ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Психология профессионального самоопределения
Вопросы для обсуждения:
1. Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, сходство и различие.
2. Профессиональное самоопределение как проблема самопознания и самореализации личности
3. Понятие карьеры. Варианты профессиональных карьер.
4. Парадоксы субъектности в профессиональном самоопределении.
5. Психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности.
6. Типичные варианты самоопределения.
7. Концепция самоопределения как мотивационного центра деятельности и поведения подростка (концепция Л.И.Божович).
Письменные задания:
Задание 1. Заполнить таблицу 1. Виды и особенности самоопределения человека (по А.К.Марковой) (приложение 1)
Задание 2. Подобрать 2-3 профориентационных упражнения, направленные на осознание смысла трудовой жизни, различий в профессиональных карьерах людей.
Задание 3. Подобрать 2-3 профориентационных упражнения, направленных на формирование представлений о ценности профессиональной деятельности.
Литература
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия. 2010.- 304 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
Тема 2. Проблема профессионального развития личности
Вопросы для обсуждения:
1. Основные теории профессионального развития в зарубежной и отечественной психологии.
2. Допрофессиональный онтогенез человека.
|
3. Профессиональное развитие в структуре жизненного пути. Профессиональный цикл в развитии личности.
4. Этапы профессионального развития человека как субъекта труда.
5. Сравнительный анализ периодизаций возрастного и профессионального развития.
6. Понятие «кризис профессионального развития». Виды кризисов профессионального развития и их влияние на профессиональное развитие личности.
7. Модели профессионального развития личности.
Письменные задания:
Задание 1. Подготовить эссе:Кумиры в профессии: существуют ли они? (приложение 2)
Литература:
- Зеер Э. Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности // Российское Психологическое Общество. Ежегодник. Т. 1. Вьш.2. М., 2007.
- Шихи С. Г.Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб, «Каскад», 2003.
- Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.02.2016).
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития – М., 2002.
Тема 3. Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения
Вопросы для обсуждения:
1. Определение профессиональной зрелости. Основные параметры профессиональной зрелости.
2. Мотивационно-целевая основа выбора профессии.
3. Виды навязанного выбора профессии.
4. Основные затруднения и ошибки при выборе профессии.
5. Психологические критерии успешности прохождения стадий профессионального и личностного самоопределения.
|
6. Развитие профессионального самосознания как компонента профессионального самоопределения
Письменные задания:
Задание 1. Подготовить эссе:Почему я выбрал профессию психолога /педагога?
Задание 2. Подобрать 2-3 упражнения, направленных на осознание собственных достоинств и недостатков, способствующих или препятствующих профессиональному самоопределению.
Задание 3. Подобрать и провести методики на диагностику профессиональной зрелости.
Задание 4. Подобрать и провести методики на диагностику мотивов выбора профессии.
Литература:
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия. 2010.- 304 с.
- Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсультирования. Практикум по профориентации школьников старших классов: методические рекомендации. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005, - 75 с.
- Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - 142 с.
Тема 4. Проектирование профессионального жизненного пути
Вопросы для обсуждения:
1. Структура и содержание личного профессионального плана.
2. Факторы, определяющие ситуацию выбора профессии.
3. Основные варианты (схемы) планирования субъектом своей карьеры
4. Типы личных профессиональных планов.
5. Профессиональная направленность и ее развитие на этапах подросткового и юношеского возрастов.
|
6. Динамика развития профессиональных интересов, профессиональных склонностей.
7. Личностные проблемы, связанные с психологическими трудностями в построении образа профессии.
Письменные задания:
Задание 1. Подобрать и провести методики на диагностику профессиональной направленности и профессионально-важных качеств
Задание 2. Подобрать 2-3 упражнения, направленных на формирование жизненных и профессиональных планов, и анализ результатов.
Задание 3. Подобрать 2-3 упражнения, направленных на отработку принятия решений и выбор поведения при трудоустройстве.
Задание 4. Построение личной профессиональной перспективы (ЛПП)
Литература
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
- Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсультирования. Практикум по профориентации школьников старших классов: методические рекомендации. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005, - 75 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие. Под ред.Л. М. Митиной, Изд-во «Флинта», Москва, 2006.
Тема 5. Сущность и содержание профориентации
Вопросы для обсуждения
1. Объект, предмет и цель изучения профориентологии.
2. Развитие профориентации в нашей стране и за рубежом.
3. Основные методы профориентации.
4. Формы проведения профориентационной работы.
5. Основные принципы составления программ профориентационной помощи.
6. Этические проблемы деятельности профконсультанта
Литература
- Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.
Тема 6. Профессиоведение как раздел профориентации
Вопросы для обсуждения
1. Обзорная группировка и классификация профессий
2. Профессиограмма и психограмма. Принципы разработки и использования.
3. Варианты использования схемы профессии в работе с группой и в индивидуальной профконсультации.
4. Основные требования к профессиограмме.
Письменные задания:
Задание 1. Подготовка эссе: Мир профессий в будущем.
Задание 2. В малых группах составьте профессиограмму конкретного вида труда в определенной организации в целях профессиональной ориентации желающих занять возможную вакансию по данному виду труда.
Задание 3. Подобрать 2-3 упражнения, направленных на формирование представлений о мире профессий.
Задание 4. Заполнить таблицу 2
Таблица профессий (по Е.А.Климову)
С | У/Ц | Пр | Гн | Из |
Р | Б | |||
О | ||||
Н | ||||
М | ||||
М | Б | |||
О | ||||
Н | ||||
М | ||||
Ав | Б | |||
О | ||||
Н | ||||
М | ||||
Ф | Б | |||
О | ||||
Н | ||||
М |
Задание 5. Заполнить таблицу 3