Мастер обучения вождению – ключевая фигура в процессе профессиональной подготовки водителя




В.И. Чуков – президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования

 

В Ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в канун 2013 г. было отмечено, что «уровень смертности у нас еще очень высок». Среди путей решения проблемы указано на необходимость повышения безопасности дорожного движения.

Безопасность на дорогах в решающей степени зависит от водителей, их профессиональной надежности, в основе которой, профессиональное обучение. Ежегодно в Российской Федерации проходят обучение на право управления транспортными средствами различных категорий более 2,0 млн. чел. Ключевой фигурой в процессе их профессиональной подготовки является мастер обучения вождению. Однако совершенствованию профессионализма самих мастеров внимания уделяется недостаточно.

Новацией стало организация и проведение впервые в истории российской автоподготовки Всероссийского лично-командного первенства мастеров обучения вождению на Кубок Оргкомитета и звание «Первоклассный мастер обучения вождению» в номинациях: «водители легковых автомобилей», «водители грузовых автомобилей», «водители автобусов».

Первенство проводится в форме выполнения участниками теоретического задания и соревнований по скоростному маневрированию на автодроме в два этапа. В сентябре-октябре 2013 г. прошли отборочные соревнования в федеральных округах. В мае 2014 г. состоится Всероссийский финал Первенства в Хабаровске.

Первенство проводится Российской ассоциацией профессионального транспортного образования и Федерацией объединений автошкол при поддержке аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и администраций субъектов Российской Федерации. Деловыми партнерами Первенства являются: автошкола Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота, Профессиональное училище №1, г. Барнаул, Центр переподготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства, г. Хабаровск, Учебно-производственный комбинат «Автомобилист», г. Тюмень, Учебный центр «Южный», г. Курск, Нижнекамская автошкола РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан, Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления Ставропольского края.

Итоги первого этапа Первенства показали, что при всеобщей заинтересованности в проведении Первенства, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации зачастую ограничились лишь информационной поддержкой. Главной причиной тому является отсутствие в их функционале вопросов профессионального обучения водителей, а также ограничение сферы их деятельности государственными образовательными организациями. В то время как ежегодно более 80% водителей обучается в негосударственных образовательных организациях. Но, к сожалению, процесс самоидентификации автошкол в качестве одного из институтов гражданского общества, сдерживается, из-за отсутствия у профессионального сообщества принятых и соблюдаемых, по крайней мере, большинством, норм профессиональной деятельности. В результате - организационная разобщенность и неспособность проведения осознанной корпоративной политики. В то время как мастера обучения вождению (да и другие педагогические работники) недостаточно мотивированы в реальном повышении квалификации в условиях отсутствия внешнего контроля над организацией образовательного процесса.

Отборочные соревнования в федеральных округах показали, что значительное число мастеров обучения вождению не обладают необходимыми теоретическими знаниями и навыками управления ТС. Результаты соревнований по скоростному маневрированию имеют значительный разброс по времени прохождения участниками трассы и количеству штрафных баллов из-за ошибок управления автомобилем. Это говорит об отсутствии в существующей системе повышения квалификации мастеров обучения вождению эффективных технологий, обеспечивающих их профессиональный рост и достоверную оценку профессиональных качеств.

Решение перечисленных проблемных вопросов в значительной мере может быть обусловлено совместными скоординированными действиями уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, негосударственных образовательных организаций и их объединений на основе следующих принципов.

1. Первенство должно проводиться ежегодно на единой методической и организационной основе.

2. В отборочных соревнованиях Первенства должны принимать участие ежегодно не менее 1/5 от числа работающих в образовательной организации мастеров. Таким образом, в течение 5 лет все работающие в образовательной организации мастера должны принять участие в отборочных соревнованиях Первенства.

3. Отборочные соревнования Первенства должны организовываться на базе образовательных организаций региона, имеющих для этого необходимые условия (далее – Деловые партнеры Первенства).

4. Индивидуальные результаты участников отборочных соревнований Первенства должны являться формой подтверждения их профессионального мастерства или формой аттестации для обучающихся по программам повышения квалификации.

5. На основе достигнутых в рамках Первенства результатов, составляется и размещается в интернете Общероссийский профессиональный рейтинг мастеров обучения вождению.

6. Затраты на организацию и проведение отборочных соревнований возмещаются за счет регистрационных взносов участников отборочных соревнований.

Оргкомитет Первенства предлагает сотрудничество на указанных принципах всем образовательным организациям независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также региональным объединениям автошкол.

Наши координаты: 127023 Москва, площадь Журавлева, д.2, стр.2, тел. 8(495)9643075, e-mail: rapto@post.ru; www.nralira.ru.

 

15.01.2014 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: