ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА




ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении.

ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение тех или иных свойств

изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).

ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или

выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин

превосходный,/ Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин).

ЛИТОТА – художественное преуменьшение тех или иных свойств

изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В

больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н.А.Некрасов).

МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой

по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи/

Золотыми звёздами в снег» (С.А. Есенин).

МЕТОНИМИЯ – перенесение свойств одного предмета или явления на

другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое -

содержащее, продукт -его производитель, действие-орудие действия и т.д.).

«И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на

неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность

метафоры. «Зима не даром злится,/ Прошла её пора - / Весна в окно стучится

/ И гонит со двора» (Ф.И.Тютчев).

ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления

описанием их существенных признаков или указанием на их характерные

черты. «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года»

(А.С.Пушкин).

СИНЕКДОХА – перенесение значения одного слова на другое на основе

количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части,

единственное число вместо множественного и т.д. «И гордый внук славян, и

финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» (А.С.Пушкин).

СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения

одного из них при помощи другого. «как выжженная палами степь, черна

стала жизнь Григория». (М.А.Шолохов).

ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность

и эмоциональность. «Отговорила роща золотая/ берёзовым весёлым языком»

(С.А.Есенин).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– обороты речи, строящиеся на отступлении

от привычного речевого стандарта и придающие выразительность

художественной речи.

АНАФОРА – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале

нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой

строгий, стройный вид» (А.С.Пушкин).

БЕССОЮЗИЕ – (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами,

придающий художественной речи компактность, стремительность,

динамичность. «Швед, русский – колет, рубит, режет,/ Бой барабанный,

крики, скрежет…» (А.С.Пушкин).

ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием

или убыванием значимости». «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А.Есенин).

ИНВЕРСИЯ – нарушение привычного, естественного для русского языка

порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой/ Взлетел по мраморным

ступеням» (А.С.Пушкин).

МНОГОСОЮЗИЕ – (полисиндетон) – намеренный повтор союза обычно в

начале смежных строк. «Ох, лето красное!/ Любил бы я тебя,/ Когда б не

зной, да пыль, да комары, да мухи». (А.С.Пушкин).

ПЛЕОНАЗМ – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью

усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили

себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы». (А.С.Пушкин).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – оборот, в котором эмоциональная значимость

высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос

ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь,/ И где опустишь ты

копыта?» (А.С.Пушкин).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер,

сообщающее поэтической речи нужную информацию: торжественную,

патетическую, ироническую. «А вы, надменные потомки,/ Известной

подлостью прославленных отцов…» (М.Ю.Лермонтов).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – торжественное или сходное

построение смежных фрагментов художественного текста (чаще –

стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась,/ Я слёзы

лил, но ты не снизошла». (А.Блок).

ЭЛЛИПСИС – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-

либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога,/

Страннику – дорога,/ мёртвому – дроги,/ Каждому – своё». (М.И.Цветаева).

ЭПИФОРА – повтор слов или сочетания слов в конце смежных стихов, строф

или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади,/ Каждый из нас по-своему

лошадь» (В.Маяковский).

ПЕРИОД – (от греч. обход, окружность) – большое сложное законченное

предложение, разделённое отчётливой паузой на 2 части, которые

произносятся с повышением голоса. «как плавающий в небе ястреб…, так

Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего». (Н.В.Гоголь).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – экспрессивный синтаксический приём письменного

литературного языка: предложение интонационно делится на

самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные

предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П.Г.Антокольский).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: