Основные структурные модели коммуникации.




Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста.

Коммуникативная компетентность - уровень обученности взаимодействию с окружающими, какой требуется индиви­ду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Коммуника­тивная компетентность — это обобщённое коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности, сфор­мированные умения и навыки межличностного общения, знания об ос­новных его закономерностях и правилах.

Перваясоставляющая определяет проявление коммуникативной ком­петентности непосредственно в общении. Он содержит два подуровня: непосредственные действия в ак­те коммуникации и знания о закономерно­стях общения.

Вторая составляющая включает коммуникативные ценности, ориен­тации и специфику мотивации в целом у данного субъекта, его потреб­ность в общении с другими.

Первый уровень коммуникативной компетентности — стратеги­ческий — представляет собой комплекс ориентаций, выражающий отноше­ние к общению: как к цели или как к средству; ориентация на диалог или на монолог, на интимно-личностные или на функционально-ролевые отноше­ния. На тактическом уровне коммуникативная компетентность — это знание правил организации общения. На техническом — приёмы, позво­ляющие реализовать намеченную стратегическую линию.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общи­тельности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия.

Основные структурные модели коммуникации.

Коммуникативный процесс - это процесс передачи информации от од­ного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств и стратегий. В связи с этим существует большое количество различных моделей коммуникации.

Модель Аристотеля. Данная модель универсальна; она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте можно выделить три основные элемента: ОРАТОР - РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ.

Модель Г. Лассуэлла. Была предназначе­на как для анализа любого коммуникативного действия, так и исследования массовой коммуникации. Модель представляет собой последовательно воз­никающие вопросы:

КТО? - источник информации;

ЧТО? - передаваемое сообщение;

КАК? - канал сообщения;

КОМУ? - реципиент сообщения;

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - результативность передаваемого сообще­ния

Модель Шеннона - Уивера. Данная модель основана на аналогии с телефонной связью. В ней: источник - это тот, кто делает звонок (передает со­общение); сообщение - передаваемая информация; телефонный передат­чик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электри­ческие импульсы; телефонный провод - канал; телефонный приемник (вто­рой аппарат) - декодер, осуществляющий обратное преобразование элек­трических импульсов в звуковые волны; приемник - человек, которому ад­ресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоян­ными помехами на линии связи; частотный диапазон канала может быть ог­раниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Такая тео­рия коммуникации первоначально была разработана с целью отделить шу­мы от полезной информации, передаваемой источником.

Модель двуступенчатой коммуникации была разработана при исследо­вании массовых коммуникаций П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годе. Согласно модели двуступенчатой коммуникации, информация, распро­страняемая СМИ, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. Ни первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей - «лидеров мнений». На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с члена­ми своей группы, т.е. в процессе межличностного общения.

60. Формы деловой коммуникации в организации.

Деловая коммуникация отличается от простого общения тем, что в процессах ее осуществления ставится цель и конкретные задачи, которые должны быть решены. Деловые коммуникации могут быть прямые (предполагающие непосредственный контакт) и косвенные (возникающие в случаях, когда между партнерами существует какая-либо пространственно-временная дистанция).

Формы:

1. Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам и проблемам. Деловая беседа выполняет ряд функций: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение или разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование деловых мероприятий. Она может быть непосредственной или опосредованной, чаще всего, по телефону. Данная форма деловых коммуникаций может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

2. Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда целенаправленны и предполагают заключение сделок, подписание соглашений и контрактов.

3. Собеседование – используется при решении кадровых вопросов: при приеме на работу, увольнении.

4. Спор – столкновение мнений, разногласие по какому-либо вопросу, борьба за отстаивание собственных позиций. Спор может быть реализован через полемику, дебаты, дискуссии и т.д.

5. Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

6. Презентация – первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции, фирмы и ее создателей. С помощью презентации информируют и убеждают потенциальных клиентов и партнеров в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги.

7. Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них. В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные условия.

8. Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информационного сообщения.

9. Пресс-конференция — мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: