Святая благоверная княгиня Анна Кашинская




Кондак, глас 4.

Подо́бен: Возне́слся еси́:

Я́ко пресве́тлая звезда́,/ яви́лася еси́ в Росси́йстей земли́, во гра́де Ка́шине,/ преподо́бная ма́ти А́нно,/ во всех благочести́вых и ве́рных жена́х,/ а́ки крин, процвела́ еси́ чи́стым и непоро́чным твои́м житие́м,/ во иноки́нях же соверше́нными твои́ми труды́ и по́двиги,/ и возшла́ еси́ к Вы́шнему гра́ду, ра́дующися и веселя́щися,/ я́ко до́бре соверши́вши твое́ тече́ние,/ и ны́не честны́я твоя́ мо́щи,/ а́ки би́серие драго́е, яви́шася,/ на исцеле́ние всем, приходя́щим с ве́рою./ Тем и вопие́м ти:/ ра́дуйся, всекра́сная душе́ю,/ и моли́ Христа́ Бо́га/ о спасе́нии душ на́ших.

И́кос:

Прииди́те, вси благове́рнии лю́дие,/ воспои́м и просла́вим преподо́бную вели́кую княги́ню иноки́ню А́нну и та́ко к ней возопии́м:/ ра́дуйся, ма́ти свята́я, великоимени́тая княги́не иноки́не А́нно,/ я́ко от ю́ности твоея́ возлюби́ла еси́ Христа́/ и по за́поведем Его́ ше́ствовала еси́;/ ра́дуйся, я́ко зе́льным твои́м воздержа́нием те́ло твое́ удручи́ла еси́./ Ра́дуйся, я́ко сподо́билася еси́ от Бо́га да́ра чудотворе́ний;/ ра́дуйся, яко озари́ Бог се́рдце твое́,/ во е́же восхоте́ти облещи́ся во и́ноческое одея́ние и после́довати Христу́./ Ра́дуйся, ни́щим пита́тельнице и си́рым засту́пнице;/ ра́дуйся, всем росси́йским жена́м похвало́ и утвержде́ние./ Ра́дуйся, всей Росси́йстей стране́ тве́рдое удобре́ние;/ ра́дуйся, я́ко вме́сто земна́го ца́рства Небе́сное обрела́ еси́./ Ра́дуйся, я́ко по сме́рти твое́й те́ло твое́ в не́дрех земли́ не подве́ржеся тле́нию;/ ра́дуйся, я́ко предстои́ши с ли́ки святы́х и преподо́бных жен Невече́рнему Све́ту/ и мо́лишися о спасе́нии душ на́ших.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Я́коже дре́вле/ благочести́выя три о́троки ороси́л еси́ в пла́мени халде́йстем,/ све́тлым Божества́ огне́м и нас озари́,/ благослове́н еси́, взыва́ющия,/ Бо́же оте́ц на́ших.

И́стинно ве́лие чу́до яви́ся во гра́де Ка́шине,/ я́ко честны́я твоя́ мо́щи мно́га ле́та земле́ю покрове́ны бы́ша,/ ны́не же Бо́жиею благода́тию яви́шася верху́ земли́/ на исцеле́ние всем, приходя́щим с ве́рою и вопию́щим:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Ка́ко возмо́жем не диви́тися тебе́, блаже́нная ма́ти?/ Пребыла́ бо еси́, а́ки свеща́ светя́щи,/ посреде́ росси́йских жен чу́дным твои́м житие́м, вы́ну воспева́ющи:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Утвержде́на была́ еси́, ма́ти преподо́бная,/ а́ки адама́нт кре́пкий, доброде́тельми твои́ми/ и, я́ко неве́ста, укра́шена была́ еси́ мони́сты златы́ми –/ де́лы твои́ми благи́ми, воспева́ющи Христу́:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Ю́ницу Тя нескве́рную, Де́ву и Богоро́дицу,/ издале́ча проро́цы имены́ разли́чными нареко́ша:/ ин бо Тя го́ру мы́сленну нарече́,/ други́й же – Роди́тельницу Бо́жию,/ ов же – руно́, ов же – свяще́нную две́рь./ Те́мже и мы вси досто́йно Тя пое́м и славосло́вим во ве́ки.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Служи́ти Живо́му Бо́гу/ в Вавило́не о́троцы претерпе́вше,/ о мусики́йских орга́нех неради́ша/ и, посреде́ пла́мене стоя́ще, боголе́пную пе́снь воспева́ху, глаго́люще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ка́ко изглаго́лю вели́чие Бо́жие/ на тебе́, преподо́бная ма́ти А́нно, я́вльшееся?/ Я́ко по толи́цех ле́тех обрето́шася мо́щи твоя́ нетле́нны,/ на удивле́ние всем челове́ком, пою́щим:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ничто́же е́сть дража́йше пред Бо́гом доброде́тельныя души́,/ ея́же ве́сь мир недосто́ин./ Те́мже и ты, преподо́бная ма́ти А́нно,/ па́че всего́ прилежа́ла еси́ о сицеве́й безсме́ртней ве́щи, пою́щи:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Я́ко свещу́ све́тлу, угото́вала еси́ кро́ткую ду́шу твою́, преподо́бная ма́ти А́нно,/ те́мже по сме́рти твое́й мно́га исцеле́ния неду́жным излия́шася от честны́х моще́й твои́х./ Сего́ ра́ди мы вопие́м:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Го́спода моего́ и Бо́га Ро́ждшая, Ма́ти Безневе́стная,/ дерзнове́ние иму́щи к Нему́, заступи́ и сохрани́ мя Твои́м хода́тайством, я́ко да воспою́:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Сла́дкою Пречи́стаго Твоего́ рождества́/ стрело́ю уя́звлени, Чи́стая,/ Твое́й достожела́нней добро́те дивя́щеся,/ пе́сньми а́нгельскими досто́йно Тя я́ко Ма́терь Бо́жию велича́ем.

И́миже ве́сть судьба́ми прославля́ет Госпо́дь святы́я Своя́,/ и́хже имена́ напи́сана су́ть на Небеси́ в кни́гах живо́тных,/ То́йже и тя просла́ви Свои́м милосе́рдием, преподо́бная ма́ти А́нно./ Тем тя пое́м и велича́ем.

Ны́не с ли́ки А́нгельскими на Небесе́х предстои́ши Влады́це всех, преподо́бная ма́ти А́нно,/ моля́щи о гра́де твое́м и о чту́щих ве́рою святу́ю па́мять твою́,/ неду́гующим же подаю́щи исцеле́ние от честны́х моще́й твои́х./ Тем тя пое́м и велича́ем.

Ю́на еще́ во́зрастом бы́вши, преподо́бная ма́ти А́нно,/ те́сным и приско́рбным путе́м ше́ствовала еси́,/ вся́кия сла́дости, я́ко го́рести, отвраща́ющися,/ ны́не же дости́гла еси́ неизрече́нныя ра́дости./ Тем тя пое́м и велича́ем.

Богоро́дичен: Ааро́нов жезл прозябе́й, Влады́чице, пре́жде непло́ден быв,/ по́слежде цвет и плод испусти́;/ та́кожде и Ты, Пресвята́я Де́во, безму́жно родила́ еси́ Христа́ Бо́га на́шего./ Тем Тя пое́м и велича́ем.

Свети́лен:

Стра́хом Бо́жиим огражде́на была́ еси́, преподо́бная,/ и, ника́коже убоя́вшися де́монских сил,/ отшла́ еси́ ко Трисия́нному Вели́кому Све́ту/ и ны́не пребыва́еши в неизрече́нней све́тлости со все́ми святы́ми./ Тем тя мо́лим:/ моли́ся о нас, творя́щих святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Све́та Преве́чнаго родила́ еси́ нам, Христа́ Бо́га на́шего, Пречи́стая Де́во,/ изба́вльшаго ве́сь мир от ле́сти диа́вола./ Те́мже мо́лим Тя:/ не преста́й моля́щи, да пода́ст нам ми́лость Свою́ в Де́нь Су́дный.

На хвали́тех стихи́ры, глас 4.

Подо́бен: Что Тя нарече́м:

Что тя нарече́м, преподо́бная ма́ти А́нно?/ Я́ко бо звезда́, осиява́еши/ оте́чество твое́, град Ка́шин,/ многочи́сленными чудесы́ твои́ми,/ подаю́щи исцеле́ние приходя́щим с ве́рою/ к честны́м моще́м твои́м./ Моли́ у́бо спасти́ся душа́м на́шим.

Что тя возъимену́ем, блаже́нная ма́ти А́нно?/ Луну́ ли све́тлую,/ светя́щую во всей земли́ Росси́йстей?/ или́ звезду́ разу́мную,/ зря́щую ко у́мному Со́лнцу,/ наслажда́ющуся Боже́ственнаго светосия́ния/ и моля́щуся за ве́сь христиа́нский род,/ да не превозмо́гут супоста́ты,/ но да бу́дут побежде́ни стра́хом Бо́жиим./ Моли́ у́бо спасти́ся душа́м на́шим.

Прииди́те, вси росси́йстии наро́ди,/ почти́м и похва́лим преподо́бную ма́терь,/ вели́кую княги́ню иноки́ню А́нну,/ па́че зла́та чистоту́ возлюби́вшую,/ и па́че сапфи́ра ду́шу свою́ просвети́вшую/ до́брыми свои́ми дея́нии,/ и ны́не предстоя́щую Царю́ Небе́сному со А́нгельскими ли́ки,/ и моля́щую спасти́ся душа́м на́шим.

Сла́ва, глас 8:

Кто не подиви́тся, кто не похва́лит и не воспое́т ве́рно/ сию́ блаже́нную преподо́бную ма́терь А́нну?/ Я́ко по святе́м ея́ преставле́нии/ бы́ша си́лою Бо́жиею мно́га чудеса́ от честны́х моще́й ея́,/ я́же подаю́т исцеле́ния приходя́щим к ним с ве́рою./ Сего́ ра́ди возопии́м к ней, си́це зову́ще:/ ра́дуйся, преподо́бная ма́ти иноки́не А́нно,/ вели́каго да́ра от Христа́ сподо́бившаяся/ и ны́не пребыва́ющая во Ца́рствии Небе́снем с ли́ки преподо́бных,/ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:

Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твои́х/ и изба́ви нас/ от вся́кия ну́жды и печа́ли.

НА ЛИТУРГИ́И

Блаже́нны от кано́на, пе́сни 3-я и 6-я. Проки́мен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Бог Изра́илев. Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых. Апо́стол к Гала́том, зача́ло 208. Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 104. Прича́стен: В па́мять ве́чную:

Моли́тва

О преподо́бная и преблаже́нная ма́ти А́нно! Смире́нно припа́дающе к честны́м моще́м твои́м, мо́лимся со слеза́ми приле́жно: не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. О преблаже́нная вели́кая княги́не А́нно! Не забу́ди присеща́ти чад твои́х, а́ще бо те́лом и преста́вилася еси́ от нас, но и по сме́рти жива́ пребыва́еши и не отступа́еши от нас ду́хом, сохраня́ющи нас от стрел вра́жиих, вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских. Моли́твеннице на́ша усе́рдная! Не преста́й моля́щися за ны ко Христу́, Бо́гу на́шему, а́ще бо моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима вы́ну ви́дима е́сть, но свята́я душа́ твоя́, со А́нгельскими во́инствы у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. К тебе́ у́бо припа́даем, тебе́ мо́лимся, тебе́ ми́ли ся де́ем: моли́ся, преблаже́нная А́нно, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии душ на́ших, е́же испроси́ти нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми преподо́бными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине ХIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздалское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский († 1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику († 1318, память 22 ноября).

Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба.

Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300), – которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.

Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть, – отмечает летописец, – како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь, Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.

В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя; «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах святой княгини Анны – вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.

Святая Анна с детьми проводила святого князя Михаила до реки Нерль. Полагают, что близ деревни Малиник Калязинского уезда было последнее прощание благоверных супругов. Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.

В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын – великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское воиско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое воиско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде.

Древнее житие так описывает жизнь благоверной княгини Анны до принятия монашества: «Еще в дому своем она... частым молением выну Вогу молящи, яко да и ю не лишит достояния святых лику. И многу посту и воздержанию себе вдавши, кротостию и смирением украшашеся, нищих питая, и странных и убогих повелеваше в дом свой вводити и питати, и сирот, и вдовиц заступая». После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание – «едину Богу в молчании работати». Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвизаться в еще большем посте, бдении и молитве.

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь.

В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество – на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание – были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.

Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество; молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606–1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.

После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).

В 1677 году Патриарх Иоаким (1674–1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время воины 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны.

В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: