Последовательность действий педагога по оцениванию
мини-сочинений (задание С8) [1]
1. Выяснить насколько правильно выпускник понял и четко выразил сущность проблемы в контексте базовой науки.
2. Проанализировать (в случае необходимости) степень полноты и адекватности отражения различных точек зрения на ее сущность, проявления, последствия и пути разрешения.
3. Выявить глубину представлений учащегося о значимых сторонах, аспектах рассматриваемой проблемы, уровень раскрытия проблемы.
4. Проанализировать разносторонность и убедительность аргументации выраженной выпускником собственной позиции, полноту и адекватность использования понятийного аппарата, выводов соответствующей базовой науки.
5. Выявить и учесть ошибочные суждения.
Рекомендации по оцениванию [2]
Качественно всесторонне оценить мини-сочинение выпускника может помочь анализ работы по следующим вопросам:
Каков уровень осмысления избранной темы?
1. Увидел ли выпускник проблему, поднятую автором афористического высказывания?
2. Смог ли ученик адекватно выразить ее сущность?
3. Выстроен ли ответ выпускника в контексте обозначенной в задании базовой науки?
Какова глубина, полнота и точность раскрытия содержания рассматриваемой проблемы?
4. Выделены ли основные аспекты проблемы?
5. Проведен ли анализ основных аспектов проблемы?
6. Выявлены ли взаимосвязи (причинно-следственные, иерархические и др.) основных аспектов проблемы?
7. Сделаны ли выпускником самостоятельные умозаключения?
8. Представлены ли в ответе различные взгляды на проблему (ее отдельные аспекты)?
9. Как использован выпускником фактический материал? (Как иллюстрация основных теоретических положений, рассуждений; Как отправная точка рассуждений; Составляет основное содержание ответа; Отсутствует (в ответе имеются только теоретические положения, рассуждения).
10. Каково качество фактического материала? (Факты социальной жизни, модели социальных объектов; Повседневный бытовой опыт; Фактический материал не используется).
11. Допустил ли выпускник обществоведческие ошибки?
Каков уровень представления собственного отношения к рассматриваемой проблеме?
12. Выразил ли выпускник собственное отношение к поставленной проблеме?
13. Предпринята ли выпускником попытка обосновать свою позицию?
14. Насколько убедительно и полно это обоснование?
15. Используются при этом знания, полученные при изучении обществоведческого курса?
Максимальный балл за полный ответ в критериях ЕГЭ по обществознанию – «4»
ставится в том случае, если
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) на теоретическом уровне в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа;
- дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт
3-х баллов заслуживает эссе, в котором
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих понятий и терминов в контексте ответа (теоретические обоснования и связи не присутствуют или явно не прослеживаются);
- дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт
2-х баллов заслуживает эссе, в котором
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
- дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования
1 балла заслуживает эссе, в котором
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- проблема раскрыта на бытовом уровне;
- сделана попытка аргументации своего мнения
0 баллов заслуживает эссе, в котором
- представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;
- проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания
Памятки для ученика. Этапы работы над эссе. [3]
1. Познакомьтесь с предложенными темами
2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема
3. Определите смысл преложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?
4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:
- С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
- Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:
- имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
- ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);
- можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
- владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
- сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции
6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:
- Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?
7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:
- Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
- Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:
- Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
- Убедительны ли они?
Аргументированное эссе [4]
Цели аргументированного эссе:
1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону
2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.
Примерная структура эссе:
Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.
Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.
Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.