ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

Принципы: 1) суверенности государственной власти; 2) единства системы государственной власти; 3) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации; 4) выборности; 5) участия граждан в формировании (выборах) и деятельности органов государственной власти; 6) государственной службы в названных органах; 7) право обжаловать решения и действия (или бездействия) органов государственной власти в суд; 8) принцип открытости (гласности) деятельности данных органов; 9) принцип конституционной законности.

1. Принцип суверенности, то есть независимости и самостоятельности государственной власти и ее органов, вытекает из содержания Конституции Российской Федерации. В соответствии с нормами Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Принцип единства системы государственной власти имеет широкое значение, поскольку базируется на концепции единой государственной власти, основанной на принципе разделения властей. Данный принцип обусловливает формирование и функционирование системы органов государственной власти.

3 Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплен в ст.5 и ст.11 Конституции РФ.

4. Принцип выборности органов государственной власти в целом имеет универсальный характер, хотя проявляется, реализуется в специфических формах и вариантах при формировании соответствующих групп органов государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ высшим выражением воли народа является референдум и свободные выборы,

Наиболее концентрированно и в то же время лаконично принцип выборности органов государственной власти сформулирован в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления".

5. Принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти достигается не только посредством выборов. Важными формами на процесс формирования органов государственной власти призваны быть референдумы, опросы, а также социологические методы (анкетирование, интервьюирование и другие), без которых значительная часть названных органов демократически просто не сможет сформироваться и тем более нормально и эффективно функционировать. Данное заключение относится, в первую очередь, к органам исполнительной власти вследствие ограниченного развития выборных начал в порядке их образования.

В Конституции РФ достаточно четко закреплен принцип участия граждан в деятельности органов государственной власти. В ч. 1 ст. 32 Конституции РФ говорится о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Таким образом, закрепляются две основные формы осуществления гражданами своего конституционного права на участие в управлении делами государства: 1) непосредственная, то есть референдумы, сельские сходи, общие собрания коллективов и др.; 2) представительная - выборные представительные и законодательные органы государственной власти, выборные представительные органы местного самоуправления.

6. Принцип государственной службы и равного доступа к ней граждан Российской Федерации распространяется не только на органы исполнительной власти, но и на аппараты органов законодательной и судебной власти.

7. Принцип права обжалования решений и действия (или бездействия) органов государственной власти в суд. Согласно концепции российского демократического и правового государства, все его властные структуры и институты, в том числе органы государственной власти, призваны обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. Эффективность работы органов государственной власти немыслима без закрепления в Конституции РФ и реального осуществления права обжалования в суд решений и действий органов государственной власти. Такое право (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ) является определенной юридической гарантией, одним из демократических институтов, позволяющим формирующемуся российскому гражданскому обществу действительно контролировать государственные институты.

8. Принцип открытости (гласности) деятельности органов государственной власти закреплен в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Понятно, что гласность не беспредельна: для части органов государственной власти, в особенности правоохранительных органов, гласность в практической деятельности может быть ограничена. Однако данное ограничение, касающееся части государственных органов, ни в коей мере не должно употреблять действие общего принципа: власть будет эффективной только тогда, когда она станет открытой, понятной, предсказуемой.

9. Принцип конституционной законности, употребляемый в таком качестве и словосочетании в нормативных правовых актах, научных литературных источниках, проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы государства в процессе формирования и организации деятельности подотчетных и подчиненных государственных органов. В случае несоблюдения данного принципа в государстве могут появиться не установленные законом многочисленные вспомогательные и дополнительные государственные органы, службы и ведомства. Это особенно характерно для исполнительной ветви государственной власти.

Многие демократические принципы организации и деятельности органов государственной власти получили дальнейшее развитие и конкретизацию в федеральных законах, иных нормативных правовых актах. Например, в Федеральном конституционном законе " О конституционном суде Российской Федерации" названы принципы коллегиальности и гласности. К принципам формирования органов государственной власти можно отнести принципы представительного правления, федерализма, внепартийности и другие,

В ряде правовых актов, касающихся органов государственной власти, закреплены принципы учета общественного мнения, учета исторических, национальных и иных традиций. В законодательстве об арбитражных судах среди принципов названы законность, обоснованность решений.

В регламенте Государственной Думы отмечены такие принципы ее деятельности, как: политическое многообразие и многопартийность; свободное коллективное обсуждение и решение вопросов; открытость заседании, а в определенных случаях - проведение закрытых заседаний

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: