Технологическая карта урока технологии
Учреждение: МБОУ СОШ №4
Учитель: Максимчук Д.В.
Предмет: Технология
Класс: 3 Е
УМК: «Школа России»
Тема урока: Переплётная мастерская. Появление книги.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Фронтальная, индивидуальная работа. Объяснительно-иллюстративный, практический.
Основные понятия и термины: Переплёт, переплётчик.
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме урока, образец изделия «Переплётные работы».
Оборудование: К артон, карандаш, линейка, ножницы, дырокол, бумага
Образовательные ресурсы: - Типографское дело сегодня.- Режим доступа: htt//www.studio-phodes.ru/tipografskoe_delo_segodnj-2.html
- История книгопечатания. – Режим доступа: htt//macedu.narod.ru/edu/summaru/publishing.html
Цели деятельности педагога: Познакомить с процессом книгопечатания с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощенным видом переплёта; закрепить навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия; учить выполнять работу над простым видом переплёта при изготовлении изделия «Переплётные работы»; развивать мышление, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к книге.
Планируемые результаты:
Предметные умения: познакомятся с процессом книгопечатания с целью создания переплёта книги, назначением переплёта; с упрощенным видом переплёта; закрепят навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия; научатся выполнять работу над простым видом переплёта.
Метапредметные УУД: познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах переплётов;
|
Регулятивные – научатся планировать алгоритм действий по выполнению задания;
Коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развив. компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодествия на уроке | УУД | Промежу- точный контроль |
I.Организационный момент | Подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал, Так что время не теряем, И работать начинаем. - Ребята, вы уже знаете, что является источником информации для человека? (Интернет, театр, газеты, различные передачи, кино) - А основным источником, что остаётся для человека? (книга) Загадка(если дети не угадают ответ на вопрос) Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. - Может кто то догадался, что за тема у нас может быть на уроке? - Можете предположить, легче или труднее предстоящее задание? - Какие качества потребуются применить, чтобы успешно справиться с учебно-практической задачей? | Слушают учителя, отвечают на вопросы Интернет, театр, кино, газеты, различные передачи. Знакомство с производством книги. Аккуратность, терпение, мышление, самостоятельность, правила работы с инструментами. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы |
II Изучение нового материала. | Просмотр мультимедийной презентации | - Что же такое книга? Сформулируйте ответ одним предложением. - Что вы знаете об истории книги? - Давайте посмотрим презентацию и узнаем ещё что-то новое. 1 остановка слайда - Ребята, а вы знаете, на чем раньше писали люди? 2 остановка слайда Камень. Древнейшим писчим материалом был камень, а инструментом для письма резец. 3 остановка слайда. Навощенные дощечки. Дощечки для письма изготавливались из дерева или слоновой кости и покрывались слоем воска. Ими пользовались ассирийцы, греки и римляне. Иногда две дощечки соединяли с помощью петель. Орудием письма служила заостренная палочка. 4 остановка слайда Глиняные таблички. Вавилоняне для письма использовали глиняные тонкие прямоугольные пластины. Слова оттискивали на поверхности мягкой глины трехгранным с тилом, а затем табличку высушивали на солнце. Археологи нашли целые «библиотеки» таких глиняных табличек. 5 остановка слайда Папирус. Египтяне научились изготавливать папирус из нильского тростника, росшего в болотистых местах. Влажные толстые стебли укладывали рядами, один поверх другого, и били колотушкой, пока не получался тонкий лист. Затем лист высушивали, и на нем можно было писать. Папирус был дорог, но его научились использовать не один раз, смывая прежние записи. Писали египтяне тростниковыми кисточками Листы папируса склеивали в ленту, а ленту склеивали в трубочку. Так появились книги – свитки - ребята, так что же такое свитки? 6 остановка слайда Пергамент (кожа) Кожи овец, коз, телят и антилоп сушили и очищали, а потом растягивали и били колотушкой, чтобы получить гладкую ровную тонкую белую поверхность для письма. Так изготавливался материал, называемый пергаментом. Листы пергамента складывались в виде тетради. Тетради сшивались вместе, получалась книга. 7 остановка слайда Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Теперь бумагу делают из дерева в огромных масштабах. 8 остановка слайда - Как вы думаете как раньше делали книги? - Как сейчас делают книги? - А в офисах, чем пользуются? Всё это называют книгопечатание. Книгопечатание-это процесс создания печатной продукции. - Так какая задача нашего урока? -Так как у нас нет специального оборудования для создания большой книги,мы сделаем маленькую книжечку сами из простых материалов. Показ готового образца изделия. | Книга- источник знаний. Она учит мыслить, уважать людей, быть честным. Книга- это самая полезная информация ит.п. Ответы детей Смотрят презентацию; слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении. Первые книги - Сначала книги были рукописными. Их писали на папирусе, глиняных дощечках, пергаменте, коре и т.д. Затем книги стали печатать. -Сделать переплёт для своей книги. | Фронтальная | Личностные УУД: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью Познавательные:извлекают необходимую информациюиз прослушанного объяснения учителя; умеют производить логические мыслительные операции(анализ, сравнение) для формулирования вывода о значении книг и изобретения книгопечатания. Коммуникативные: Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Сообщение теоретических сведений «Переплёт», «Переплётчик» | - Для начала давайте посмотрим, из чего состоит книга. 1.Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сложенных в тетради и скреплённых между собой. -Место сгиба и скрепления тетрадей(листов) между собой называют -корешком. - Плоскость, противоположная ему- передним обрезом, - Верхняя и нижняя плоскости - верхним и нижним обрезом. -Книжный блок и переплётные крышки соединяются между собой форзацами,выполненными из плотной бумаги. Есть у книги - переплёт. Переплет- это твердая или мягкая, обложка, в которую, переплетая, вставляют книгу, помещают бумаги. - В качестве защиты переплётной крышки и дополнительного украшения издания нередко используется суперобложка. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической плёнки, которая одевается на переплётную крышку. - Кто же переплетает книги? Назовите профессию этого человека. - Он выполняет переплёты, как для новых книг, так и для ремонта старых. | Учащиеся рассматривают материалы, изучают их свойства; анализируют информацию, делают выводы. - Переплётчик | Индивидуальная работа Знаковая взаимооценка групп | Личностные:проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные:умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о назначении переплёта и значении профессии людей, переплетающих книги; анализировать информацию. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы | |
Физкультминутка | Руки ставим перед грудью, Поворачиваться будем. Там стена, а там окно, Это знают все давно. Головой теперь вращаем. Вправо-влево, а потом- Три-четыре – приседаем. Наши ножки разомнём. Мы размяться все успели. И на место снова сели. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные:положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений | |
III. Творческая практическая деятельность. | Организация рабочего места. | - Проверьте своё рабочее место. Включает слайд в презентации, какие нужны материалы и инструменты к уроку. | Организуют своё рабочее место | Индивидуальная | Познавательные:умеют организовывать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. Личностные:ориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. | |
Беседа. «Что и как мы будем делать?» Презентация | - Вот сегодня мы сделаем книжку(блокнот) - Значит, кем мы будем сегодня на уроке? | -Переплётчиками. | Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: | |||
Показ слайда с готовым изделием (из мультимедийной презентации) - Какие материалы понадобятся для работы над изделием? - Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с ножницами и шилом? (Слайд из презентации, как работать с инструментами) | Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя. Уч-ся называют и вспоминают правила ТБ с инструментами. | Фронтальная | понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют свою деятельность. Познавательные:анализируют план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия. | Устные ответы | ||
Практическое задание: изготовить маленькую книгу (блокнот) | В процессе выполнения учащимися задания, учитель сопровождает презентацией работу(с остановками, поэтапно). Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает в выполнении задания затрудняющимся уч-ся. | Выполняют задание | Индивидуальная | Регулятивные: сравнивают результат деятельности с заданным эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. | Выполнение переплёта для папки достижений | |
IV. Итоги урока. Рефлексия. | Выставка работ учащихся. | - А сейчас посмотрим на выполненные работы. - Все ли соблюдены критерии качества выполненных работ? - аккуратность; - цветовое решение; - композиция; - оригинальность; - самостоятельность Учитель комментирует качество выполненной работы. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их в оценочных листах по критериям., делают оценку результатов. | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные:оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Оценивание уч-ся за работу на уроке. |
Обобщение сведений, оценивание результатов работы. | - Что нового вы узнали на уроке? - Зачем книге нужен переплёт? - Как нужно обращаться с книгой? | Как устроена книга, что такое переплёт и переплётчик, какие книги были в древности. | Фронтальная | Устные ответы | ||
Заключительное слово | - Я надеюсь, что ваши книги расскажут о вас только хорошее. | Фронтальная | Наблюдение | |||
Домашнее задание | - Подготовить сообщение о каком-либо виде переплёта и положить его в папку достижений.(по желанию) | Слушают учителя | Индивидуальная |
|