ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении.
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение тех или иных свойств
изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).
ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или
выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин
превосходный,/ Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин).
ЛИТОТА – художественное преуменьшение тех или иных свойств
изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В
больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н.А.Некрасов).
МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой
по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи/
Золотыми звёздами в снег» (С.А. Есенин).
МЕТОНИМИЯ – перенесение свойств одного предмета или явления на
другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое -
содержащее, продукт -его производитель, действие-орудие действия и т.д.).
«И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на
неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность
метафоры. «Зима не даром злится,/ Прошла её пора - / Весна в окно стучится
/ И гонит со двора» (Ф.И.Тютчев).
ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления
описанием их существенных признаков или указанием на их характерные
черты. «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года»
(А.С.Пушкин).
СИНЕКДОХА – перенесение значения одного слова на другое на основе
количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части,
единственное число вместо множественного и т.д. «И гордый внук славян, и
|
финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» (А.С.Пушкин).
СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения
одного из них при помощи другого. «как выжженная палами степь, черна
стала жизнь Григория». (М.А.Шолохов).
ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность
и эмоциональность. «Отговорила роща золотая/ берёзовым весёлым языком»
(С.А.Есенин).
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– обороты речи, строящиеся на отступлении
от привычного речевого стандарта и придающие выразительность
художественной речи.
АНАФОРА – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале
нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой
строгий, стройный вид» (А.С.Пушкин).
БЕССОЮЗИЕ – (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами,
придающий художественной речи компактность, стремительность,
динамичность. «Швед, русский – колет, рубит, режет,/ Бой барабанный,
крики, скрежет…» (А.С.Пушкин).
ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием
или убыванием значимости». «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А.Есенин).
ИНВЕРСИЯ – нарушение привычного, естественного для русского языка
порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой/ Взлетел по мраморным
ступеням» (А.С.Пушкин).
МНОГОСОЮЗИЕ – (полисиндетон) – намеренный повтор союза обычно в
начале смежных строк. «Ох, лето красное!/ Любил бы я тебя,/ Когда б не
зной, да пыль, да комары, да мухи». (А.С.Пушкин).
ПЛЕОНАЗМ – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью
|
усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили
себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы». (А.С.Пушкин).
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – оборот, в котором эмоциональная значимость
высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос
ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь,/ И где опустишь ты
копыта?» (А.С.Пушкин).
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер,
сообщающее поэтической речи нужную информацию: торжественную,
патетическую, ироническую. «А вы, надменные потомки,/ Известной
подлостью прославленных отцов…» (М.Ю.Лермонтов).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – торжественное или сходное
построение смежных фрагментов художественного текста (чаще –
стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась,/ Я слёзы
лил, но ты не снизошла». (А.Блок).
ЭЛЛИПСИС – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-
либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога,/
Страннику – дорога,/ мёртвому – дроги,/ Каждому – своё». (М.И.Цветаева).
ЭПИФОРА – повтор слов или сочетания слов в конце смежных стихов, строф
или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади,/ Каждый из нас по-своему
лошадь» (В.Маяковский).
ПЕРИОД – (от греч. обход, окружность) – большое сложное законченное
предложение, разделённое отчётливой паузой на 2 части, которые
произносятся с повышением голоса. «как плавающий в небе ястреб…, так
Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего». (Н.В.Гоголь).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – экспрессивный синтаксический приём письменного
литературного языка: предложение интонационно делится на
самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные
предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П.Г.Антокольский).