Каков уровень представления собственного отношения к рассматриваемой проблеме?




Последовательность действий педагога по оцениванию

мини-сочинений (задание С8) [1]

1. Выяснить насколько правильно выпускник понял и четко выразил сущность проблемы в контексте базовой науки.

2. Проанализировать (в случае необходимости) степень полноты и адекватности отражения различных точек зрения на ее сущность, проявления, последствия и пути разрешения.

3. Выявить глубину представлений учащегося о значимых сторонах, аспектах рассматриваемой проблемы, уровень раскрытия проблемы.

4. Проанализировать разносторонность и убедительность аргументации выраженной выпускником собственной позиции, полноту и адекватность использования понятийного аппарата, выводов соответствующей базовой науки.

5. Выявить и учесть ошибочные суждения.

 

Рекомендации по оцениванию [2]

Качественно всесторонне оценить мини-сочинение выпускника может помочь анализ работы по следующим вопросам:

Каков уровень осмысления избранной темы?

1. Увидел ли выпускник проблему, поднятую автором афористического высказывания?

2. Смог ли ученик адекватно выразить ее сущность?

3. Выстроен ли ответ выпускника в контексте обозначенной в задании базовой науки?

Какова глубина, полнота и точность раскрытия содержания рассматриваемой проблемы?

4. Выделены ли основные аспекты проблемы?

5. Проведен ли анализ основных аспектов проблемы?

6. Выявлены ли взаимосвязи (причинно-следственные, иерархические и др.) основных аспектов проблемы?

7. Сделаны ли выпускником самостоятельные умозаключения?

8. Представлены ли в ответе различные взгляды на проблему (ее отдельные аспекты)?

9. Как использован выпускником фактический материал? (Как иллюстрация основных теоретических положений, рассуждений; Как отправная точка рассуждений; Составляет основное содержание ответа; Отсутствует (в ответе имеются только теоретические положения, рассуждения).

10. Каково качество фактического материала? (Факты социальной жизни, модели социальных объектов; Повседневный бытовой опыт; Фактический материал не используется).

11. Допустил ли выпускник обществоведческие ошибки?

Каков уровень представления собственного отношения к рассматриваемой проблеме?

12. Выразил ли выпускник собственное отношение к поставленной проблеме?

13. Предпринята ли выпускником попытка обосновать свою позицию?

14. Насколько убедительно и полно это обоснование?

15. Используются при этом знания, полученные при изучении обществоведческого курса?

 

 

Максимальный балл за полный ответ в критериях ЕГЭ по обществознанию – «4»

ставится в том случае, если

  • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) на теоретическом уровне в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа;
  • дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт

 

3-х баллов заслуживает эссе, в котором

  • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
  • проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих понятий и терминов в контексте ответа (теоретические обоснования и связи не присутствуют или явно не прослеживаются);
  • дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт

 

2-х баллов заслуживает эссе, в котором

  • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
  • проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
  • дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования

 

1 балла заслуживает эссе, в котором

  • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
  • проблема раскрыта на бытовом уровне;
  • сделана попытка аргументации своего мнения

 

0 баллов заслуживает эссе, в котором

  • представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;
  • проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания

 

Памятки для ученика. Этапы работы над эссе. [3]

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл преложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

  • С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

  • имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
  • ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);
  • можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  • владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
  • сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

  • Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

  • Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
  • Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

  • Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
  • Убедительны ли они?

 

Аргументированное эссе [4]

Цели аргументированного эссе:

1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону

2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.

Примерная структура эссе:

Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.

Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.

Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: