Задание 1. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идёт речь?




Родина Е.А. ЗБ-РЛ-41

Компетентностно-ориентированные задания

К экзамену по «Методике обучения литературе»

Курс ОЗО

9. Задание: Назовите основные типы уроков внеклассного чтения. Составьте модель урока внеклассного чтения в 5 классе на тему «Басни И.А. Крылова». Прокомментируйте предложенные Вами виды деятельности учащихся на уроке.

Типы уроков внеклассного чтения

1. Урок вводного и информативного типа.

Учитель организует урок, он консультант, лектор, разрабатывает план урока, отбирает материал; в ходе урока учитель подключает учащихся к ведению урока (они готовят выставки, рассказывают о литературных событиях, высказывают свое мнение о герое.

Виды: урок-обзор современной литературы; урок-беседа; урок-обмен мнениями.

2. Урок обучительно-подготовитльного типа.

Виды: урок-консультация, урок-беседа, урок комментированного чтения, урок литературная композиция, урок-лекция. Главная цель – подготовить учащихся к самостоятельному чтению.

3. Урок углубленно-аналитического изучения произведения.

Самый частотный. Опираясь на эмоциональное впечатление учащихся, их знание текста учитель выделяет идейно-художественные достоинства, жанровые, композиционные особенности.

Виды: урок-беседа, урок-конференция, урок-диспут, урок-практикум.

4. Урок обобщенного типа.

Читательские конференции - одна из форм внеклассной работы. Они близки по содержанию к урокам внеклассного чтения. Проводятся во внеурочное время. Участие в них добровольное. Конференция - итог знакомства с автором и темой. В 5-7 классах – эвристическая беседа (анализ произведения). В старших - определяется тема (нравственная или эстетическая проблема).

Диспут - умение учащихся отстаивать свои убеждения. Спорить надо учить! В диспуте литература должна быть не поводом для разговора, а средством познания человека. Вопросы для диспута вывешиваются заранее. Особая роль принадлежит ведущему (лучше самому учителю). В средних классах проводятся утренники, литературные вечера.

Не чаще 3-4 раз в год (например, юбилей писателя). Работа связана с деятельностью классного руководителя. Могут быть чтения, конкурсы, выставки, концерты, литературные композиции. Должно быть задействовано много учеников.

Урок внеклассного чтения в 5 классе

«Его басни переживут века!»

Басни И.А.Крылова.

 

Тема урока: «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

Класс: 5 класс.

Место урока: проводится после изучения темы «Басни И.А.Крылова».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

- расширить сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы.»

- закрепить навыки понимания, пересказа, выразительного чтения и инсценирования басен.

- желание проявить себя в творчестве.

Технология: урок-обобщение с элементами театрализации.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,групповая, фронтальная.

Модель урока.

1. Подготовка к восприятию новой темы урока.

— Отгадайте, что это за произведение.

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки —

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

И у кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало —

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них раздоры

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно”.

Такое “произведение” называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений!

- из произведений какого автора соткан данный центон? (И.А.Крылова)

- какие его произведения вы узнали? («Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Осёл и соловей»

Вступительное слово учителя.

- В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник, около которого всегда ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери. Человека зовут И.А.Крылов. А звери- герои его басен. Здесь герои басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

На передней части пьедестала надпись «Крылову. 1855 год». Это год, когда на том месте, где Крылов любил гулять с Пушкиным и другими своими друзьями, русский скульптор П.К.Клодт на народные деньги поставил памятник великому баснописцу.

Но не обошлось памятниками на площадях, главный памятник – это благодарность читателей. Так М.Исаковский писал:

Ученик:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

К знаменитым произведениям Крылова к его крылатым словам обратимся сегодня и мы.

Но прежде задумаемся над вопросом: Что такое басня?

- что называется басней? (краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение)

- как построены басни? (басни состоят из двух частей: основной и морали)

- что такое мораль? (та часть басни, в которой заключено нравоучение, назидание)

- где в басне может быть расположена мораль? (в начале басни или в конце)

- что называется аллегорией? (иносказание, изображение

отвлечённого понятия в конкретном виде) Так, в баснях под видом

животных аллегорически изображаются определённые лица или

социальные явления.

- как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.)

- как мы назовем писателя, создающего басни? (Баснописец.)

- Басня похожа на сказку, в ней обычно действуют не люди, а звери или предметы. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, помогают друг другу, ненавидят друг друга.

- Басня похожа на небольшую сценку. В ней спорят, ссорятся, мирятся. Это рассказ о какой-нибудь удаче или неудаче. В конце делается вывод: кто прав, кто виноват.

  • Знаете ли вы, кто был первым баснописцем?

(Ответ учащихся).

  • Создателем дошедших до нашего времени древнегреческих басен был знаменитый баснописец Эзоп. Он жил примерно в 5 веке до новой эры. По преданию, жизнь его закончилась трагически: он был сброшен со скалы в море за вольнодумство. Эзоп не желал быть рабом, не хотел подчиняться несправедливым законам, мечтал о свободе. Проявлением вольнодумства и были басни, сделавшие Эзопа бессмертным. Их передавали из уст в уста, и только спустя сотни лет они были записаны. Мудрость басен Эзопа привлекала к ним многих писателей. Удивительно по-русски передал содержание поучительных историй И.А.Крылов.

Послушайте басни Эзопа в прозе. (Рассказывают ученики).

Путники и медведь.

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался, а другому бежать уже было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему и стала обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что ему медведица на ухо шептала. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя в беде бросают!»

  • От чего предостерегает автор читателей?

- Учит умело искать товарищей, которые тебя не бросят в беде.

Эзоп создал тайную речь для маскировки свободной мысли, которая впоследствии получила название «эзопова языка».

- что такое «эзопов язык»? (вынужденное иносказание,

художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими

намёками)

Его басня обладает существенными признаками, определяющими басенный жанр: дидактизм, аллегоризм, которые унаследовал и Крылов.

Что такое дидактизм? Обратимся к словарю.

Спустя много веков унаследовал И.А. Крылов ценность басенного творчества Эзопа, прошло два века, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова, революционные басни Демьяна Бедного — и всё. Поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни. Но этот стиль современной басни можно рассмотреть в проектной деятельности и создать проект «Современное басенное творчество»

Инсценирование учащимися басен И.А.Крылова.

Давайте окунемся в басенный мир.(приглашаем ведущих)

1. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, еще не вполне осознанный, но бесконечно близкий и родной, чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства.

2. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями.

(Садится в кресло).

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, —

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, —

Чин человека; — в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой...

(. К другу моему. 1793)

1. Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением.

2. Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

1. Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.

2. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом. (Инсценирование басни «Свинья под дубом»)

1. Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимая друг друга, одинаково думают, хитрят, обманывают, вызывая наше негодование.

2. Кажется порой, что они как будто сегодня написаны, так как актуальны для нас.

1. Основное противоречие в басне «Ворона и лисица» заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей!

2. Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет?

1. А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком.

2. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений. (Инсценирование басни «Ворона и лисица»)

1. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

2. Проводя ежедневно долгие служебные часы в канцелярии за переписыванием скучных канцелярских бумаг, Крылов мечтал об иной, более осмысленной жизни. Благодаря смелости и настойчивости Ивану Андреевичу удалось осуществить свои мечты — посвятить свою жизнь литературе. Так появлялись все новые басни, все с новыми обличениями пороков.

1. Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои. (Инсценирование басни «Зеркало и Обезьяна»)

1. Басня Крылова Волк на псарне – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни Волк на псарне.

2. Мораль басни не перестает быть актуальной, потому как борьба с любым коварным врагом сложна, но необходима. (Инсценировани басни «Волк на псарне»)

1. 0 том, что происходит, когда в «товарищах согласья нет», расскажет нам басня «Квартет». (Инсценирован басни «Квартет»)

2. Басня - один из самых старых жанров литературы, появилась в глубокой древности как подспорье для разрешения практического вопроса: как нужно вести себя в мире.

1. Из народного языка, из поговорок и пословиц черпал писатель многие свои сюжеты и мысли. Именно поэтому басни являются иллюстрированным учебником жизни во все века, пока есть пороки у человека.

2. Наблюдения, представления, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали.

  • Вы просмотрели и прослушали басни И.А.Крылова. Как вы думаете, чему учат басни? (Ответы учащихся)

- Басни учат нас быть хорошими людьми: трудолюбивыми, справедливыми, добрыми, честными, вежливыми, скромными.

- Басни учат одерживать победу над сильными, быть уверенными в своих силах.

- Басня дает мудрые советы, как бороться с жадностью, лестью, чрезмерной властностью, невежеством.

Учитель: Многие слова из басен так привычны в нашей речи, что воспринимаются как поговорки. А на самом деле это слова баснописца. Называются эти выражения крылатыми.

Задание: прослушав начало, отыщите продолжение выражения, назовите басню, в которой оно звучит.

«У сильного всегда // бессильный виноват» («Волк и ягненок»)

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, // А сапоги тачать пирожник»

(«Щука и кот»)

«Когда в товарищах согласья нет, // На лад их дело не пойдет

(«Лебедь, Щука и Рак»)

«Чем кумушек считать трудиться, // Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» («Зеркало и обезьяна»)

«А вы, друзья, как ни садитесь, // Все в музыканты не годитесь»…

(«Квартет»).

Учитель.

- Актуальны ли басни И.А.Крылова сегодня? (Ответы учащихся)

Посмотрим на тему урока, почему же К.Батюшков говорил, что басни И.А.Крылова переживут века.

К нашему уроку каждый из вас много чего выполнил, это и иллюстрации к басням, и оформление импровизированной сцены, элементы костюмов, это и выставка книг. Всем большое спасибо за урок.

Ученик: Вечен Крылов, пока живы трусость, зависть, жадность, воровство, неблагодарность, пока несовершенен РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.

В.Г.Белинского

Литературная викторина «Назовите героя басни и вспомните название».

1. Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей! (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)

2. Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

(Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)

3. И кончила моя затейница на том,

Что, не сравнявшися с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

(Лягушка, «Лягушка и Вол»)

4. А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

(Ловчий, «Волк на псарне»)

5. Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

6. Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет. (Лисица, «Лисица и виноград»)

7. Хоть век его ни будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

8. Однако же, когда б я не пахала.

То нечего б тебе здесь было и стеречь.

(Лошадь, «Собака и Лошадь»)

Задание 1. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идёт речь?

(репродукции на доске)

А) «Лето красное пропела…» (Стрекоза)

Б) То к темю их прижмёт, то их на нос нанижет…» (Мартышка)

В) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» (Волк)

Г) «От радости в зобу дыханье спёрло…» (Ворона)

Д) «И кончил подвиг тем, что сам попал в полон…» (Воронёнок)

Е) «Слушает да ест…» (Кот Васька)

Ё) «Тут с просьбой все к нему, чтоб все решить сомненья…» (Соловей)

Ж) «Слона-то я и не приметил…» (Любопытный)

З) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Обезьяна)

И) Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею…» (Свинья)

На внеклассном уроке в 5 классе на тему «Басни И.А. Крылова» были использованы следующие виды деятельности учащихся:

- Беседа

- Демонстрация

- Ролевая игра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: