Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста.
Коммуникативная компетентность - уровень обученности взаимодействию с окружающими, какой требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Коммуникативная компетентность — это обобщённое коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности, сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.
Перваясоставляющая определяет проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении. Он содержит два подуровня: непосредственные действия в акте коммуникации и знания о закономерностях общения.
Вторая составляющая включает коммуникативные ценности, ориентации и специфику мотивации в целом у данного субъекта, его потребность в общении с другими.
Первый уровень коммуникативной компетентности — стратегический — представляет собой комплекс ориентаций, выражающий отношение к общению: как к цели или как к средству; ориентация на диалог или на монолог, на интимно-личностные или на функционально-ролевые отношения. На тактическом уровне коммуникативная компетентность — это знание правил организации общения. На техническом — приёмы, позволяющие реализовать намеченную стратегическую линию.
Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия.
Основные структурные модели коммуникации.
Коммуникативный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств и стратегий. В связи с этим существует большое количество различных моделей коммуникации.
Модель Аристотеля. Данная модель универсальна; она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте можно выделить три основные элемента: ОРАТОР - РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ.
Модель Г. Лассуэлла. Была предназначена как для анализа любого коммуникативного действия, так и исследования массовой коммуникации. Модель представляет собой последовательно возникающие вопросы:
КТО? - источник информации;
ЧТО? - передаваемое сообщение;
КАК? - канал сообщения;
КОМУ? - реципиент сообщения;
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - результативность передаваемого сообщения
Модель Шеннона - Уивера. Данная модель основана на аналогии с телефонной связью. В ней: источник - это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение - передаваемая информация; телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод - канал; телефонный приемник (второй аппарат) - декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник - человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Такая теория коммуникации первоначально была разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником.
Модель двуступенчатой коммуникации была разработана при исследовании массовых коммуникаций П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годе. Согласно модели двуступенчатой коммуникации, информация, распространяемая СМИ, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. Ни первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей - «лидеров мнений». На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т.е. в процессе межличностного общения.
60. Формы деловой коммуникации в организации.
Деловая коммуникация отличается от простого общения тем, что в процессах ее осуществления ставится цель и конкретные задачи, которые должны быть решены. Деловые коммуникации могут быть прямые (предполагающие непосредственный контакт) и косвенные (возникающие в случаях, когда между партнерами существует какая-либо пространственно-временная дистанция).
Формы:
1. Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам и проблемам. Деловая беседа выполняет ряд функций: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение или разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование деловых мероприятий. Она может быть непосредственной или опосредованной, чаще всего, по телефону. Данная форма деловых коммуникаций может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.
2. Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда целенаправленны и предполагают заключение сделок, подписание соглашений и контрактов.
3. Собеседование – используется при решении кадровых вопросов: при приеме на работу, увольнении.
4. Спор – столкновение мнений, разногласие по какому-либо вопросу, борьба за отстаивание собственных позиций. Спор может быть реализован через полемику, дебаты, дискуссии и т.д.
5. Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
6. Презентация – первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции, фирмы и ее создателей. С помощью презентации информируют и убеждают потенциальных клиентов и партнеров в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги.
7. Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них. В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные условия.
8. Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информационного сообщения.
9. Пресс-конференция — мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.