 академических кредитов или 6% от общего объема образовательной программы докторантуры и проводится в форме написания и защиты докторской диссертации (проекта).
Итоговая аттестация докторанта проводится в форме написания и защиты докторской диссертации.
Докторская диссертация проходит проверку на предмет заимствования без ссылки на автора и источник заимствования (проверка диссертации на предмет плагиата), которая осуществляется Национальным центром государственной научно-технической экспертизы.
88. Целью итоговой аттестации является оценка научно-теоретического и исследовательско-аналитического уровня докторанта, сформированных профессиональных и управленческих компетенций, готовности к самостоятельному выполнению профессиональных задач и соответствие его подготовки требованиям профессионального стандарта и образовательной программы докторантуры.
89. Сроки проведения вступительных экзаменов и зачисления на образовательные программы DВА определяются ВУЗом самостоятельно.
Обучение по образовательным программам DВА осуществляется на платной основе.
90. Ключевые компетенции выпускников DВА отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающегося:
1) владеть методологией системного подхода к организации, современными подходами к управлению и аналитическими методами менеджмента, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;
2) квалифицированно решать практические проблемы менеджмента и воплощать эти решения в жизнь, быть подготовленными к осуществлению функций управления и уметь решать профессиональные проблемы в интересах организации в целом;
3) обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для занятия соответствующей управленческой должности и основанными на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, понимании экологических проблем, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения:
4) уметь давать оценку современным проблемам и перспективам социально-экономического развития Казахстана, понимать современные тенденции развития мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.
91. Образовательная программа DВА содержит:
1) теоретическое обучение;
2) исследовательскую работу, включая выполнение докторской диссертации;
3) итоговую аттестацию.
92. Содержание образовательной программы DBA разрабатывается с учетом особенностей и принципов функционирования казахстанского бизнеса и менеджмента, изучения международного бизнеса и зарубежного опыта управления.
Перечень дисциплин вузовского компонента и компонента по выбору определяется ВУЗом самостоятельно в соответствии с запросами работодателей и рынка труда.
93. Структура образовательной программы DBA приведена в соответствии в приложении 9 к настоящему ГОСО.
94. Исследовательская компонента образовательной программы DBA формируется из прикладной и исследовательской работы докторанта, публикаций и написания докторской диссертации.
95. Результаты исследований докторанта публикуются не менее чем в 7 (семи) научных изданиях, журналах, в том числе не менее 3 (трех) в научных изданиях дальнего зарубежья и представленных на международных научных конференциях.
96. Научное руководство докторантами программы DBA осуществляется не менее, чем двумя консультантами, назначаемыми из числа докторов (кандидатов наук) с научно-исследовательским (академическим) опытом или имеющими степень DBA с опытом управленческой, консалтинговой работы.
97. Преподавание на программах DBA обеспечивается профессорско-преподавательским составом, имеющими ученую степень доктора или кандидата наук и (или) лицами, обладающими профессиональными знаниями и навыками по направлению подготовки, с наличием международных стажировок и публикаций.
98. ВУЗ обеспечивает условия реализации программы DBA, с применением современных образовательных технологий и предоставлением необходимых образовательных услуг.
99. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе DBA и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень «доктор делового администрирования» в порядке, определенным в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов № 6911).