Пролог
Культурно-массовое мероприятие во всем его многообразии и всех его разновидностях - необычайно сложное культурологическое явление. О его сложности можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет подходы к его организации варьировались неоднократно. Как получить максимальную отдачу от проведения культурно-массового мероприятия? Вполне естественно, что единой модели нет и быть не может. Но существует общая методологическая проблема: мы часто забываем, что каждый прием и каждая культурно-досуговая технология должны быть осмыслены всесторонне. Для этой цели и существует анализ культурно-массового мероприятия.
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
В последнее время в стране активно развиваются многочисленные виды и жанры массовых мероприятий. Этообусловлено непрерывно возрастающим культурным уровнем молодежи, необходимостью общения и более организованного проведения досуга. Сегодня главным направляющими деятельности организаторов массовых мероприятий является организация содержательного свободного времени, удовлетворение их разнообразных интересов, воспитания патриотизма и гражданственности.
В настоящее время,понятие массовое мероприятие, употребляетсякаждой организацией по-своему:
4 слайд. Массовое мероприятие -это особенное социальное явление, открытое для всех желающих, проведение которого связано с важными событиями в культурной, общественной и политической жизни страны.
5 слайд. Массовое мероприятие -это большое скопление людей, объединенных одной идеей, целью, эмоциями.
6 слайд. Массовое мероприятие –это заранее спланированное собрание людей, определенное по месту, времени, количеству участников и проводимое в соответствии с действующим законодательством.
Любое массовое мероприятие имеет цель и задачи.
Цель мероприятия –это готовый результат мероприятия, который достигается по его окончанию.
В ходе проведения мероприятия определяются и реализуются задачи, которые способствуют более эффективному и полному достижению цели.
7 слайд. В зависимости от поставленных целей и задач, массовые мероприятия подразделяются:
· Спортивные мероприятия
· Мероприятия политического характера
· Рекламно-коммерческие мероприятия
· Религиозные и духовно–просветительские мероприятия
· Деловые мероприятия
· Культурно–массовые мероприятия
8 слайд. Формы культурно–массовых мероприятий–это праздники, зрелища, театрализованные представления, фестивали, смотры- конкурсы, слеты, агитбригады, тематические концерты, игровые и танцевальные программы.
Все культурно–массовые мероприятия для молодежи имеют свою специфику и характерные особенности.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО–МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Культурно–массовые мероприятия –это заранее спланированное мероприятие, которое проводится согласно действующему законодательству и носит характер праздника. В нем определено место, время проведения и количество участников.
Характерными особенностями культурно-массовых мероприятий являются:
· Планирование и организация культурно-массового мероприятия.
Нельзя назвать мероприятием спонтанным и случайным. Оно также имеет цели, задачи.
· Место проведения культурно-массового мероприятия.
9 слайд. Мероприятия под открытым небом проводятся в местах в соответствии с правилами техники безопасности. Такими местами могут быть парки, скверы, стадионы, площади, улицы с временно ограниченным или полностью перекрытым движением транспорта, природные ландшафты.
Часто включены историко-культурные сооружения—памятники боевой и военной славы, монументы, современные и исторические архитектурные строения. Иногда для усиления образности используется специфика ландшафта—водоемы, возвышенности, склоны (т.е. эффект амфитеатра), возможности естественного освещения, погодные условия и даже природные явления (восход и закат солнца, «белые ночи», «северное сияние»).
Остальные мероприятия проводятся в помещениях - в культурно—досуговых, историко-культурных учреждений, спорткомплексах, в помещениях учреждений образования.
· Проведение культурно-массового мероприятия в ограниченном, организованном пространстве.
Для проведения массового мероприятия должны быть определены границы праздничного пространства, особенно, если праздник проводится под открытым небом. В рамках этих границ отводятся места для одной или нескольких концертных площадок, планируются площадки для игр, танцевальных программ, зон отдыха. Вне границ праздничного пространства массовое мероприятие не проводится.
· Ограничение во времени культурно-массового мероприятия.
Мероприятия, имеющие четкие временные границы чаще всего, проводятся в помещениях, где зрительская аудитория размещена со строгим планом на специально предназначенных участках, и все её перемещения прогнозируются, планируются и контролируются. Пребывание и перемещение зрителя в культурно–досуговом учреждении регламентируется: отводится время на посещение гардероба, на вход в концертный зал, и на рассадку.
Массовые мероприятия под открытым небом имеют начальную и конечную временную границу.Конечная граница может увеличеваться или уменьшаться, если в ходе мероприятия достигается положительный эмоциональный и психологический эффект (посетители праздника с удовольствием участвуют во всех, предложенных организаторами, праздничных аттракционах).
· Планирование с учетом количества участников.
10 слайд. Скопление народа на массовом мероприятии, превышающее запланированное число зрителей, может стать негативным фактором, влияющим на состояние безопасности самих зрителей, участников, артистов и случайных прохожих. Избыточное количество зрителей может привести к давке.
· Целевая аудитория.
Организаторам необходимо сформировать образ зрителя: его возраст, социальный статус и прочие особенности. Важно объединяющим фактором для организатора – это аудитория, проживающая в одном городе, учеба в одном заведении или общие культурные традиции.
Если ты знаешь свою аудиторию, которая придет к тебе на мероприятие - это поможет наиболее точно сформулировать цель организуемого мероприятия, а также подскажет пути достижения этой цели.
11 слайд. Если мероприятие посвящено молодежи, необходимо сформировать обобщенный образ этой социально–демографической группы населения.
Молодежь делится на группы с характерными для них возрастными, социально–психологическими особенностями, социальными ценностями и интересами. При этом молодежь легче поддаётся манипулированию - в ней еще не сформированы устойчивые представления и убеждения, политические взгляды и предпочтения.
Разнообразие интересов молодежной аудитории предполагает такое же разнообразие современных культурно–массовых мероприятий.