Франция, начиная с 1997 г., сделала борьбу против загрязнения воздушной среды одним из приоритетов своей экологической политики. Франция постаралась выработать действия, целью которых стало постоянное снижение загрязняющих выбросов в атмосферу. Были созданы законодательный и регламентирующий механизмы, современные и интегрированные, касающиеся одновременно контроля и информирования общественности, необходимых для соблюдения норм качества воздуха и уменьшения выбросов от источников загрязнения. Франция была первой страной, принявшей в январе 2000 г. Национальную программу по борьбе с климатическими изменениями, предусматривающую около сотни мер для того, чтобы снизить к 2010 г. выбросы газов с парниковым эффектом до уровня 1990 г. Уже многие годы Франция на всей своей территории проводит политику предупреждения и урегулирования техногенных рисков, включая и такие зоны, которые могли бы оказать трансграничный эффект на большом расстоянии. В международном плане она взяла на себя обязательство в рамках Гётеборгского протокола уменьшить выбросы окислов азота и летучих органических веществ примерно на 40% за период с 1999 до 2010 г. В июне 2003 г. Франция приняла программу уменьшения выбросов, касающуюся всех секторов (промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства). Эта программа затрагивает различные области: техническую (топливо, технологию двигателей, автомобили на газе, электромобили, уменьшение выбросов в промышленности) организационную (схему движения транспорта в городах, городскую структуру), налоговую. Что касается автомобильного транспорта, европейские нормы «Авто-Ойл» должны уменьшить примерно вдвое загрязняющие выбросы новых автомобилей, начиная с 2005-2006 г. (этап, названный «Евро IV»). К 2010 г. эти нормы должны были бы стать еще более суровыми и являются сегодня объектом франко-немецкой совместной работы.
|
Загрязнение окружающей среды, причиной которого является транспорт, наиболее опасно для здоровья жителей городов. На планетарном уровне эти выбросы провоцируют потепление климата. Неотложной задачей является развитие альтернативных видов дорожного транспорта и повсеместное использование незагрязняющих видов энергии, над разработкой которых трудятся французские ученые. Результаты воздействия загрязненного воздуха на здоровье людей постепенно доводятся до населения: дыхательные заболевания у некоторых слоев населения, увеличение числа раковых заболеваний и т.д. Вот почему с момента введения 30 декабря 1996 г. Закона о чистоте воздуха французские города снабжены приборами, измеряющими степень загрязненности. В случае, когда превышены допустимые пороги, население оповещается о полученных данных.
Для дальних перевозок водный и железнодорожный транспорт являются достаточно дешевыми и чистыми видами транспорта, которые следует развивать. На этом настаивают на протяжении последних лет экологические партии и Европейская комиссия, отстаивающая стратегию длительной мобильности, отдающую предпочтение экологически чистым видам транспорта. Так, в комбинированных транспортировках грузовик совершает местные транспортировки контейнеров, погруженных в вагоны и разгружаемых на другом конце железнодорожного пути. Затем, уже в городской зоне, где на транспорт приходится 50% дизельного топлива и 70% вредоносных выбросов, могут быть организованы центры городского распространения, как это уж сделали городские власти Арраса и Ларошели. Эта зона отвечает за снабжение центра города, оптимизируя ритм поставок, что позволяет экономить горючее и уменьшать число транспортировок.
|
Эта инициатива находится в русле Закона о воздухе 1996 г. Чтобы улучшить качество окружающего воздуха, закон предусматривает введение плана городских транспортировок в населенных пунктах, где проживает более 100000 человек. Эти центры, подлежащие отчетности перед государством, ставят себе целью лучшую организацию транспорта и постепенное уменьшение числа автомобильных транспортировок за счет улучшения городских транспортных средств и обеспечения возможности передвижения пешком или на велосипеде.
Тем не менее машины, автобусы и грузовики будут служить еще долго. К счастью, нормы Европейского союза, касающиеся выхлопных газов, становятся все строже. За 20 лет позволенное количество выбросов уменьшилось в 20 раз. В результате, автомобили с двигателем, работающим на бензине, использующие каталитические глушители, встречаются все чаще, как и прямое зажигание в случае дизельного двигателя, что улучшает качество сгорания и уменьшает количество выбросов.
Следует, однако, учитывать и обратную сторону этого прогресса. Дизельные двигатели стали в наше время гораздо менее вредными, но выбрасываемые частицы стали в 100 раз мельче и проникают в легкие гораздо глубже, проникают в кровь и могут засорить артерии. С той же целью было разработано натуральное топливо, близкое к природному газу, на 80% состоящий из метана. В 20-ти французских городах 700 автобусов уже работают на этом топливе, что позволяет их хозяевам пользоваться налоговыми льготами. Это касается и жидкого газа (GPL), которым можно заправиться на более чем 1800 бензоколонках. Его используют около 200 000 машин.
|
Большое значение в экологическом государственном управлении отводится мероприятиям по профилактике и предупреждению загрязнения окружающей среды. Была создана Межведомственная комиссия по предупреждению и оперативной ликвидации последствий загрязнения воздуха, в работе которой приняли участие представители 9 министерств и ведомств. Самостоятельные управления существуют по борьбе с шумом, защите территориальных вод, береговой зоны, по национальным паркам и зонам отдыха, по сохранению естественной флоры и фауны. Таким образом, организация экологического управления во Франции осуществляется как "по вертикали" — центральными и местными органами государственного управления, так и "по горизонтали" - специализированными ведомствами и управлениями в конкретных сферах природоохранной деятельности.
Развитие туризма выдвигает новые требования по контролю загрязнений и охране окружающей среды. Этому вопросу во Франции посвящены два нормативных акта: 1-ый - ограничивающий "дикий" туризм в определенных зонах и предусматривающий необходимость получения предварительного разрешения со стороны администрации на любое туристическое строительство, и Закон о создании зеленых зон отдыха.
Большое значение для сохранения природного равновесия в сельском хозяйстве имеет правовое регулирование применения ядохимикатов. Закон регулирует такие вопросы, как утверждение номенклатуры инсектицидных средств, используемых в сельском хозяйстве, разрешение на их продажу и применение. В целях обеспечения плодородия почв вводятся требования о чередовании посевов различных культур, которые утверждает сельская земельная комиссия.