Предмет и задачи культурологии




Культурология -наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время.

задачи культурологии:

1) глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;

7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);

8) исследование проблем социокультурной динамики.

Культурология активно взаимодействует с другими науками. Она представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний.

В культурологии выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Каждая из них имеет свой объект исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается языком описания, спецификой анализа, методами и практической значимостью для решения конкретных проблем.

2. Культура и природа

Мыслители эпохи: И.Г.Гердер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро

Модели взаимоотношений по К.Юнгу:

Отношение человека к природе определяется природными условиями, в которых формируется та или иная культура

1)Восточная модель: обожествление природы;созерцательное,пассивное отношение к природе; природа =храм, человек- интроверт

2)Западная модель: Активная деятельность преобразования природы, природа =мастерская, человек- экстраверт.

Средневековье:

Труд-добродетель в христианском мировоззрении

Природное начало противопоставляет духовность и считается источником греха.

Возрождение:

Возвращение к античным представлениям о гармонии и духовное совершенствование личности в человеке.

Новое время(17-18в):

Развитие естественных наук и технологий, человек потребитель природы, человек =царь природы.

Экологическое мышление новейшего времени:

Искусство сосуществования человека и природы.

3.Культура и цивилизация.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Он говорил об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура " в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины XIX века.

Когда мы говорим «цивилизация », мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим «культура », то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду.

Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций:

- древневосточные (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия и др.);

- античная;

- средневековая;

- индустриальная;

- современные восточные;

- российская.

4. Культурная дифференциация

Культурная дифференциация- качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

Дифференциация культурная связана с наличием в культуре специализированных областей, уровней, ступеней, единиц культурной активности.

В свою очередь, в рамках хозяйственной культуры выделяются сначала охотничья культура, потом — земледельческая, в рамках последней — подсечное, потом пашенное земледелие, животноводство, огородничество, садоводство и т. п., т. е. используется принцип логической классификации.

В трактовку культурной дифференциации значительный вклад внесли представители эволюционного подхода, позже — исследователи структурно-функционального подхода. Последние связывали культурную дифференциацию с ростом плотности населения, интенсивностью межкультурных контактов, межгрупповых и межличностных связей в современной культуре.

5. Этнонациональные аспекты культуры.

Этнос -исторически сложившееся на определённой территории устойчивая популяция людей,обладающих схожим биологическим обликом и общими культурными чертами,осознающая свое единство и отличие от других образований,что закрепляется в самоназвании

Фаторы формирования этнической культуры:географический, ландшафтный, историко-политический, природно-климатический.

Культурное своеобразие этноса:язык,религия,обычаи и традиции,национальная кухня,нац.костюм,особенности повседневного поведения

6. Основные тенденции развития современной культуры.

Предпосылки изменения культуры 20в.

1) политика

-революция в России и обострение политической ситуации в Европе

-1 мировая война

-2мировая война

2) экономика

-глобальный характер

-дальнейшие развитие капитализма

-технологическая революция

3) научно-технический прогресс

4) социальная сфера

-разрушение сословных и классовых границ

-массовая миграция населения

-демократизация общества

-урбанизация

-формирование общества потребления

(характеризуется массовым потреблением материальных благ и формирование соответственных системы ценностей и установок)

А) большая доля супермаркетов

Б) формирование нового информационного пространства и расширения систем общения.

В) кредит. карты

Г) образование становится платным и др.

 

+ прогресс в области технологий и человеческого комфорта

Стабильность

Уровень терпимости

Экологические требования повышаются

- зависимость

Основная цель человека- потребление

Уменьшается ответственность отдельного человека за происходящие в мире

Уменьшается требования к среднестатистическому работнику

5) формирование массовой культуры.

Зародилось в США в начале 20в.

-противопоставления наций

-массовый продукт производства и потребления

-связана с технологическим и информационным прогрессом общества

-ориентирована на потребителя со средним уровнем образования, достатка вне национальной и сословной принадлежности

-обладает рядом характерных признаков

Признаки: -упрощенность

-рентабельность

-шаблонность

-ориентация на простые человеческие ценности

-СМИ ориентируется не на интеллект, а на простые биологические реакции

-предсказуемость сюжета

Сферы Массовой культуры:поп музыка,литература,кино и др.

+ демократична,

Способствует утверждению простейших нравственных ценностей

- обеспечивает управляемость обществом,

Не дает развиваться человеку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: