Ансамбль соборной площади Московского Кремля




Культура и духовная жизнь Руси в ХIII-XV веках

 
 


Влияние монгольского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры Руси:

 

 


 

 


Общественно-политическая мысль

 

Распространение ересей

Стригольники (Новгород и Псков)

Выступали «против» Выступали «за»
– того, что таинства причащения, крещения и др. сопровождались поборами в пользу духовенства, – церковной иерархии, – монастырского землевладения – «дешевую церковь», – предоставление прав проповеди «мирянам»

Появление государственной символики и ритуалов:

– герб в форме двуглавового орла (печать Ивана III),

– корона – шапка Мономаха,

– церемония венчания на великое княжение (с Ивана Грозного – на царство). В 1498 г. Иван III впервые венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника.

Новый титул – государь всея Руси (Иван III)

Развитие письменности и литературы

С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента.

Переход от строгого «уставного» письма к полууставу и скорописи.

 

Устав Полуустав Скоропись (с XV в.)

Устное народное творчество

(отражение борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом)

 

v Сказания «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым. v Исторические песни «Песня о Щелкане Дудентьевиче» о восстании в Твери в 1327 г. против жестокого золотоордынского посланника Чолхана. «У которого денег нет, у того дитя возьмет; у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет». v Былины Осовремененные былины о богатырях, защищающих Киев от ордынцев (былина об Илье Муромце и Калине-царе). Новгородский цикл – былины о Садко, Василии Буслаеве.

Литература

(в центре внимания борьба с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом, идея собирания русских земель)

 

v Летописание.Идея общерусского единства на основе преемственности Москвы и Киева (в местные летописные своды включается текст «Повести временных лет») Появление: - новых центров летописания в к. ХIII - нач. XIV в. (Тверь, Москва); - общерусского летописного свода (Троицкая летопись нач. XVв.); - хронографов в XIV-XV вв. (обзоры всемирной истории) v Исторические повести(реальные исторические лица, конкретные исторические факты и события). Повесть «О битве на Калке», «Слово о погибели Русской земли». «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о борьбе рязанцев с батыевым войском и о героической гибели рязанского богатыря Евпатия Коловрата). «Сказание о Мамаевом побоище» «Задонщина» (автор Софоний Рязанец) о Куликовской битве v Житийная литература(жизнеописания святых и крупнейших церковных деятелей Руси: жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, митрополита Петра, Александра Невского). v «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) – челобитная к князю, в которой автор рассуждает о власти, о произволе бояр, о судьбе и о Боге. v Землеописания. «Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. v Переводная литература. v Составление азбуковников.

Развитие искусства

 

 


Иконописец. Отличительные черты творчества Расцвет творчества Основные произведения
Феофан Грек Монументальность, драматизм, возвышенность человеческого духа, сдержанный колорит Втор. пол. XIV – начало XV в. Фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде. Роспись Благовещенского (вместе с Андреем Рублевым) и Архангельского соборов Московского Кремля. Иконы: «Донская богоматерь», «Спас».
Андрей Рублев Философская глубина, одухотворенность, человечность. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок Конец XIV –перв. четв. XV в. Росписи: Благовещенского собора в Кремле (с Феофаном Греком). Роспись Успенского собора во Владимире (с Даниилом Черным). Фрески и иконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (с Даниилом Черным). Фрески Андроникова монастыря в Москве. Иконы: «Троица».
Дионисий Утонченность, изысканность, праздничность, нежные тона, светлые, прозрачные краски Втор пол. XV – нач. XVI в. Фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Фрески собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Фрески Ферапонтова монастыря. Иконы: «Крещение».

Архитектура

Культовое строительство

Возобновилось каменное строительство

 
 


Гражданское строительство – возведение каменных Кремлей

Московский Кремль

       
 
 
   


Ансамбль соборной площади Московского Кремля

(оформляется в конце XV – начале XVI вв.)

Памятник архитектуры Архитектор(ы) Дата создания
Успенский собор Величественный пятиглавый собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. Аристотель Фиораванти (1475-1479)  
Грановитая палата (Название от «граней», украсивших наружные стены). Часть царского дворца с тронным залом. Марко Руффо (Марк Фрязин) Пьетро Антонио Солари (1487-1491)
Благовещенский собор Домовая церковь московских государей. Псковские мастера (1484-1489)  
Архангельский собор Усыпальница Московских великих князей. Алевиз Новый (Фрязин) (1505-1509).
Колокольня Ивана Великого(81 м) Бон (Марк) Фрязин Петрок Малой (Фрязин) Достроена при Борисе Годунове в конце XVI в.

Новые достижения материальной культуры: башенные часы, колесо водяной мельницы, с конца XIV в. литье пушек.

Вывод: на рубеже XV-XVI вв. идет формирование единой общерусской культуры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: