Внешнеполитическая обстановка для Пруссии в 1860-х




 

Среди событий в России, предшествующих началу объединения, следует отметить Крымскую войну 1854—56 гг. и Польское восстание 1863 года. В результате поражения в Крымской войне влияние России в Европе ослабло. Пруссия одна из великих держав не выступила против России.

Англия, владевшая огромной колониальной империей, не была расположена вмешиваться без крайней необходимости в дела Европы.

Австрия не могла стать лидером в деле объединения Германии из-за внутренних и внешних конфликтов, хотя идея великогерманского объединения имела немало сторонников. Внутренние субъекты Австрийской империи, особенно венгры, вовсе не желали дальнейшего усиления немецкого доминирования, опасаясь потерять свою автономию. Да и сами немцы из северной Германии не стремились к единению с многонациональным государством. Объединение Италии шло в том числе за счёт австрийских владений с италоязычным населением, что отвлекало силы империи на юг.

 

Германская империя объединила политически все государства с немецким населением за исключением Австрии и Люксембурга. Эти 25 государств с 36 млн немцев обладали различными правами и неодинаковым влиянием внутри империи. Отдельные удельные монархи сохранили свою самостоятельность на местном уровне, они также имели влияние через назначение представителей с правом вето в верхнюю палату германского парламента.

 

Выборы в нижнюю палату, рейхстаг, проводились по принципу всеобщего равного избирательного права для мужчин, однако демократический характер процедуры не соответствовал возможностям низших классов влиять на управление государством, так как реальная власть сосредоточилась в руках императора.

 

7. Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы).

 

Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, заключившая в 1879 году военный союз с Австро-Венгрией (см.: Австро-германский договор). После этого, в 1882 году, к ним присоединилась Италия.

 

20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Они взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России. Союзники приняли к сведению заявление Италии о том, что если одной из держав, напавших на её партнёров, будет Великобритания, то Италия военную помощь им не окажет (Италия опасалась вступать в конфликт с Великобританией, так как не могла противостоять её сильному военному флоту). Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне.

 

Договор возобновлялся в 1887 и 1891 годах (при этом вносились дополнения и уточнения) и автоматически продлевался в 1902 и 1912 годах.

 

Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью (см.: Марокканские кризисы, Итало-турецкая война). В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1893 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.

 

С конца XIX века Италия, терпевшая убытки от таможенной войны, которую вела против неё Франция, начала менять политический курс. В 1902 году она заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.

 

После заключения Лондонского пакта Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и Тройственный союз распался (1915). После выхода Италии из союза, Болгария и Османская империя присоединились к Германии и Австро-Венгрии, образовав четверной союз.

 

