РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА ВРЕМЕНИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине Правоведение

Направление (специальность) 030900.62 «Юриспруденция»

 

(объем аудиторных часов - 324)

(количество тем – 12)

 

 

Разработал к.ю.н., доцент Кузьмин А.В.

 

Санкт-Петербург

2011г.


КОМПЕТЕНЦИИ

 

ОК-6: умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей.

ОК-13: способность работать в коллективе и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Государство, право, власть, государственная власть, государственный орган, гражданское общество, естественное право, законодательство, институт права, кодификация, консолидация, метод правового регулирования, механизм (аппарат) государства, механизм правового регулирования, мораль, норма права, нормативный правовой акт, отрасль права, политическая система общества, правовая культура, правовое воспитание, правовое государство, правовое сознание, правовой статус, правомерное поведение, правонарушение, правопонимание, предмет правового регулирования, суверенитет, территория, форма государства, юридический факт.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА ВРЕМЕНИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы лекции Вид лекции Кол-во часов  
 
1. Теоретические основы государства и права    
1.1 Общая характеристика юридической науки Классическая лекция  
1.2 Общая характеристика государства Классическая лекция  
1.3 Понятие права Классическая лекция  
1.4 Система права Классическая лекция  
1.5. Источники права Классическая лекция  
1.6. Система законодательства Классическая лекция  
2. Теоретические и отраслевые характеристики российского права    
2.1. Правовые отношения в отраслях российского права Классическая лекция  
2.2. Юридическая деятельность Классическая лекция  
2.3. Отраслевые особенности правового поведения Классическая лекция  
2.4. Юридическая ответственность в отраслях российского права Классическая лекция  

 

 

Раздел 1. Теоретические основы государства и права

 

Тема 1.1. Общая характеристика юридической науки

Вопрос о познаваемости мира относится к так называемым «вечным» вопросам, волнующим человечество на протяжении всей его истории. При этом сам процесс познания мира и систематизированные результаты этого процесса называются наукой. Все науки с определенной долей условности можно подразделить на естественные, социальные и технические.

Естественные науки изучают объективную реальность (понятия, принципы, закономерности), существование которой не зависит от человека (законы движения небесных тел, природный круговорот и т.п.). К естественным наукам относятся математика, физика, биология, астрономия и др.

Социальные науки изучают общественные отношения, возникающие в различных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, религии, юриспруденции. К социальным наукам относятся: социология, политология, экономика, теология, правоведение и др.

Технические науки изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком в целях улучшения условий жизни и усиления эффективности функциональной деятельности. К техническим наукам относятся инженерные науки, кибернетика, архитектура и градостроение и др.

Социальные науки изучающие общественные отношения, урегулированные правом, в комплексе образуют систему юридических наук – правоведение.

Специфика предмета юридических наук проявляется в связях с общественными науками, с такими как философия, экономическая теория, социология, политология, история, этнография, кибернетика, психология, педагогика, этика, логика, лингвистика и многие другие. Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Однако последние исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности.

Юридические науки в зависимости от особенностей их предмета можно разделить на несколько групп. Система юридических наук выглядит следующим образом.

1. Историко-теоретические юридические науки изучают наиболее общие вопросы понимания государственно-правовых явлений; эти науки представлены теорией государства и права. Соответствующий учебный курс может называться по-разному: и «теория государства и права», и «общая теория государства и права», и «общая теория государства и права», и. наконец, «общая теория права» (хотя здесь в большинстве случаев темы по теории государства не исключаются). Также они рассматривают процесс развития государственно-правовых учреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (история политических и правовых учений).

2. Отраслевые юридические науки (конституционное, уголовное, гражданское, административное, семейное, трудовое, гражданско-процессуальное право и т. д.) исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующую юридическую практику. Это основной по объему блок юридических наук и учебных дисциплин. Изучение конкретных правовых норм, получение навыков их реализации – одна из важнейших составляющих юридического образования.

3. Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и т.д.) используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

4. Юридические науки, изучающие иностранное и международное право исследуют вопросы, связанные с правовым регулированием отношений, складывающихся в сфере международного (межгосударственного) общения. К данной группе юридических наук следует отнести международное публичное и международное частное право.

В процессе изучения предмета Правоведение используются общенаучные, частно-научные категории и специально-юридические понятия.

Под категорией понимают формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Категории формировались в процессе исторического развития познания, общественной практики, образуя систему отношения человека к миру. Категории были подвижными и гибкими, в них отражалось существенное типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений, когнитивный опыт человека. Таким образом, категория – это предельно широкое понятие.

Говоря о понятии, мы подразумеваем мысль о конкретной реальности мира, ее замещающий образ как совокупность общих признаков, свойств и отражений реальности.

Понятия несут в себе содержание и объем, они единичные, постоянные, обобщенные и однозначные.

Особая ценность категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое. Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя на универсальность, служат средством формирования картины мира в целом.

В классификации категорий различают три типа – общенаучные, частнонаучные и специально-юридические. В курсе Основы права используются следующие категории:

1) бщенаучные категории: форма, содержание, принципы, система и др.;

2) частнонаучные категории: общество, социальная власть, социальное регулирование, политическая система, собственность и др.;

3) специально-юридические понятия: право, государство, правовая система, механизм государства, норма права, правоотношение, правонарушение, законность, правопорядок и др.

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Что изучает юридическая наука?

2. Назовите виды юридических наук.

3. Что является предметом науки?

4. Назовите методы познания государства и права?

 

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011 – 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

 

Тема 1.2. Общая характеристика государства

 

Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Рассматривая социальную природу государства, необходимо указать, что сущность государства может быть определена как его социальное предназначение. Любое государство в своей деятельности стремится к установлению определенного государственного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права, ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимостью силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма и, прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.

Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремиться не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

Вместе с тем, наряду с решением сугубо классовых задач, государство выполняет общечеловеческую миссию, пренебрежение которой в итоге неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т.д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако, после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т.д.).

Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.

Можно выделить следующие признаки государства:

1) наличие публичной власти и отделение ее от общества, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

Власть – это отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные законами. Представители публичной власти вынуждаются применять насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку они обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения;

2)территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Выделяют фактическую и юрисдикционную территории. Фактическая территория - это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами. Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом);

3) суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве, а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:публичный характер государственной власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;высшая юридическая сила властных предписаний, изданных от имени государства - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения принятым самим государством; гарантированность и санкционированность государственных властных предписаний - только установленные от имени государства правила поведения, признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с суверенитетом государства в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты. Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии (народного суверенитета) предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма народного суверенитета означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы, затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение. Особое значение данный институт приобретает в полиэтнических государствах. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). При этом крайней формой национального суверенитета, является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация, предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом;

4) институт гражданства (подданства). Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровно-родственным либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории. Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина (подданного) государства, непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства. При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти;

5) наличие права, т.е. совокупности обязательных правил, регулирующих поведение членов общества.

Государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный публичной властью, которая обладает законным правом применения принуждения.

Государственная власть осуществляется самим государством непосредственно или делегирована, или санкционирована им. Государственная власть – разновидность социальной власти, властеотношений, выражающееся в возможности и способности подчинить своей воле волю и поведение других людей. Свойства: действует в условиях разделения функций, ролей, участников технологического процесса жизнедеятельности; объективность основания; структурированность реализации; приоритет воздействия над противодействием; реальность и потенциальность; непрерывность.

В литературе соотношение политической и государственной власти толкуется по-разному. Некоторые авторы настаивают на необходимости их разведения, считая, что категория «политическая власть» более обширна, чем понятие «государственная власть», поскольку включает в себя власть, осуществляемую не только государством, но и другими субъектами политики – партиями, общественными движениями, элитами и др.

В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.

Структуру государственной власти составляют: субъект (государство в лице его органов) и объект (подвластные, население государства).

Перечислим особые свойства государственной власти:

1) силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает;

2) государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;

3) государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны;

4) государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;

5) государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения –юридических норм.

Легитимность государственной власти - признание обществом законности, правомерности официальной власти. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Дайте определение государства.

2. Назовите признаки государства.

3. Охарактеризуйте суверенитет как признак государства

4. Каково понятие и структура государственной власти?

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011 – 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

 

Тема 1.3. Понятие права

 

Организация, упорядочение многообразия общественных отношений происходят посредством социальных норм, поскольку они имеют уникальный характер. Их уникальность заключается в том, что они включают в себя как нормы права, так и нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Социальные нормы возникли благодаря тому, что стало необходимым урегулировать поведение людей в государстве посредством каких-то правил; этими правилами стали социальные нормы.

Таким образом, социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей, их взаимоотношения, основывая свое воздействие на разной степени силы и характера принуждения. Социальные нормы подразделяются на следующие виды: нормы права; нормы морали (нравственности); нормы-обычаи; нормы общественных организаций; нормы-ритуалы; нормы-традиции.

Вопросы происхождения и сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли. Понятие права и сегодня является одной из основных категорий общей теории права. Известны различные доктрины права, среди которых — естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская и некоторые другие. Все они существенно отличаются друг от друга. Для одной из них право есть, прежде всего, природное, естественное явление (Цицерон, Локки). Для другой – право это выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта). В третьей, право рассматривается как защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой). Для четвертой право — императивное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла). В пятой право видится как внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзен). Для шестой право — это система правоотношений, поведение людей (Эрлих, Шершеневич).

В отечественной юридической литературе до недавнего времени считалось бесспорным, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса.

В юридической литературе выделяются следующие подходы к сущности права: классовый, в рамках которого право определяется как система правовых норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса, обеспечивающуюся принудительной силой государства; общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, разными социальными слоями населения.

В сугубо юридическом смысле под правом следует понимать систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

В соответствии с этим определением можно выделить следующие признаки права:

1) общеобязательная нормативность, утверждающая в обществе единые и постоянные правила поведения, имеющие всеобщее действие;

2) формальная определенность правовых норм, то есть их обозначенность в словесно-документальном виде и государственная обеспеченность. Она отграничивает право от других социальных норм (например, морали), не имеющих такой обеспеченности, и придает ему надежность авторитета государственной власти, способной к принуждению; системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;

3) регулятивность. Право обладает способностью властно упорядочивать поведение субъектов общественных отношений;

4) непосредственная связь с государством, поскольку нормы права принимаются уполномоченным органами государственной власти;

5) системность. Совокупность норм права представляет некую систему, состоящую из отраслей, институтов права.

Выделяют понятия субъективное и объективное право. Объективное право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство данного периода в данной стране, правовые обычаи и другие формальные источники права. Объективность этого права состоит в том, что оно не зависит от воли и сознания отдельного индивида. При этом любая норма-правило определяет два варианта поведения. Право в субъективном смысле – это возможность субъектов вести себя известным образом в рамках правовых установлений. Субъективное право определяется как мера возможного поведения субъекта, определяемая нормой объективного права. Субъективное право – это конкретные возможности, права, притязания субъекта, которые возникают на основаниях и в пределах законодательства, то есть в пределах объективного права. Субъективным это право называется потому, что оно связано с конкретным субъектом, оно принадлежит конкретному субъекту и зависит от воли и сознания этого субъекта.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

В литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.

1) В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

2) В зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права, выделяют общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную: регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги); охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

В литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.

1) В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

2) В зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права, выделяют общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Дайте определение права.

2. Назовите признаки права.

3. Назовите принципы права.

4. Дайте классификацию функций права.

 

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011 – 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

Тема 1.4. Система права

Система права — это внутреннее строение национального права, состоящее из единых по назначению и внутренне согласованных правовых норм, разделенных на отдельные части — отрасли и институты права. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.

В зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права, система права включает в себя различные части. Основной элемент системы права — отрасль права — совокупность юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и объединенных общим методом правового регулирования. Все отрасли права по своему характеру могут быть разделены на отрасли материального права (трудовое, гражданское, уголовное и т. д.) и отрасли процессуального права, содержащие правила применения государственными и иными органами и должностными лицами соответствующих материальных норм (гражданское процессуальное право, уголовно- процессуальное право и т. д.).

Отрасль права состоит из отдельных групп юридических норм более локального характера, какими выступают институты права. Правовой институт — это обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения определенного вида и являющихся составной частью отрасли права.

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасль права.

Правовая система России состоит из нескольких десятков отраслей, важнейшими из которых выступают: конституционное право; административное право; финансовое право; гражданское право; трудовое право; семейное право; гражданское процессуальное право; уголовн





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!