Культура и духовная жизнь Руси в ХIII-XV веках
Влияние монгольского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры Руси:
Общественно-политическая мысль
Распространение ересей
Стригольники (Новгород и Псков)
Выступали «против» | Выступали «за» |
– того, что таинства причащения, крещения и др. сопровождались поборами в пользу духовенства, – церковной иерархии, – монастырского землевладения | – «дешевую церковь», – предоставление прав проповеди «мирянам» |
Появление государственной символики и ритуалов:
– герб в форме двуглавового орла (печать Ивана III),
– корона – шапка Мономаха,
– церемония венчания на великое княжение (с Ивана Грозного – на царство). В 1498 г. Иван III впервые венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника.
Новый титул – государь всея Руси (Иван III)
Развитие письменности и литературы
С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента.
Переход от строгого «уставного» письма к полууставу и скорописи.
Устав | Полуустав | Скоропись (с XV в.) |
Устное народное творчество
(отражение борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом)
v Сказания «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым. v Исторические песни «Песня о Щелкане Дудентьевиче» о восстании в Твери в 1327 г. против жестокого золотоордынского посланника Чолхана. «У которого денег нет, у того дитя возьмет; у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет». v Былины Осовремененные былины о богатырях, защищающих Киев от ордынцев (былина об Илье Муромце и Калине-царе). Новгородский цикл – былины о Садко, Василии Буслаеве. |
Литература
(в центре внимания борьба с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом, идея собирания русских земель)
v Летописание.Идея общерусского единства на основе преемственности Москвы и Киева (в местные летописные своды включается текст «Повести временных лет») Появление: - новых центров летописания в к. ХIII - нач. XIV в. (Тверь, Москва); - общерусского летописного свода (Троицкая летопись нач. XVв.); - хронографов в XIV-XV вв. (обзоры всемирной истории) v Исторические повести(реальные исторические лица, конкретные исторические факты и события). Повесть «О битве на Калке», «Слово о погибели Русской земли». «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о борьбе рязанцев с батыевым войском и о героической гибели рязанского богатыря Евпатия Коловрата). «Сказание о Мамаевом побоище» «Задонщина» (автор Софоний Рязанец) о Куликовской битве v Житийная литература(жизнеописания святых и крупнейших церковных деятелей Руси: жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, митрополита Петра, Александра Невского). v «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) – челобитная к князю, в которой автор рассуждает о власти, о произволе бояр, о судьбе и о Боге. v Землеописания. «Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. v Переводная литература. v Составление азбуковников. |
Развитие искусства
Иконописец. Отличительные черты творчества | Расцвет творчества | Основные произведения |
Феофан Грек Монументальность, драматизм, возвышенность человеческого духа, сдержанный колорит | Втор. пол. XIV – начало XV в. | Фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде. Роспись Благовещенского (вместе с Андреем Рублевым) и Архангельского соборов Московского Кремля. Иконы: «Донская богоматерь», «Спас». |
Андрей Рублев Философская глубина, одухотворенность, человечность. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок | Конец XIV –перв. четв. XV в. | Росписи: Благовещенского собора в Кремле (с Феофаном Греком). Роспись Успенского собора во Владимире (с Даниилом Черным). Фрески и иконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (с Даниилом Черным). Фрески Андроникова монастыря в Москве. Иконы: «Троица». |
Дионисий Утонченность, изысканность, праздничность, нежные тона, светлые, прозрачные краски | Втор пол. XV – нач. XVI в. | Фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Фрески собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Фрески Ферапонтова монастыря. Иконы: «Крещение». |
Архитектура
Культовое строительство
Возобновилось каменное строительство
Гражданское строительство – возведение каменных Кремлей
Московский Кремль
Ансамбль соборной площади Московского Кремля
(оформляется в конце XV – начале XVI вв.)
Памятник архитектуры | Архитектор(ы) | Дата создания |
Успенский собор Величественный пятиглавый собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. | Аристотель Фиораванти | (1475-1479) |
Грановитая палата (Название от «граней», украсивших наружные стены). Часть царского дворца с тронным залом. | Марко Руффо (Марк Фрязин) Пьетро Антонио Солари | (1487-1491) |
Благовещенский собор Домовая церковь московских государей. | Псковские мастера | (1484-1489) |
Архангельский собор Усыпальница Московских великих князей. | Алевиз Новый (Фрязин) | (1505-1509). |
Колокольня Ивана Великого(81 м) | Бон (Марк) Фрязин Петрок Малой (Фрязин) | Достроена при Борисе Годунове в конце XVI в. |
Новые достижения материальной культуры: башенные часы, колесо водяной мельницы, с конца XIV в. литье пушек.
Вывод: на рубеже XV-XVI вв. идет формирование единой общерусской культуры