11. Особенности социально-экономического развития США в 1871 – 1914 гг.1. Причины подъема экономики США. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Достижение мирового первенстваПоследняя треть XIX - начало XX века характеризовались небывалым подъемом американской экономики. В 1871-1913 гг. национальный доход США увеличился в 5 раз, а национальное богатство страны - в 7 раз. Особенно быстрыми темпами росло промышленное производство: за этот период оно увеличилось в 9 раз. В1913 г. США вырабатывали более трети мировой промышленной продукции, далеко оставив позади другие индустриальные страны. Бурное развитие экономики США было обусловлено рядом факторов. Во-первых, победа промышленного Севера в Гражданской войне, ликвидация рабовладельческих латифундий и принятый в 1862 г. гомстед-акт открыли путь для рыночного освоения южных штатов и земель Запада. В США были созданы такие благоприятные условия для предпринимательства, каких не знала ни одна западноевропейская страна.Большое значение имел природно-географический фактор. Страна располагала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Наличие угля, нефти, железа, меди обеспечивало американскую индустрию необходимым сырьем.В 1870 г. в США проживало почти 40 млн. человек, но рабочей силы не хватало. Важную роль в индустриализации сыграл приток иммигрантов. За последние 30 лет XIX в. в США прибыло 14 млн. переселенцев, в основном из Италии и восточноевропейских стран. Большей частью это были смелые, энергичные, предприимчивые люди, среди которых было немало квалифицированных специалистов. Недостаток рабочей силы предприниматели стремились возместить рационализацией производства и не жалели средств на научные исследования. За период с 1860 по 1890 гг. в США было выдано около 440 тыс. патентов на различные изобретения, большая часть которых была внедрена в производство. По количеству изобретений, разработке новых видов техники и технологий США занимали первое место в мире. Заводы и фабрики страны оснащались самым современным оборудованием. Экономический рост обеспечивался и благоприятной экономической политикой государства. Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими таможенными пошлинами.Под влиянием этих и других факторов в конце XIX - начале XX в. США превратились в мощную индустриально-аграрную державу. В экономике страны произошли глубокие структурные изменения, появились новые отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, автомобильная, электроэнергетика. Глубокие изменения, происходившие в экономике страны, оказывали заметное влияние на развитие политической жизни США, на внутреннюю политику государства. Непримиримая вражда республиканцев и демократов осталась в прошлом, обе партии отличались редким единодушием в поддержке развития национальной экономики, интересов крупных корпораций, сдерживании социальных движений в стране и фактическом одобрении расизма и сегрегации на Юге. «Справедливый курс» Т.РузвельтаВ конце XIX - начале XX века значительное влияние в США приобрело движение за реформы и социальный прогресс, объединившее интеллигенцию, служащих, мелких предпринимателей и часть рабочих. Прогрессисты требовали демократизации избирательной системы, контроля за деятельностью крупных корпораций, проведения реформы налогообложения и введения социального страхования. Их лозунги стали программой действий либеральной оппозиции в рядах Республиканской и Демократической партий. Необходимость перемен стали осознавать и правящие круги США, о чем свидетельствовала реформаторская деятельность президентов Т.Рузвельта и В.Вильсона.Теодор Рузвельт (1858-1919) стал президентом США в 1901 г. после неожиданного убийства своего предшественника Мак-Кинли (до этого он выполнял обязанности вице-президента). Впервые за долгие годы президентскую должность занял образованный, способный, дальновидный и умныйполитик. Именно он положил начало реформаторской деятельности американской администрации, благодаря чему начало XX в. вошло в историю страны под названием «Прогрессивная эра». В 1901-1908 гг. правительство организовало более 20-ти судебных процессов против крупных корпораций, предъявив им обвинение в нарушении закона Шермана. Большая часть компаний по решению суда была распущена либо разделена на две-три корпорации, а Рузвельт снискал славу «разрушителя трестов».Однако президент отнюдь не стремился уничтожить корпорации, прекрасно понимая их значение в экономике страны. Его идеей было государственное регулирование крупных компаний, Ограничение их попыток монополизировать рынок. Проводя этот курс, Рузвельт всячески старался расширить полномочия федерального правительства, подвести под регулирующую деятельность государства законодательную базу.В 1903 г. по его инициативе Конгресс США запретил железнодорожным компаниям изменять объявленные тарифы за перевозку грузов, а в 1906 г. был принят закон, позволявший правительству устанавливать предел повышения тарифных ставок. Популярность президенту принесли также законы о контроле над изготовлением пищевых продуктов и лекарств, над условиями труда на скотобойнях. Особенно эффективной оказалась деятельность Рузвельта по охране природных богатств страны. Своими президентскими указами он в четыре раза увеличил неотчуждаемый фонд общественных земель, принял меры по охране и рациональному использованию водных, лесных и сырьевых ресурсов.Рузвельт неоднократно заявлял о необходимости справедливого отношения не только к предпринимателям, но и к рабочим, готовности проводить в рабочем вопросе «честный курс». За время его пребывания у власти правительство не раз вмешивалось в трудовые конфликты, выступая арбитром на переговорах между профсоюзами и предпринимателями. Иногда оно даже принимало сторону бастующих.Сменивший Рузвельта на посту президента в 1909 г.

 

 

8.Объединение Италии: Как и в других странах, после поражения революции 1848-49гг. в Италии к власти пришли реакционные силы, обрушившие свою месть на участников революционных событий. В то же время в ее провинциях еще господствовали оккупанты (в Ломбардии и Венеции – австрийцы, в Риме – французы), а в остальных районах у власти оставались феодально-монархические правительства местных феодалов.Перед патриотами Италии и революционно-демократическими партиями, находящимися в эмиграции, стояли две важные проблемы – найти способы объединения Италии и освободить ее от иностранного владычества. Теперь стало ясно, что концепции и идеи Мадзини оказались нереальными, недостаточными для борьбы за освобождение Италии.Наиболее решительные патриоты Италии выдвинули революционный путь решения проблем, который предполагал обеспечить заинтересованность основной массы в борьбе за социаль-экономические права. С этой целью предлагалось не только ограничить помещичье землевладение, но и полностью осуществить раздел всех земель между крестьянами. Но это было лишь предварительным условием, которое могло быть отнесено на 2-й план.Главная задача состояла в том, чтобы освободить страну и объединить все ее области в единое государство. По мнению многих патриотов, ее можно решить под главенством Пьемонтской монархии с помощью вооруженных сил. Этот вывод был сделан итальянским Национальным обществом в Лондоне, созданным в 1857г. бывшим руководителем Венецианской республики Маниным. Представители республиканцев и мадзинистов во главе с Дж. Гарибальди возлагали большие надежды на Пьемонт потому, что здесь у власти находилась савойская династия, которая стремилась освободиться от австрийской зависимости. Премьер-министр Пьемонта граф Кавур в 1858г. заключил с Наполеоном 3-м секретный договор о совместной войне с Австрией и добился вывода ее войск с территории Ломбардии и Венеции. Эти области должны были в составе Пьемонта образовать королевство Северной Италии. Но, обещая помочь Франции, Наполеон поставил условие, чтобы в Центральной Италии сохранялась светская власть папы Римского, а из остальных районов Италии была создана Срединная Италия во главе с французским принцем. Война с Австрией. Революция в Центральной Италии: В апреле 1858г. Франция и Пьемонт объявили войну Австрии. Это вызвало большой патриотический подъем во всей Италии, повсюду проходили митинги и демонстрации. Напуганные герцоги и папский легат бежали под охрану австрийских Габсбургов. Власть в провинциях перешла в руки правительств буржуазии и либерального дворянства.Война началась успешно для союзников. В июне 1859г. пьемонтская и французская армии нанесли австрийцам сокрушительное поражение и освободили Ломбардию. Возникла уверенность, что близко освобождение и других областей страны. Но Наполеон 3-й вынашивал иные планы. Он стремился не к созданию самостоятельного итальянского государства, а лишь к замене австрийского господства французским. Кроме того, он боялся, что освободительное движение в Италии послужит примером и для Франции и свергнет здесь монархию. Поэтому Наполеон 3-й поспешил закончить войну. В июле 1859г. он тайно встретился с австрийским императором и заключил с ним перемирие.Предательство Наполеона вызвало возмущение итальянского народа. Но лишившись союзника, Пьемонт не мог продолжать войну с Австрией, тем более, что монарх Савойский так же боялся своего народа, как и Наполеон. Поэтому в ноябре 1859г. французское и пьемонтское правительства заключили мирный договор с Австрией, по которому в состав Пьемонта включалась Ломбардия, а Венеция оставалась под властью Австрии. Задача изгнания австрийцев с остальной части Италии не была решена. Новый подъем: Участие Пьемонта в освобождении Италии от австрийского господства в союзе с Францией подняло новую волну национально-освободительного движения. В апреле 1860г. вспыхнуло восстание в Сицилии. Мадзини обратился с просьбой к Гарибальди оказать помощь восставшим. Патриотически настроенные Гарибальди согласился, и 6 мая экспедиция из тысячи добровольцев отплыла из Генуи на остров. Ее лозунгом был: «Да здравствует единая Италия и ее король Виктор Эммануил!». По замыслу Гарибальди, экспедиция должна была, оказав помощь повстанцам, возвратиться на континент и освободить Южную Италию от власти Бурбонов, Папскую область – от светской власти Папы, а Венецию – от австрийцев и т.о. завершить объединение Италии под эгидой Савойской династии. Но глава Савойской династии Виктор Эммануил не одобрил плана Гарибальди и всячески через своего премьера Кавура стремился воспрепятствовать сицилийскому походу. К этому были две причины: 1. на территории Пьемонта еще находились французские войска; 2. правительство Пьемонта боялось популярности Гарибальди и революционного подъема его войск. А тем временем отряды Гарибальди помогли сицилийцам изгнать с острова Бурбонов и готовились переправиться на континент. Его отряды включали уже 24 тыс. ч-к. Боясь революционного порыва народной армии, Кавур решил занять неаполь раньше Гарибальди. А в это время, еще до прихода Гарибальди, крестьяне поднялись на борьбу с помещиками, захватывали их земли, жгли дома. Ставленники Бурбонов бежали из страны. Вся Италия была освобождена. Созданное в Неаполе правительство Гарибальди провело некоторые мероприятия в пользу народа: снизило цены на соль, отменило налоги на продовольствие. Но крестьяне не получили помещичьей земли, а либеральные помещики в местных самоуправлениях всячески задерживали выполнение декретов Гарибальди. Народ был разочарован и проявлял недовольство. Этим воспользовались контрреволюционные элементы и подняли мятежи крестьян. В городах также обострилась классовая борьба. Присоединение Неаполитанского королевства к Пьемонту: Размах народных выступлений в Южной Италии напугал буржуазию и либеральное дворянство и заставил их обратиться к Кавуру с просьбой как можно скорее навести порядок в Неаполитанском королевстве, оградить их от народного гнева. Кавур не замедлил выполнить просьбу. К тому же он, со свое стороны, спешил в Южную Италию, чтобы преградить путь революции народа.Гарибальди мог удержать власть на юге, лишь вступив в борьбу с Пьемонтской монархией. Победа была возможна только при условии конфискации помещичьей земли и его руководстве крестьянской революцией. Но Гарибальди был против братоубийственной войны. Поэтому он призвал народ и буржуазию присоединиться к Пьемонту. Сам он просил Виктора Эммануила стать наместником в Южной Италии, рассчитывая облегчить положение народа. Но эта просьба была отклонена. Тогда он уехал на свой остров вблизи Сардинии в декабре 1860г., не покидая мечты о полном освобождении Италии. Отъезд из Италии народного героя Гарибальди позволил пьемонтским властям навести порядок на юге Италии. Прежде всего они уничтожили все революционно-демократические преобразования, установленные декретами Гарибальди, распустили армию, усилили карательные действия против революционно настроенных сторонников Гарибальди.Весной 1861 г. международное сообщество получило сообщение о создании единого Итальянского королевства. Но Венеция и Рим не были включены в его состав: Венеция оставалась под властью Австрии, а Римская область была оккупирована французскими войсками. Предстояла борьба за освобождение этих последних областей Италии.

 

16.Деколонизация Африки. Проблема выбора пути развития африканскими странами во второй половине XX. Конец 50-х г.г. XX века стал рубежом, за кот. последовало свержение колониальных режимов, а 1960 г. вошёл в историю как "год Африки", что стало возможным в силу мощных антиколониальных выступлений. Ликвидация англ. владений: первой освободившейся страной стал Золотой берег в 1957г. он провозгласил себя гос-вом Гана; - 1.10.1960 г. станов-ся независ. гос - вом самая большая колония - Нигерия; - 04.1961 г. - Сьерра Леоне;- 10.1962 г. - Уганда;- 12.1963 г. - Кения; - в 1964 г. Малави и Замбия. Ликвидация франц-х владений: здесь освобождение проходило ненасильственным путём, в рез-те чего независимость получили:- 2.10.1958 г. - Гвинея; - к к. 1960 г. ещё 12 колоний Франции. Ликвидация бельгийских владений: В рез-те национально-освободительного движения возглавляемого Патрисом Лумумбой 30.06.1960 г. получила независимость Конго. В 06.1962 г. - республика Руанда и королевство Бурунди. Ликвидация португальских владений: здесь борьба за освобождение имела ожесточённый характер и продолжалась более 10 лет, в рез-те чего в 09.1973 г. республикой стала Гвинея - Бисау, а после подписания соглашений независимость получили Мозамбик в 06.1975 г. и в 11.1975г. - Ангола. ТАКИМ ОБРАЗОМ, сразу после провозглашения политической независимости перед африк. странами встала проблема выбора пути социально - экономического и политического раз-я. В нач. 60-х г.г. лидеры многих гос - в региона взяли на вооружение концепцию "африканского социализма", т.е.: - сохранять и развивать то хорошее, что было в национальном традиционном обществе;- использовать всё полезное, что есть в культурах Запада и Востока; - проводить в жизнь идею надклассового национального единства в обществе; - иметь массовую политич. партию свободную от гегемонии одного класса и какого-либо ограничения в ней партийного членства. Экономическая основа африканского социализма: наличие различных форм собственности, смешанная экономика, использование зарубежного опыта, технологий, знаний и специалистов. В общем 60-е г.г. проходили под знаком африканизации политики и культуры в подавляющем большинстве стран. Тем не менее, за 40 лет независимого существования Африка пережила более 100 госуд-х переворотов, а на протяжении 70-х г.г. в ряде гос-в произошли национально-демократические революции (напр.: В Конго в 1968 г., в Эфиопии в 1974 г.). Другие гос-ва составили группу стран социалистической направленности, вступив в тесные отношения с СССР (напр.: Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау). За основу был взят принцип марксизма-ленинизма и созданы промарксистские правящие политические организации (напр.: Партия народной революции Бенина - ПНРБ), но с развалом в 1991 г. СССР они изменили свои идейно-политические установки или вовсе прекратили своё существование. Начиная с этого времени, многие лидеры африканских гос-в стали руководствоваться в своей деятельности прагматическими соображениями, мало заботясь о придании им идеологического окраса. В рассмотрении вопроса о деколонизации африканских стран следует учесть, что после освобождения они попали в новую зависимость - неоколониальную, кот. была обусловлена множеством политических, экономических, социальных, идеологических и иных средств и методов удержания их в поле притяжения бывших стран метрополий. В результате неоколониализм стал фактором, кот. сдерживал соц - экономич. раз-е освободившихся стран и продолжал сохранять за ними статус аграрно - сырьевых придатков западно - европ. мирового рынка. Смысл неоколониальной политики в том, что запад. державы предоставляли освободившимся гос - вам "помощь" (тяжёлые кредиты, обусловленные высокими банковскими процентами), что приводило африк. страны к огромным внешним долгам.

 

12.Президент США Ф.Рузвельт и его “новый курс ” В то время как в Европе у власти во многих странах утверждались фашистские, диктаторские режимы, в США была предпринята попытка обновления западной цивилизации на базе сохранения традиционных демократических основ общества. Избирательная кампания 1932 г. отличалась особой напряженностью. Кризис практически достиг своего апогея. Миллионы “простых американцев” находились в отчаянии, а правительство и президент-республиканец Г.Гувер не предпринимали никаких значимых мер. Более того, Гувер и в 1932 г. отстаивал лозунг “регулируемого индивидуализма”. Акции правительственной поддержки (январь 1932: создание РФК – Реконструктивной финансовой корпорации - для субсидий и займов банкам и другим корпорациям) были направлены в сторону предпринимателей, а не на социальную защиту всех граждан. Она оставалась делом частной благотворительности. На этом фоне избирательная программа демократов и их кандидата Ф.Рузвельта выглядела резко контрастной. Рузвельт выдвинул и с талантом искусного политика отстаивал концепцию “нового курса”, когда государство должно проявить ответственность за судьбы граждан, “забытых Из речи Рузвельта при вступлении на пост президента: необходимо “предоставить исполнительной власти такие же широкие полномочия, какие были бы даны президенту, если бы внешний враг вторгся в нашу страну”. Из последней речи перед конгрессом 1 марта 1945 г.: “Мир, который мы строим, не может быть американским или британским миром, русским, французским или китайским миром. …Он должен быть миром, базирующимся на совместных усилиях всех стран”.Ф.Рузвельт – первый и последний президент США, который оставался на этом посту четыре 4-летних срока! В апреле 1945 г., когда мир был уже близок, президент по-прежнему был активен и бодр. 12 апреля днем он внезапно почувствовал сильную головную боль и вскоре потерял сознание. Через два часа Рузвельт умер от обширного кровоизлияния в мозг. Мероприятия “нового курса” проводились по нескольким направлениям: - финансовому;- промышленному; - в сельском хозяйстве; - в социальной сфере; - в реформировании сферы государственного управления. Всю политику “нового курса” можно условно разделить на три этапа:1933-1934 – серия чрезвычайных мер для выхода из кризиса, укрепление финансово-экономической системы США;1935-1936 – “сдвиг влево” в политике “нового курса”, меры по социальной защите, помощь широким слоям населения;1937-1939 – закрепление достигнутого, попытки преобразовать сферу государственного управления, упрочение курса либеральных реформ. Начальный период “нового курса” Финансово-банковская сфера:6 марта 1933 г. – распоряжение о временном закрытии всех банков. Банковская система США к этому времени была практически парализована.9 марта 1933 г. – чрезвычайный банковский акт. “Здоровые” (как правило, крупные) банки получили разрешение на открытие и получение государственных займов. Расширились объемы деятельности РФК. Непосредственным результатом этого акта было закрытие многих небольших банков, централизация банковской системы, активизация кредитной активности банков.1933 – весна 1934 – меры по укреплению национальной валюты. Государство сосредоточило у себя золотой запас США, был запрещен свободный обмен бумажных денег на золото и его обращение, почти наполовину девальвирован доллар (т.е. уменьшено его золотое содержание). Июнь 1933 г. – введено страхование банковских вкладов в размере до 5 тыс. долларов. Частные коммерческие банки не могли больше использовать средства клиентов для игры на бирже. Введен строгий контроль купли-продажи акций на бирже. В результате положение в сфере финансов и банковской системе, несмотря на продолжавшуюся инфляцию, начало стабилизироваться. Возросли финансовые возможности государства и его регулирующая роль. В определенной мере были защищены мелкие и средние вкладчики, сделаны первые шаги к упорядочиванию работы бирж. Промышленность и социальная политика. 16 июня 1933 г. – Национальный закон о восстановлении промышленности (НИРА). Союзы предпринимателей должны были разработать “кодексы честной конкуренции” (для конкретной отрасли промышленности устанавливалась единая максимальная продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, условия, объем производства, определялся минимальный уровень цен). Статья 7а признавала профсоюзы представителями интересов рабочего класса и права рабочих на объединение и заключение коллективного договора (однако предприниматели не были обязаны придерживаться этой статьи). Весна–осень 1933 г. – организация широкомасштабных общественных работ. Создавались Администрация общественных работ (ей выделялось 3,3 млрд. долл.), лагеря для безработной молодежи, Администрация гражданских работ (для временной работы зимой). В результате принятия закона НИРА произошла дальнейшая концентрация и монополизация американской экономики, так как более крупные фирмы могли диктовать свои цены мелким. Огромное значение имели первые шаги в складывании современной системы социальной политики, признание профсоюзов равноправными партнерами хозяев предприятий на переговорах. Общественные работы, несмотря на довольно большой объем, стали реальной поддержкой лишь для четверти огромной армии американских безработных. Сельское хозяйство 12 мая 1933 г. – акт о регулировании сельского хозяйства. С целью повышения цен сокращались посевные площади и поголовье скота (фермеры получали за это денежные премии). Создана Администрация восстановления сельского хозяйства. Рефинансировалась (предоставлялись займы) задолженность тех фермеров, которые получали кредиты под залог имущества. Июнь 1934 – акт о торговых соглашениях. Заключались торговые договоры с Канадой, Кубой, Францией, СССР о продаже сельскохозяйственной продукции, что привело к оживлению внешней торговли. Политика Администрации восстановления сельского хозяйства для многих американцев символизировала трагизм кризисного времени. На свалки вывозились и охранялись, чтобы голодные люди не воспользовались ими, тонны первосортных продуктов. Перепахивались огромные посевные площади. Мясо забитого скота поливалось кислотами, чтобы сделать его непригодным к употреблению. Конечная цель этих мероприятий – поднятие цен - также не способствовала их популярности. Мелкие фермеры не смогли воспользоваться премиями за сокращение производства, так как им сокращать было практически нечего. Кризисное состояние сельского хозяйства сохранялось. Второй период “нового курса” После единодушной поддержки первых мероприятий Рузвельта отношение к “новому курсу” стало меняться. Социального мира достичь не удалось. Профсоюзы, рабочий класс, мелкие фермеры были недовольны половинчатостью и прагматизмом политики “нового курса”, его ориентацией на поддержку крупного бизнеса. Предприниматели видели в нем недопустимые ограничения свободы частного бизнеса, чуть ли не фашизм, протестовали против чересчур активного вмешательства государства. Правая оппозиция была для Рузвельта в тот период опаснее, так как на ее сторону встал Верховный суд. Он признал неконституционными законы НИРА и о восстановлении сельского хозяйства. Для президента все более очевидной становилась альтернатива: или продолжение политики либерального реформизма с усилением социальной ориентации, или свертывание реформ вообще. Рузвельт нашел в себе мужество пойти по первому пути. Социальная политика5 июля 1935 г. – Национальный акт о трудовых отношениях или закон Вагнера. Он гарантировал права рабочих, указанные в статье 7а НИРА. Национальное управление по трудовым отношениям должно было бороться с “нечестной трудовой практикой” предпринимателей, т.е. с нарушением ими прав рабочих, вплоть до возбуждения судебных процессов. 14 августа 1935 г. – закон о социальном обеспечении. Он вводил пенсии по старости (с 65 лет) и пособия по безработице. Закон распространялся только на рабочих крупных предприятий, однако их в США было немало. Расширение масштабов общественных работ, создание Администрации по реализации общественных работ и Администрации помощи молодежи. Аграрная политика Февраль 1936 г. – закон, предусматривавший как очередное сокращение производства, так и меры по охране природы. Расширились полномочия Администрации долины реки Теннесси (1933), создана Администрация по сельской электрификации. Вопросами помощи мелким фермерам, в основном выдачей субсидий для переселения и созданием сельскохозяйственных кооперативовПромышленность и финансы Лето 1935 г. – государственному контролю отныне подлежали “естественные монополии” – фирмы, действующие в сфере газовой промышленности и электроэнергетики. Лето 1935 г. – закон о новом налогообложении. “Сверхдоходы” свыше 1 млн. долларов облагались высокими ставками, были введены налоги на сверхприбыли корпораций, наследство и дарения. Несмотря на взрыв негодования со стороны правых, Рузвельт триумфально победил на выборах в 1936 г. – в основном, за счет поддержки со стороны широких масс американского общества, воодушевленных его пакетом социальных программ. В своих первых речах Рузвельт поспешил заверить американцев в приверженности курсу реформ. Однако главным препятствием для этого становилась оппозиция со стороны властных структур, прежде всего со стороны Верховного суда.Третий этап “нового курса Сфера государственного управления Февраль 1937 г. – план реформы Верховного суда. Президент мог назначать новых членов суда, если 70-летний судья не захочет уйти в отставку. Февраль 1937 г. – проект административной реформы. Суть ее состояла в существенном расширении прав президента и его аппарата, создании новых министерств общественных работ и социальных услуг. Эти предложения Рузвельта потерпели поражение во время обсуждения в конгрессе. Консервативно настроенные депутаты увидели в них опасный крен в сторону усиления исполнительной власти в ущерб законодательной и судебной. 3 апреля 1939 г. – новый закон о реорганизации административного аппарата. Отвергнуто создание новых министерств, но прерогативы аппарата президента расширены. Социальная политика 1937 г. – закон о строительстве дешевого жилья.1938 г. – возобновление активной политики в сфере общественных работ (ассигновано 5 млрд. долларов).25 июня 1938 г. – закон о справедливых условиях труда. Он запрещал детский труд до 14 лет, устанавливал единый минимум заработной платы (25 центов в час) и максимальную продолжительность рабочей недели (44 часа). Сельское хозяйство 16 февраля 1938 г. – новый сельскохозяйственный закон. Государство расширило свои функции в сокращении производства, увеличены размеры премиальных платежей. Создавалась программа “страхования урожая”, т.е. создавались резервы на случай стихийных бедствий. Значимость либерально-реформистского “нового курса” Рузвельта не подлежит сомнению. Демократическое государство сумело противопоставить тоталитаризму свой путь выхода из кризиса с сохранением институтов гражданского общества и основ существующего строя. Оно стало гарантом социальной защищенности населения, сформировало магистральные пути складывания современного социально ориентированного и регулируемого общества, расширив права граждан. Из выступления Рузвельта по радио в 1938 г.: ”Демократии больше нет у некоторых других великих наций, но не потому, что народ разочаровался в демократии. …они решили пожертвовать свободой ради куска хлеба. Американский народ готов любой ценой защищать свои свободы, и первая линия обороны – это обеспечение его экономических прав”.

Либерализм в Соединённых Штатах Америки представляет собой широкий набор политических и философских убеждений, отдающих предпочтение личной свободе в противовес ограничениям, накладываемым на таковую свободу государственными структурами, религией, общественной моралью и традициями. Спектр либерализма в США простирается от классического до социального и, в крайнем проявлении, до неолиберализма.

 

Декларация независимости США провозглашает наличие «неотъемлемых прав» каждого человека на «жизнь, свободу, и на стремление к счастью». Такой взгляд на личность совпадает с идеалами классического либерализма. Более того, согласно Конституции США, правительство может существовать лишь с согласия управляемых. Необходимость укрепления федеральной власти в стране и выработки единой конституции вызвала ропот у сторонников широких свобод и автономности, противопоставив их федералистам. Компромиссом при принятии Конституции стал Билл о Правах, предписывающий меры для гарантии личных свобод.

 

 

18. Интернациона́л (фр. L'Internationale, от лат. inter — между и natio — нация) — международный пролетарский гимн; гимн коммунистических партий, социалистов и анархистов.

 

В. И. Ленин писал об «Интернационале»: «Эта песня переведена на все европейские, и не только европейские языки... В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от родины, он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву «Интернационала»[1].

 

История создания

 

Текст принадлежит французскому поэту, анархисту, члену 1-го Интернационала и Парижской коммуны Эжену Потье. Был написан в дни разгрома Парижской коммуны (1871 год) и первоначально пелся на мотив Марсельезы; опубликован в 1887 году. Музыка Пьера Дегейтера (1888 год). Впервые исполнен 23 июня 1888 года и в том же году издан. Широко распространился и был переведён на множество языков. В 1910 году на конгрессе Социалистического Интернационала в Копенгагене принят как гимн международного социалистического движения.

 

На русский язык текст «Интернационала» перевёл в 1902 году Аркадий Яковлевич Коц (1872—1943). Русский текст, опубликованный в журнале «Жизнь» (Лондон, 1902 год), представляет собой перевод 1-й, 2-й и 6-й строф текста Эжена Потье. В 1931 году А. Я. Коц перевёл остававшиеся непереведёнными строфы (полный текст его перевода опубликован в 1937 году).

 

«Интернационал» в версии А. Я. Коца в России стал общепризнанным партийным гимном революционной социал-демократии, с начала 1918 года — гимном Советского государства, затем СССР. В связи с утверждением нового Государственного гимна Советского Союза в 1944 году «Интернационал» стал официальным гимном Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), впоследствии КПСС. А сейчас (2011 год) является гимном Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и Российской Коммунистической Рабочей партии-Революционной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: