соотношение морали обычая и права




Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Указать причины обособления права и морали и вместе с тем разъяснить их непрекращающуюся связь.Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок.

Соотношение права и морали - это не односторонний процесс влияния морали на право, это та связь, которая взаимно обогащает и развивает правовые и нравственные отношения.

Общая характеристика права и морали.

Правовой морали соответствуют четыре проявления:1. Мораль как знак, символ, миф. 2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. 3. Правовая мораль как социальная норма. человек приобретает новое качество, он становится «социальным»4. Правовая мораль как знание.«человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы, освобожденные от нравственного содержания.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер, выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и так далее.

Функции морали:

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга, дает оценку разным явлениям социальной действительности с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Право - это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством и охраняемых его силой

Право рассматривается в двух значениях:

Объективное право - это совокупность общеобязательных правил поведения;

Субъективное право - право, принадлежащее конкретному физическому или юридическому лицу (

Основные функции права:

Регулятивная - упорядочивание общественных отношений путём закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов; Охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности,.

Принципы права - основополагающие идеи, начала, взгляды, определяющие общую направленность правового регулирования

Таким образом, право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Право и мораль: общее и особенное.

Общие и особенные черты права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия.

Единство права и морали состоит в том, что:1. И те, и другие являются нормами. Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения \\2. Сферы регулирования моральных и правовых норм в значительной степени совпадают. И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. \\3. Право и мораль обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. \\4. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: формирование отношений между людьми; оказывать целенаправленное воздействие на их поведение;\\5. Право и мораль предполагают относительную свободу индивидов, что обеспечивает способность сознательного принятия решений;\\6. Право и мораль в историческом развитии обладают преемственностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их

Отличительные особенности права и морали:1. По происхождению. Мораль появилась ещё до разделения общества на классы и становления государства. Право, как известно, появляется вместе с государством, формируется государством.\\2. По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании. Нормы права выражены в строго определённой форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и других, имеющих письменную форму.\\3. По сфере действия. Правовое регулирование - это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Подобные поступки попадают под действие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.

4. По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные. Это, в частности, бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, её общения с другими людьми.

6. По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые - согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и другие).

7.По формам существования (фиксации). Правовые нормы, как уже отмечалось, закрепляются в специальных юридических актах государства. Нормы морали складываются в общественном сознании. Их появление не связано с волей законодателей. Нормы морали не имеют четких форм выражения. Они могут быть собраны в «моральном кодексе», однако в целом их эффективность от этого не будет выше.

Что такое право

Право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права. Как разновидности общественных отношений правоотношению присущи следующие признаки.

В юридической науке существуют две основные концепции относительно объекта правового отношения.

Плюралистическая концепция, в зависимости от характера и видов правовых отношений, выделяет следующие виды объектов:  материальные блага —характерны для гражданских, иных имущественных отношений;  нематериальные личные блага— данные объекты характерны для гражданских, трудовых, конституционных и уголовных правовых отношений;  поведение, действия, услуги и их результаты — данные объекты характерны для административных правовых отношений;  продукты духовного творчества;  ценные бумаги, официальные документы и др.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым).

3. Источники права: понятие, виды

В рамках теории государства и права различают две стороны формы права: внутреннюю и внешнюю.

Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов — нормативные предписания (норма права), институты права, отрасли права.

Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

В российской правовой системе утвердились следующие виды формы права:

Правовой обычай — это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, так как он исторически предшествовал закону как правовому источнику. \\Правовой прецедент — это решение уполномоченного государственного органа, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов правового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.\\ Договор с нормативным содержанием — это такой договор, который имеет правовое значение. Нормативные договоры получают распространение во всех отраслях российского права. В теории правоведения нормативные договоры подразделяются на следующие виды:  внутригосударственные и международные;  учредительные и обычные;  типовые и текущие.

Любой договор с нормативным содержанием независимо от его вида имеет следующие характерные свойства:  содержит правовую норму общего характера;  носит добровольный характер заключения;  имеет общность правового интереса сторон; Нормативно-правовой акт — это основная и наиболее совершенная форма права. Как юридический источник он обладает следующими характерными чертами:  исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества,  его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый порядок регулирования юридически значимых общественных отношений  его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.

Правовая система

Правовая система — это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание. Совокупность правовых ценностей, связанных с определённым типом правопонимания, в котором отражены культурно-исторические и национальные особенности того или иного государства.·

На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это социально-экономическое развитие, политическая сфера, а также духовная жизнь общества (наука, религия, мораль).

Виды правовых систем находятся в зависимости от ряда обстоятельств, в числе которых ведущее место занимают строение систем права, генезис права государства, система источников права и иные критерии.

Основанием классификации может выступать правовой стиль, учитывающий следующие факторы:- Происхождение и эволюция правовой системы.- Своеобразие юридического мышления.- Специфические правовые институты.- Природа источников права и способы их толкования.- Идеологические факторы.

В результате применения такого комплексного основания получены следующие виды семей: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, право ислама, индусское право.

Романо-германская правовая система включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Романо-германская семья возникла в Европе в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили общую для всех юридическую науку.В этой семье господствующая роль отведена закону. В странах, принадлежащих этой семье, действуют кодексы: гражданские, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и др.

Англосаксонская правовая система наиболее распространена в современном мире. Эту семью также называют семьёй общего права. В её состав входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и др. Широкое распространение объясняется колониальным прошлым Великобритании.Отличие этой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах.Другим отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.В англосаксонской правовой системе различают две обособленные группы: английского права и права США.

Религиозно-общинная правовая система. Особенностью является то, что в ней юридические элементы не получила особенного функционирования. Они характеризуются связанностью с религиозными и обычно-общинными нормами. Примерами такого типа системы являются мусульманская, индусская и дртвенные отношения, поведение людей)[1].

Конституция РФ

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина[1].

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:Преамбула.Раздел первый.Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16).Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64).Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79).Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93).Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109).Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117).Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129).Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133).Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137).Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

 

Права человека

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества.Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей.

Автор:Джон Хамфри, Рене Кассен, Чжан Пэнчунь, Шарль Малик, Элеонора Рузвельт и др.

Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом, право на свободу мысли, совести и религии), право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Среди социально-экономических прав чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение, а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд. Зафиксированный во Всеобщей Декларации перечень прав человека нельзя считать идеальной формулировкой. перечень является в чем-то недостаточным, а в чем-то избыточным. С одной стороны, многие права не конкретизированы, что делает их провозглашение во многом декларативным. (Например, трудно объективно определить, что такое «достойное человека существование» или «свободный выбор работы».) С другой стороны, многие из зафиксированных прав очень трудны для выполнения, из-за чего их не могут обеспечить в полном объеме даже самые богатые и развитые страны мира. (Например, во всех странах мира существует неформальный сектор экономики, где нарушается принцип равной оплаты за равный труд с работниками официального сектора.) Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации, поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

Конституционный строй

Понятие «конституционный строй Российской Федерации означает систему сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений, определяющих природу и характер деятельности государственных и общественных институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы.Основы конституционного строя в том виде, как они закреплены в главе 1 Конституции РФ, составляют исходную нормативно-правовую базу для всего конституционного и текущего законодательства страны. Это означает, во-первых, что все нормы, содержащиеся в остальных главах Конституции РФ, не только детализируют, но и развивают положения и принципы, содержащиеся в её 1-й главе; во-вторых, что они, как и нормы, составляющие содержание всех других конституционных и обычных нормативно-правовых актов, не должны противоречить нормам, принципам и положениям, содержащимся в 1-й главе.Центральное место среди принципов и положений, составляющих структуру и содержание Основ конституционного строя РФ, занимают принципы и положения, касающиеся политической системы современного российского общества и, в особенности, его важнейшего структурного элемента– государства.\\В действующей Конституции РФ постсоветское российское государство характеризуется как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1, п. 1). Единственным источником власти в стране и носителем суверенитета признаётся только «её многонациональный народ», который осуществляет «свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3, п. 2). Высшим непосредственным выражением власти народа считаются «референдум и свободные выборы».

В Конституции особо подчеркивается, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ст. 3, п. 34). Государственная власть в РФ согласно Конституции осуществляется на основе принципа разделения властей. Она подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти в лице органов её реализации конституционно признаётся самостоятельной.На федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным собранием (Советом Федерации и Государственной думой), Правительством РФ и системой судебных органов РФ. В соответствии с Конституцией, официально признающей человека, его права и свободы высшей ценностью, государство обязуется также не только безоговорочно признавать, но и тщательно соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Помимо государства как структурного элемента политической системы российского общества в Основах конституционного строя РФ определённое внимание уделяется также и другим её составным частям, таким, в частности, как политические партии и общественные объединения.\\Предоставляя гражданам России право на объединение, «включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», Конституция вместе с тем декларирует, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» и что все «общественные объединения равны перед законом» (ст. 13, п. 3, 4).Запрету подлежат, однако, те политические партии и общественные организации, именуемые в целом как общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, а также на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Современное российское государство объявляется светским государством, а все религиозные объединения– отделёнными от государства и равными перед законом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: