Формирование речи - важнейшая характеристика созревания человека. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в ходе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка. С каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании его психики, можно говорить об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с речевыми нарушениями.
Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды.
Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую, фонематическую, лексику и грамматический строй.
Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии - логопедия.
В настоящее время существуют две классификации речевых нарушений:
-клинико-педагогическая;
-психолого-педагогическая;
Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.
Рассмотрим психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений.
|
Она включает:
1.Нарушение средств общения:
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
б) общее недоразвитие речи;
2.Нарушение в применении средств общения:
а) заикание;
б) проявление речевого негатизма;
Развитие навыков общения детей с нарушением речи имеет три существенные особенности. Особенность- свойство, которым кто-нибудь или что-нибудь отличается от других.
Изучение Е.В. Жулиной и О.В. Трошиным навыков общения у детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией показало, что наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющееся, прежде всего в незрелости его мотивационно - потребностной сферы. Мотивационно-потребностная сфера – это - единая сфера, которая определяет функциональное состояние организма и осуществление психической деятельности и поведения.
Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками, связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Преобладающей формой общения у детей 4-6 лет с нарушением речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к бедности и недиференцированности словарного запаса, явной недостаточности глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствует осуществлению полноценного общения. В целом коммуникативное возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г. Соловьева).
|
В результате исследования О.С. Павловой в речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены следующие особенности:
-уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «изолированных и непринятых»;
-крайняя возбудимость;
-слабая ориентация дошкольников с нарушением речи на сверстников в ходе совместной деятельности;
-низкий уровень сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
-отсутствие адекватной оценки себя, что проявляется в явно завышенной оценке собственных поступков;
-с детьми, имеющими нарушения речи достаточно трудно организовать беседу: они не задают вопросы, не могут пересказать услышанное, в силу не сформированности репродуцирующей фазы монологической речи;
-несформирована культура общения, отмечается фамильярность, с взрослыми отсутствует чувство дистанции; интонации часто крикливы; дети назойливы в своих требованиях;
-низкий уровень притязаний;
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи развитие навыков общения характеризуется следующими особенностями: - отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков; сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции. - замены группы звуков диффузной артикуляцией. - нестойкое употребление звуков в речи. - искажённое произношение одного или нескольких звуков. - общая смазанность речи. - нечеткая дикция. - задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.В развитии навыков общения у детей с заиканием А.В. Ястребова выделила ряд особенностей:- монологическая и диалогическая речь развивается хуже, чем в норме;- значительно отстает от нормы накопление словаря;-низкий уровень оформления грамматического строя речи;- в старшем дошкольном возрасте начинается ограничение лексического словаря;- специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации.- осознание речевого дефекта, фиксированность на нем, что значительно затрудняет общение;-- "застреваемость" на отдельных словах, "выпадение" отдельных слов и даже частей предложения.У детей с речевым негативизмом наблюдаются следующие особенности развития общения:- затруднения в формировании и пользовании самостоятельной речью в процессе общения;- нестойкость слоговой структуры слова;- отказ от общения;
|
Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений. Ведь развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний
В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением речи большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: ребенок с нарушением речи более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни, особенно при таких дефектах речи, как алалия, заикание. Распространено мнение о том, что дети с нарушением речи менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов речи. Это впечатление объясняется неадекватным отражением их переживаний в речи, а также в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Эмоции, являются "индикатором" состояния ребёнка и сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенность восприятия окружающего мира, логику суждений.
Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением речи подразумевает обучение умению общаться, повышению уверенности в себе, овладению навыками саморегуляции, с целью умения адаптироваться в оказавшейся среде, как в школе, так и затем во взрослой жизни.
Исследование владения невербальными средствами выражения своего эмоционального состояния у детей с нарушением речи позволило сделать следующие выводы:
- дети не умеют в полной мере использовать средства невербальной коммуникации для выражения своего эмоционального состояния, что в свою очередь затрудняет речевое общение;
- дефицит невербальных средств общения не исчезает с годами и создает
нагрузку на речь ребенка;
- необходима целенаправленная поэтапная работа по формированию, развитию и совершенствованию невербальных средств общения и выражения своего эмоционального состояния у детей с нарушением речи;
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой патологией:
- препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими,
- затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников,
- овладение невербальными средствами общения находится на низком уровне, что приводит к затруднению общения.
- эмоциональное поведение выражается в неадекватном отражении их переживаний в речи, а также в мимике, жестах, позах.
В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.
· Воропаева Тамара Васильевна, педагог-психолог
Разделы: Работа с дошкольниками
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития.
Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна еще и потому, что, множество негативных и деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования особенностей общения детей с ОНР достаточно очевидна.
В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза:
наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Специально организованные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с ОНР повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных умений приведет к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, безконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.
В психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Чаще всего для этого используются: экспериментальная игра “Секрет”, методика “Два домика” методика одномоментных срезов структуры групп детского сада, рисунки “Мой воспитатель”.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников нами был использован методический инструментарий программы “Воспитание и обучение в детском саду”, включающий в себя семь вопросов анкеты и диагностические методики. Этот инструментарий позволил определить:
· различает ли ребенок ситуации взаимодействия;
· понимает ли состояние сверстников;
· владеет ли способами выражения своего отношения к взрослому и сверстнику;
Кроме того, нами были использованы:
- социометрическая проба “День рождения”, которая позволила выявить:
- потребность детей в общении;
- эмоциональные предпочтения в общении;
- Социометрический опросник для детей, состоящий из трех частей. В первой части исследовались отношения со сверстниками, во второй- отношения в семье, в третьей-отношения с воспитателями.
Для проведения эксперимента нами были определены группы детей. В качестве экспериментальной выступила группа старшего дошкольного возраста №1, в состав группы входят дети, поступившие в наш детский сад в этом году, в качестве контрольной группы - группа №4, в состав входят дети, которые посещают наш детский сад 2-3 года и выпускаются в школу.
Состав групп 10 детей. Возраст детей от 5лет 1мес до 6, 6 месяцев.
Все дети экспериментальной группы имеют тяжелое нарушение речи, подтвержденное выписками ГПМПК. Из них у 2 детей речевой диагноз ОНР -1 уровня при алалии, у 2 детей ОНР-2уровня и 6 детей - ОНР-3 уровня. У 6 из 10 детей по заключению ГПМПК уровень актуального развития на нижней границе возрастной нормы. У 70%детей контрольной группы речь приближена к норме.
Данные, полученные в ходе исследования характера взаимоотношений дошкольников с ОНР, показали, что в структуре их группы действуют те же закономерности, что и в группе нормально развивающихся сверстников.
Наиболее важным качественным показателем, отражающим причины предпочтений детей, являлся характер мотивов выбора партнера для общения. В результате исследования выделены следующие группы детей:
· 1 группа - дети без осознанного мотива выбора, не могут объяснить причин своего положительного отношения к партнеру(чаще всего отвечали: “Не знаю”;
· 2 группа — дети, выделяющие положительное отношение к сверстнику (“Он хороший”);
· 3 группа — дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его положительное поведение в группе (“Хорошо занимается”);
· 4 группа — дети, объяснявшие свой выбор интересом к совместной деятельности (А) или выделяющие положительные качества сверстников, проявляющиеся в совместной деятельности (В).
Для нормально развивающихся детей критерии А и В являются основанием для распределения детей в разные группы.
Изучение межличностных критериев в группах детей с ОНР показало, что испытуемые затрудняются при мотивации своего выбора.
Дети, мотивируя свой выбор, строили свои ответы однообразно, используя элементарные модели предложений. Критерий отрицательного выбора был мотивирован плохим поведением ребенка (“Он деется на плогуке, не сушается воспитатея” и т. п.), либо являлся вовсе немотивированным. Для детей обеих возрастных групп было характерным объяснение своего выбора хорошим поведением детей в группе или успехами на занятиях.
Данный факт свидетельствует о том, что мотивацией выбора ребенка нередко является оценка ребенка педагогом. Среди “изолированных” детей оказывались дети, речевое развитие которых было более низким по сравнению с другими детьми. Эти дети находились в состоянии неуспеха во многих видах детской деятельности. Их игровые умения были развиты слабо, носили манипулятивный характер. Такие дети редко принимали участие в детских играх, их попытки общения со сверстниками часто оказывались неудачными.
Основываясь на наблюдениях и экспериментальных исследованиях можно сделать вывод о том, что факторы, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе, следующие:
· успешная реализация своих возможностей во всех видах детской деятельности;
· достаточный уровень коммуникативных умений;
· положительные черты характера (уравновешенность и др.);
· активность во взаимоотношениях с детьми и педагогами.
Качественный анализ коммуникативных возможностей детей с ОНР показал существенное отставание от нормы.
В ходе наблюдения за их речевой деятельностью речи, были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности:
· употребление слов в неточном значении,
· использование в речи неадекватных грамматических форм,
· многочисленные повторения,
· возвращения к ранее сказанному,
· изобилие необоснованных пауз в речи,
· единичность случаев активной вербальной коммуникации,
· отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации,
· применение демонстративных и “силовых” действий,
· неспособность оценивать высказывания других детей.
Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общение как с взрослыми, так и со сверстниками.
Изучение отношения к воспитателю проводилось путем анализа детских рисунков (“Мой воспитатель”) и социологического опросника, который содержал вопросы типа:
1. С кем из воспитателей тебе интересно на занятиях? на прогулке?
2. На кого из воспитателей ты хотел(а) бы быть похожим(ей)?
3. Кто из воспитателей самый добрый?
4. Кому из воспитателей ты расскажешь о своих неприятностях?
Целью данного анализа было: выявление индивидуальных переживаний ребенка по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.
Было выявлено, что сфера взаимоотношений ребенка с воспитателем важна и положительно окрашена, практически все дети для своих рисунков выбирали предпочитаемые яркие, теплые цвета. Большая часть детей нарисовали крупную фигуру воспитателя, что свидетельствует о положительной эмоциональной значимости, это подтверждается и детализацией фигуры воспитателя, девочки изобразили своего воспитателя в роскошных нарядах и с прическами. Показатели агрессии (выделенный, заштрихованный рот и длинные пальцы на руках) отмечены у нескольких детей (2 рисунка в экспериментальной группе и один рисунок в контрольной группе). По качеству линий можно сделать вывод, что большинство детей чувствуют себя в детском саду эмоционально благополучно.
Можно выделить следующие особенности выполнения задания детьми с ОНР:
· у большинства детей с недоразвитием речи низкая техника рисования;
· в процессе рисования отсутствует словесный комментарий;
· почти у всех детей в ходе деятельности наблюдается снижение интереса к созданию рисунка, что нередко свидетельствует о несформированности их изобразительных умений и навыков.
Наблюдение за процессом общения детей с взрослыми в естественных условиях показало, что культура общения с взрослыми сформирована у половины детей обеих возрастных групп: дети могут спокойно обратиться к взрослому с просьбой, не вмешиваются в разговор старших, стараются не перебивать их, к воспитателю обращаются по имени и отчеству. У остальных детей культура общения сформирована слабо, в общении с воспитателями дети обеих возрастных категорий используют менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-граммматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения.
2. Имеющиеся трудности в осуществлении речевого общения с взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.
Таким образом, наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.
Полученные данные убеждают в необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей с недоразвитием речи обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.
Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.