Культурология -наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время.
задачи культурологии:
1) глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;
2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
3) определение места и роли человека в культурных процессах;
4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;
7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);
8) исследование проблем социокультурной динамики.
Культурология активно взаимодействует с другими науками. Она представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний.
В культурологии выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Каждая из них имеет свой объект исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается языком описания, спецификой анализа, методами и практической значимостью для решения конкретных проблем.
2. Культура и природа
Мыслители эпохи: И.Г.Гердер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро
Модели взаимоотношений по К.Юнгу:
Отношение человека к природе определяется природными условиями, в которых формируется та или иная культура
1)Восточная модель: обожествление природы;созерцательное,пассивное отношение к природе; природа =храм, человек- интроверт
2)Западная модель: Активная деятельность преобразования природы, природа =мастерская, человек- экстраверт.
Средневековье:
Труд-добродетель в христианском мировоззрении
Природное начало противопоставляет духовность и считается источником греха.
Возрождение:
Возвращение к античным представлениям о гармонии и духовное совершенствование личности в человеке.
Новое время(17-18в):
Развитие естественных наук и технологий, человек потребитель природы, человек =царь природы.
Экологическое мышление новейшего времени:
Искусство сосуществования человека и природы.
3.Культура и цивилизация.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Он говорил об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.
Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура " в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины XIX века.
Когда мы говорим «цивилизация », мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим «культура », то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду.
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций:
- древневосточные (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия и др.);
- античная;
- средневековая;
- индустриальная;
- современные восточные;
- российская.
4. Культурная дифференциация
Культурная дифференциация- качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением, отделением частей от целого.
Дифференциация культурная связана с наличием в культуре специализированных областей, уровней, ступеней, единиц культурной активности.
В свою очередь, в рамках хозяйственной культуры выделяются сначала охотничья культура, потом — земледельческая, в рамках последней — подсечное, потом пашенное земледелие, животноводство, огородничество, садоводство и т. п., т. е. используется принцип логической классификации.
В трактовку культурной дифференциации значительный вклад внесли представители эволюционного подхода, позже — исследователи структурно-функционального подхода. Последние связывали культурную дифференциацию с ростом плотности населения, интенсивностью межкультурных контактов, межгрупповых и межличностных связей в современной культуре.
5. Этнонациональные аспекты культуры.
Этнос -исторически сложившееся на определённой территории устойчивая популяция людей,обладающих схожим биологическим обликом и общими культурными чертами,осознающая свое единство и отличие от других образований,что закрепляется в самоназвании
Фаторы формирования этнической культуры:географический, ландшафтный, историко-политический, природно-климатический.
Культурное своеобразие этноса:язык,религия,обычаи и традиции,национальная кухня,нац.костюм,особенности повседневного поведения
6. Основные тенденции развития современной культуры.
Предпосылки изменения культуры 20в.
1) политика
-революция в России и обострение политической ситуации в Европе
-1 мировая война
-2мировая война
2) экономика
-глобальный характер
-дальнейшие развитие капитализма
-технологическая революция
3) научно-технический прогресс
4) социальная сфера
-разрушение сословных и классовых границ
-массовая миграция населения
-демократизация общества
-урбанизация
-формирование общества потребления
(характеризуется массовым потреблением материальных благ и формирование соответственных системы ценностей и установок)
А) большая доля супермаркетов
Б) формирование нового информационного пространства и расширения систем общения.
В) кредит. карты
Г) образование становится платным и др.
+ прогресс в области технологий и человеческого комфорта
Стабильность
Уровень терпимости
Экологические требования повышаются
- зависимость
Основная цель человека- потребление
Уменьшается ответственность отдельного человека за происходящие в мире
Уменьшается требования к среднестатистическому работнику
5) формирование массовой культуры.
Зародилось в США в начале 20в.
-противопоставления наций
-массовый продукт производства и потребления
-связана с технологическим и информационным прогрессом общества
-ориентирована на потребителя со средним уровнем образования, достатка вне национальной и сословной принадлежности
-обладает рядом характерных признаков
Признаки: -упрощенность
-рентабельность
-шаблонность
-ориентация на простые человеческие ценности
-СМИ ориентируется не на интеллект, а на простые биологические реакции
-предсказуемость сюжета
Сферы Массовой культуры:поп музыка,литература,кино и др.
+ демократична,
Способствует утверждению простейших нравственных ценностей
- обеспечивает управляемость обществом,
Не дает развиваться человеку