Проблемы связанны с процессами глобализации и интернационализации




 

Учёными выделяются существенные проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования требует гарантий качества, минимальных стандартных требований, критериев профессионализма, аккредитации и т.д.

На двадцать четвёртом ежегодном форуме Европейской ассоциации высшего образования - EAIR были выявлены следующие основные условия для продвижения в европейское образовательное пространство российских вузов:

1. Наличие двух уровней высшего образования - бакалавриата и магистратуры.

2. Наличие кредитной системы в построении курса обучения и в учебных планах.

3. Преподавание хотя бы части учебных курсов на английском языке.

4. Аккредитация вуза авторитетным европейским органом. [11]

Принцип ступенчатости, селективности в подготовке заслуживает внимания, но пока предлагаемые подходы не согласуются с подготовкой специалистов в российских вузах. Ряд факторов ограничивает многоуровневость высшего образования. Среди них: невостребованность бакалавров и магистров и в хозяйственной сфере, и в государственных учреждениях; нет определённости в уровне подготовки; большая часть бакалавров из-за длительных сроков обучения предпочитает получить диплом специалиста, а не диплом магистра. В европейский университетах более короткие сроки обучения бакалавров, но они связаны с углублённой профилированной и общекультурной подготовкой в 12 - и даже 13-летней общеобразовательной школе. Переход на двухступенчатую систему если и оправдан, то должен осуществляться, по крайней мере, в течение 10-15 лет.

При этом каждый вуз должен решать, под какие дипломы он готов вести обучение. Заметим также, что необходимость получения дипломом бакалавров и магистров при действующей в России системе занятости касается крайне ограниченного контингента (тех, кто намерен трудоустроиться за рубежом, и иностранных студентов). Гораздо проще на региональном и федеральном уровнях развивать службы ностратификации дипломов в соответствии с требованиями той страны, где студент намерен работать.

Ещё более болезненно отразятся на отечественной науке и культуре отказ от двухстепенной научной квалификации и переход на европейские степени доктора философии. Могут быть утрачены целые направления научных исследований, особенно фундаментальная тематика.

Кредитная система же получила широкое распространение в США и многих европейских вузах в последние десятилетия. Она представляет собой весьма гибкую систему учета прохождения студентами всего курса обучения и отдельных дисциплин. Каждый учебный курс обозначается определенной условной единицей, которая, как правило, предполагает определенное количество аудиторных часов этого курса в семестр (обычно 3 часа). За время обучения каждый студент для получения диплома о высшем образовании должен набрать определенное количество таких условных единиц-кредитов с соблюдением определенного количества кредитов по блокам дисциплин. Кредитная система позволяет получать эти "условные единицы" не только в своем вузе, но и в других учебных заведениях, в том числе и зарубежных.

Начало XXI века открывает новую эру для развития высшего образования. Еще в конце прошлого столетия назрела необходимость в интеграции и гармонизации университетского и неуниверситетского образования во всем мире и, особенно, в европейских странах. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе и развития Европейского сообщества становилось все более очевидным, что интеграция в сфере образования начинает серьезно отставать от интеграции в сфере экономики, политики, права и культуры и что совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства. Помимо этого европейским сообществом осознавалась необходимость обмена образовательным и научным опытом, увеличения эффективности и улучшения качества образовательных систем, расширения использования в учебном процессе, научной деятельности и в других сферах жизни университетов и колледжей современных информационных и коммуникационных технологий.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах. Расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов. Повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международной процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации.

Самая известная форма интернационализации высшего образования - это мобильность студентов - увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Большинство европейских стран имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремятся получить диплом в университетах США и Канады. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%.

Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников. Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне программ.

Международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением. Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или АРЕС сыграли большую роль.

Постепенно потоки иностранных студентов стали восприниматься большинством принимающих стран больше как торговля, нежели помощь, поскольку во многих случаях иностранные студенты оплачивают полную стоимость обучения. Таким образом, причиной роста числа студентов, обучающихся за границей, все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания.

Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т.е. внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное

разнообразие национальных систем высшего образования, стремление денационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности. Эти изменения встречали сопротивление отдельных вузов.

Самым сильным стимулом интернационализации программ обучения является все большее влияние международных профессиональных объединений. Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами побудил представителей многих профессий организовать свою деятельность на международном уровне. Эти профессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, как гарантия качества, минимальные стандартные требования, критерии профессионализма, аккредитация и т.д.

Студентам, получающим ученые степени и дипломы за рубежом, необходимо, чтобы эти ученые степени и дипломы были действительны в стране, где они собираются работать. Наибольшие результаты в этой сфере были достигнуты в Европейском регионе.

Одна из самых острых проблем интернационализации - признание периода обучения за рубежом и полученных там оценок. Проблема заключается в том, что отсутствуют "прозрачность" высшего образования и четкие правила его регулирования как на национальном и институциональном уровне, так и на уровне самих факультетов. В результате этого студенты, обучавшиеся за рубежом и приехавшие назад домой, испытывают трудности признании своих оценок. Студентам приходится снова сдавать экзамены, которые они уже сдавали, обучаясь за рубежом, тратить свое время и нервы. В рамках общеевропейской программы "Эразмус/Сократ" была разработана система, призванная разрешить этот вопрос.

Глобализация является одновременно и угрозой и возможностью для национальных систем высшего образования. Обострение конкуренции между традиционными вузами, появление угрозы со стороны новых провайдеров образовательных услуг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающих дистанционные программы, корпоративных университетов) заставляет университеты развивать новые формы международного сотрудничества.


Заключение

 

В результате проведённых исследований, я пришла к выводам:

1. Результаты моего микроисследования по вышеобозначенным проблем во многом совпадают с результатами социологических исследований.

2. 97% опрошенных (одиннадцатиклассников, студентов, родителей) считают высшее образование необходимым.

3. Основными мотивами поступления в ВУЗ различные группы респондентов назвали: хорошая зарплата, гарантированный карьерный рост, престижность любого высшего образования, реализация творческих возможностей, получение отсрочки от армии.

4. Мотивации получения высшего образования не сильно зависят от профиля обучения старшеклассников.

5. Будущая работа по общим представлениям учащихся и студентов не должна требовать особого физического труда; должна быть: творческой, интересной, требующей инициативы; обязательно дающей социальные гарантии (прежде всего жильё). Однако, молодые люди не придают значения гигиеническим и невредным для здоровья условиям труда; не акцентируются на том, чтобы иметь нужную обществу профессию.

6. Все респонденты признали, что массовость высшего образования породила много проблем:

а) снижение качества высшего образования, предъявление обществу полуграмотных специалистов, большой отсев студентов неспособных учиться в ВУЗе;

б) формализация отношений между преподавателями и студентами;

в) хроническая занятость преподавателей-совместителей;

г) высокая платность образования, студенты, обучающиеся за счёт домохозяйств превалируют в общей массе студентов (53%);

д) двусменность занятий во многих ВУЗах.

Однако есть предположение, что платность образования поможет решить проблемы материально - технической базы ВУЗов, повысит требования к качеству образования.

7. "Синдром" высшего образования, несомненно, имеет последствия в нашей жизни:

а) Переизбыток специалистов в ряде областей. Не меньше половины выпускников российских вузов не могут найти вакансию по полученной специальности и даже в столице свыше 40% современных выпускников работают не по специальности. По данным федеральной службы по труду и занятости, из числа выпускников, обращающихся к услугам государственной службы занятости, 3/5 выпускников ВУЗов трудоустраиваются не по специальности.

б) "Мода" на высшее (все равно какое) образование: образует "зону" профессиональных потерь:

по результатам опроса 70-75% студентов педвузов, 82% ветеринарных и 60% аграрных вузов не собираются работать по специальности;

по данным итогов Всероссийской переписи населения 2002 года из 7,5

млн. человек общей массы неквалифицированных рабочих 330 тысяч имели высшее образование [12];

в Екатеринбурге в объявлениях о вакансиях нередко говорится о необходимости иметь высшее образование, чтобы занять место секретаря, продавца-консультанта или любого другого работника, требующегося для организации сбыта продукции и оказания сопутствующих услуг.

в) Отсутствие необходимого количества квалифицированных рабочих (слесари, токари, сантехники и др.).

г) Я думаю, к последствиям данного явления можно отнести и тот факт, что при приёме в ВУЗы в 2006 году количество мест было сокращено на 1,2% - очное и на 9,3% очно-заочное и заочное обучение. В 2007 году предусматривается сокращение контрольных цифр приёма в целом на 10,9%. (приложение, рис. №2) [13]

Внедрение (примерно)

В курсе обществознания, в теме "Образование";

В профориентационной работе классного руководителя

В работе администрации школы: недостаточное осознание учениками и студентами личной экологии при выборе будущей профессии требует усиления валеологического воспитания.


Список сносок

 

1. А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. - №5, 2006. с.35-37.

2. М.В. Арапов Бум высшего образования: масштабы причины и следствия // Общественные науки и современность. №6, 2004. с.30-31.

3. Госкомстат РФ даёт цифру 414, учитывая аспирантов и докторантов.

4. А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. - №5, 2006. с.35-37.

5. О. Богословская // Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. №5, 2006. с.44-47.

6. М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. №6. с.38-39.

7. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2000, с.269.

8. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2000, с.274-275.

9. Зборовский Г.Е. Социология образования. Ч.2. Екатеринбург. 1994, с.131-148.

10. Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. №5.2006. с.21-26.

11. https://mkaz. shu.ru/publ/crossing. htm/ Пересекая национальные, структурные и технологические границы в высшем образовании (24й ежегодный форум Европейской ассоциации высшего образования - EAIR, Прага, 8-11 сентября 2002 г)

12. Попов А.Д. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025года // Трудовые ресурсы и занятость. 2006. №3. с.4.

13. Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. - №5.2006. с.32-35.


Список литературы

 

1. Александрова О. // Высшее образование и структура российской экономики // Высшее образование в России. №5.2006. с.27-36.

2. М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы причины и следствия // Общественные науки и современность. №6, 2004. С.30-31.

3. О. Богословская // Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. №5, 2006. С.44-47.

4. А. Егоршин // Возможные сценарии (о развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. №5.2006г. с.35-37.

5. Зборовский Г. // Эффективность профессиональной подготовки: проблемы социологического измерения // Высшее образование в России. №3.2006. с.121-126.

6. Мочалова И. // Античные идеалы образованности: история и со временность // Alma mater. Вестник высшей школы. №1.2006. с.41 - 42.

7. Попов А. // Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025 года // Вопросы статистки. №3.2006. с.32-37,8.

8. Сагинова O.B. // https:// www.marketologi.ru/ lib/saginova/ inter_vuz3/html // Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования.

9. А. Смирнов // Высшее образование сегодня // Фундаментальное высшее образование; новые проблемы. №3.2006. с.23-24.

 


[1] А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России)//Высшее образование в России.- №5,2006. с.35-37.

[2] М.В.Арапов Бум высшего образования: масштабы причины и следствия//Общественные науки и современность. №6, 2004.с.30-31.

[3] Госкомстат РФ даёт цифру 414, учитывая аспирантов и докторантов.

[4] А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России)//Высшее образование в России.- №5,2006. с.35-37.

[5] О. Богословская //Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии// Высшее образование в России. №5, 2006.с.44-47.

[6] М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. №6. с.38-39.

[7]Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000, с.269.

[8] Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000, с.274-275.

[9] Зборовский Г.Е. Социология образования.Ч.2.Екатеринбург. 1994,с.131-148.

[10] Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. №5.2006. с.21-26.

[11] https://mkaz.shu.ru/publ/crossing.htm/ Пересекая национальные, структурные и технологические границы в высшем образовании (24й ежегодный форум Европейской ассоциации высшего образования – EAIR, Прага, 8-11 сентября 2002 г.)

[12]Попов А.Д. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025года//Трудовые ресурсы и занятость.2006.№3.с.

[13] Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России)//Высшее образование в России. -№5.2006. с.32-35.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: