Украины в Одесской области
полковник милиции
Ивановский О.П.
“_____”____________2008г.
П Л А Н - К О Н С П Е К Т
по медицинской подготовке
для проведения занятий с личным составом аппарата
УГСО при ГУМВД Украины в Одесской области
Тема: Основы анатомии и физиологии человека.
Дата проведения: ___. ___. 200 р.
Г. Одесса
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Довести до слушателей основные понятия об анатомии и физиологии человека.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: - 2.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: - класс
ВИД ЗАНЯТИЯ: - классно-групповой.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: - лекция.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: - конспект.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Томлин В.В., Виноградов И.В. “Судебная медицина” /учебник/. М., Юр. литература,
1978г., гл. 3-8.
2.Популярная медицинская энциклопедия. Под ред. Б.В. Петровского. М., “Советская энциклопедия”, 1980г..
3.”Атлас анатомии человека”. М. “Медицина” 1988г.
4.Н.М.Амосов, “Мысли и сердце”.
5.М.Ф.Иваницкий. “Анатомия человека” /учебник для институтов физической культуры/
6.А.В.Коробков “Нормальная физиология” /учебник/ М. 1980г.
Учебные вопросы:
1.Общие сведения об анатомии и физиологии человека.
2.Понятие о клетках и тканях.
3.Костно-мышечная система и органы дыхания.
4.Сердечно-сосудистая система. Пульс.
5.Краткая характеристика нервной системы, органов пищеварения, выделения, желез внутренней секреции. Обмен веществ. Органы зрения и слуха.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ -10 мин.
1.Организационный момент.
2.Проверка наличия слушателей.
3.Ознакомление с классом основ до врачебной помощи.
4.Беседа о некоторых специфических моментах предмета “Основ до врачебной помощи”
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 115 мин.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.
Без твердого усвоения необходимых сведений по анатомии и физиологии человека невозможно правильно, своевременно и в полном объеме оказать первую помощь при повреждениях и ранениях. Поэтому необходимо вспомнить кратко об анатомии и физиологии человека.
Анатомия - это наука о форме и строении человеческого тела.
Физиология - это наука о жизнедеятельности, т.е. функционирования целого организма или отдельного органа. Человеческое тело и его органы нельзя рассматривать вне связи с их функцией. Указанные две науки тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Строение живого организма и его жизнедеятельности или, другими словами, форма и функция неотделимы друг от друга, взаимообусловлены. Отсюда следует что строение различных систем органов необходимо рассматривать в связи с их функцией, а функцию органов - с особенностями их строения.
При изучении анатомии и физиологии необходимо исходить из принципа целостности организма и его единства с внешней средой. Все органы в живом организме тесно связанны между собой и представляют общую систему. Так, дыхательная система неразрывно связана с кровеносной системой; органы дыхания обеспечивают поступление в кровь кислорода и выведения из крови углекислого газа. В свою очередь, деятельность дыхательной и кровеносной систем, как и других органов, регулируются нервной системой. Живой организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Факторы внешней Среды оказывают влияние на организм. Такими факторами являются температура и влажность воздуха, атмосферное давление, состав и количество пищи и т.п. На организм человека воздействуют условия работы и отдыха, жилищные и другие социально-бытовые условия. В ответ на различные раздражения внешней Среды, на пример, при попадании болезнетворных микробов, в организме происходят изменения направленные на усиление его защитных функций, способствующие приспособлению организма к условиям окружающей среды.
Анатомия и физиология являются разделами биологической науки - науки о живых организмах которые составляют теоретическую основу для изучения всех других медицинских дисциплин. Без знания анатомии и физиологии здорового человека нельзя понять изменения происходящие в различных органах и во всем организме при заболеваниях, а следовательно, определить характер медицинской помощи и меры по профилактики различных заболеваний.
Человеческий организм устроен очень сложно. По строению и развитию он стоит выше любого животного. Особенно развит у человека головной мозг.
Высшем уровнем развития головного мозга, вертикальным положением и совершенством строения рук объясняется способность человека выполнять разнообразную и тонкую работу.
Организм - есть любое живое существо растительного или живого мира. Ему присущи процессы, которыми не обладает неживая материя, а именно:
1. обмен веществ, обеспечивающий самообновление организма
2. раздражимость-способность реагировать на внешнее воздействие определенным образом
3. размножение, гарантирующее продолжение жизни на Земле
4. приспособляемость к условиям существования и др.