Класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
Цель: уточнение имеющихся у детей представлений об окружающем природном мире; формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий природный мир»
Предмет «Окружающий природный мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе предмета «Окружающий природный мир» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
– полисенсорности восприятия объектов;
– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными
нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в
естественных условиях;
– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей
среды через взаимодействие с различными носителями информации;
– закрепления представлений в различных формах и вида деятельности.
|
Предмет «Окружающий природный мир» решает следующие коррекционно- образовательные и воспитательные задачи:
· уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
· на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
· вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
· формирует знания обучающихся о природе своего края;
· формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Предмет «Окружающий природный мир» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями. На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
|
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных результатов освоения программы, в предмете «Окружающий природный мир» реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая представлена основными составляющими: познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками (для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций).
Логика изложения учебного материала – от общего к частному. Такое изложение содержания позволяет учителю раскрыть необходимые причинно-следственные связи, существующие в мире природы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на работу обучающихся, развивает умение анализировать, сравнивать те или иные явления природы, способствует сознательному усвоению знаний, повышает интерес к учебным занятиям. Помимо этого, сознательному усвоению учебного материала способствует и использование активных методов обучения – проблемных и частично поисковых. Использование учителем в процессе обучения только объяснительно - иллюстративного и репродуктивного методов снижает уровень работы по развитию мыслительных операций обучающихся. А это не только не помогает ребенку с интеллектуальными нарушениями преодолеть свой природный недостаток, но и усугубляет его, приучая ребенка исключительно к наглядному мышлению, и заглушает слабые начатки отвлеченного мышления.