Кочевые этносы на юге России (печенеги, торки, берендеи).




Печенеги. Во второй половине IX в. в заволжских степях, прости­равшихся до Урала и Приаралья, сформировался союз тюркоязычных, угорских и сарматских кочевых племен, который возглавили выходцы из давно распавшегося азиатского политического объединения Кан-гюй. Новое образование стали называть печенегами (от предводителя Бече или в переводе «муж старшей сестры).

Во время войны печенегов с торками (были наняты хазарами, т.к. печенеги вторглись на их земли) печенеги устремились в междуречье Дона и Кубани и далее на запад, заполонив причерноморские степи от Днепра до Дуная. Первое упоминание об их пребывании в Северном Причерноморье относится к концу 9 в. По пути кочевники устошили территорию Хазарского каганата. На рубеже 1Х-Х вв. жерт­вами печенегов стали восточнославянские племенные союзы уличей, проживавших в излучине Днепра, и тиверцев, обосновавшихся в При­днестровье. Уличи отступили на северо-запад, в Поросье и Верхнее Побужье, а тиверцы ушли в Карпаты.

Территория «Пачинакии» делилась на 8 орд, которые включали в себя 40 племен. На западе она простиралась до левого берега Дуная. На востоке их соседями были мордва, Хазария и Узия. На юге кочевники приблизились к Херсонесу.

Их племена возглавляли военные предводители, подчинявшиеся вождям орд — «великим архон­там», последние правили пожизненно. В принятии внутренне политических и внешнеполитических задач участвовало народное собрание и совет старейшин.

Повесть вре­менных лет впервые упоминает о печенегах в 915 г. Тогда степняки, «заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю». Спустя пять лет, в 920 г., «Игорь же воевал против печенегов». В 944 г. кочевники согласились принять участие в походе русского войска на Византию, но не бескорыстно. Князь Игорь «нанял печенегов», которым, зная об их коварстве, не доверял, а потому держал при себе их заложников.

В середине X в. мирные отношения русов с кочевниками переме­жались внезапными рейдами последних на беззащитные поселения и торговые караваны союзников. Печенеги грабили оседлое население и уходили. Грабили купцов на Днепре (особенно у порогов).

В 965 г. печенеги, возможно, участвовали в походе князя Святосла­ва на Хазарию, а через три года, летом 968 г., едва не захватили Киев. Тогда князь Святослав успешно воевал в Болгарии, и степняки, вероятно, подкупленные византийцами, должны были разорить стольный город Руси, чтобы побудить восточных сла­вян уйти с берегов Дуная.

Оборону возглавляла престарелая княгиня Ольга с ма­лолетними внуками Ярополком, Олегом и Владимиром. Осажденные уже готовы были сдаться победителям, но местный отрок, знавший печенежский язык, вызвался привести на помощь славянс­ких воинов во главе с воеводой Претичем, собравшихся на левом берегу Днепра, но не решавшихся начать переправу. Печенеги приня­ли их за возвращавшееся из Болгарии войско князя Святослава и «бе­жали от города врассыпную».

После окончания балканской кампании осенью 971 г. войско Святослава возвращалось через враждебные сте­пи в Киев. Воины Святослава не смогли пробиться через плотный заслон кочевых орд и отступили в Белобережье (к Днепровско-Бугскому лиману). Здесь они провели голодную зиму. «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь пече­нежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него», полагая, что таким образом к побе­дителям перейдут сила и мужество доблестного русского полководца. Впоследствии эта окованная золотом чаша бережно хранилась в сокро­вищнице печенежских ханов.

В княжение Владимира Святославича и Ярослава Мудрого натиск степняков проис­ходил «беспрерывно», оборона рубежей «Русской Земли» требовала колоссальных людских и материальных ресурсов.

Причины усиления печенежской агрессии:

1 Гипотеза. военный пыл степ­няков разжигал Хорезм — мусульманское государство в Средней Азии. Печенеги в этот момент начинают принимать ислам.

2 Гипотеза. К концу Х в. печенеги завершили освоение причерноморских степей и испытывали потребность в расширении территории кочевий.

Великие киевские князья Владимир Святославич и Ярослав Муд­рый сделали все возможное для повышения боеготовности вооружен­ных сил. Именно в эти годы доминирующая роль в южнорусском войске перешла к коннице.

Кроме Белгорода в правление Владимира Святославича были пе­рестроены и укреплены детинцы Киева, Переяславля Южного, Вышгорода, Василева, Пироговское и Китаевское городища, поселения в Вите-Почтовой и Заречье.

Направление оборонительной политики Владимира Святос­лавича заключалось в укреплении границ «Русской земли». На правом берегу Днепра на расстоянии двух дней пути от Киева на юг и юго-за­пад были возведены мощные оборонительные сооружения, отожде­ствляемые с сохранившимися до наших дней Змеевыми валами. Стокилометровую насыпь увенчали высоким плотным час­токолом, вдоль нее устроили «завалы» из нарубленных деревьев и кус­тарника. По всей линии обороны на некотором расстоянии друг от дру­га построили сторожевые крепости, в которых несли службу периоди­чески менявшиеся заставы. Каждая крепость имела сигнальную баш­ню. С помощью дымового сигнала днем или светового ночью сторожевые заставы передавали весть о появле­нии в порубежной полосе кочевников. Внутри полукольца Змеевых валов подходы к Киеву прикрывали небольшие, но хорошо укрепленные города. Некоторые из них были основаны еще 1Х вв. и являлись племенными центрами восточных славян (Белгород, Китаевское городище и др.). Владимир стал ставить города по Десне, по Остру, по Трубежу, по Суле, по Стугне и заселяет их разными племенами (кривичи, вятичи, чудь и т.д.). В 991 г. был основан Белгород (рядом с Киевом), в 992 г. Переяславль на Трубеже: русские и печенежские войс­ка остановились, разделенные рекой Трубежем, и не решались вступать в сражение. Тогда хан вторгшейся на Русь кочевой орды «вызвал Вла­димира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть бо­рются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». Среди ратников его не оказалось, но к князю явился старый воин, сообщивший, что он, оста­вил дома младшего отпрыска — кожемяку, с детства отличавшегося силой и увлекавшегося борьбой. «И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги, и гнались за ними рус­ские, избивая их, и прогнали.

В начале XI в. печенеги приняли активное участие в междоусобной борьбе за Киев, развязанной сыновьями Владимира Святославича. Со­гласно Бруно Кверфуртскому, в 1008 г. «старейший» князь заключил мирный договор с кочевниками, отдав им в заложники своего сына, вероятно, Святополка, которому в степи удалось заручиться поддерж­кой номадов. Борис Владимирович узнал о смерти отца, отказался бороться за киев­ский стол и погиб от рук убийц, подосланных Святополком (или, как считают некоторые исследователи, Ярославом Владимировичем). После смерти Владимира Святого его «окаянный» сын вокняжился в Киеве, но власть нового «старейшего» правителя была непрочной. Его брат Ярослав Мудрый заявил о своих претензиях на «отчий» стол. «Услышав же, что Ярослав идет Святополк собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов, и вышел против него к Любечу». В 1019 г. «пришел Свя­тополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество вои­нов и вышел против него на Альту... К вечеру же одолел Ярос­лав, а Святополк бежал». За границей он не нашел пристанища и на дороге «межю Ляхы и Чехы» скончался.

В начале 30-х годов князь Ярослав «начал ста­вить города» в Поросье и заселять их пленными поляками. Тогда же была сооружена новая, 90-километровая линия Змеевых валов, про­тянувшаяся вдоль левого берега реки Роси. Территория Киевской земли расширилась к югу, ее охватывало уже двойное полукольцо гранди­озных защитных сооружений.

В 1036 г. печенеги снова двинулись на Русь. Воспользовавшись тем, что Ярослав Владимирович уехал в Новгород, бесчисленные орды степ­няков устремились к Киеву. Это был последний значительный поход печенегов на Русь. Пленных кочевников Ярослав Владимирович отправил в Поросье, где они вместе с другими «своими погаными» стали служить Руси, при­крывая ее земли от вторжений новых обитателей степи — половцев.

К концу XI в. на южной окраине Киевской земли сформировалась полиэтничная общность кочевых и переходивших к оседлости тюрко-язычных служебников «старейших» князей, известных под термином «черные клобуки».

Последний раз «свои» печенеги упоминаются в летописи под 1169 г., когда они вместе с прочими «черными клобуками» приносили присягу Мстиславу Изяславичу, в очередной раз вокняжившемуся в Киеве. Под давлением новых волн переселенцев они смешивались с торками и берендеями или уходили на запад, к границам Византии.

Итоги: Многолетняя военная угроза обус­ловила интеграцию восточнославянских племенных союзов вокруг Кие­ва. Возросло значение «старейшего» князя — верховного военачальника всех южнорусских ополчений.

Торки. На рубеже Х-Х1 вв., когда Русь вела ожесточенную борьбу с печенегами, в причерноморских степях появились новые переселен­цы — кочевые орды торков. Первичный район их обитания — Приаралье. Здесь в VIII — первой половине IX в. сложился союз тюркоязычных племен, которые в арабских источниках называются гузами, в византийских — узами, в древнерусских — торками. В конце IX в. гузы вместе вытеснили из заволжских степей печенегов и расселились на обширной территории, простиравшейся от Аральского до гра­ниц Хазарии и Волжской Болгарии.

По словам багдадского посла, гузы управлялись родовыми старейшинами, главный из кото­рых носил титул ябгу. Большим влиянием пользовались его замести­тель — козергин и начальник войска.

Во время миграций кочевники переправлялись через реки, сидя верхом на больших кожаных мешках. В мешок укладывали вещи пут­ников, а сами они, устроившись по 4-6 человек на этом оригинальном средстве передвижения, палками направляли его к другому берегу реки.

Своих покойников гузы хоронили в больших могилах, куда вмес­те с мертвецом помещали его имущество, прежде всего лук со стрела­ми и деревянную чашу с опьяняющим напитком — нибидом. Сверху могилу покрывали деревянным настилом, на котором устанавливали глиняную «юрту» и деревянные фигурки людей, символизировавшие всех когда-то убитых покойным воином врагов. В зависимости от дос­татка умершего на похоронах забивали от 1 до 200 лошадей, мясо кото­рых съедали, а шкуры с головами, ногами и хвостами растягивали на распорках, чтобы на этих чучелах покойник мог отправиться на тот свет.

В X в. мощная лавина гузских орд обрушилась на государства, пре­градившие ее движение на запад. Гузы неоднократно вторгались в Хазарию и Волжскую Болгарию и участвовали в походах русских князей на эти страны. После разгрома печенегов торки подошли в Поросье. Здесь им разрешили поселиться. Был основан город Торческ, который стал админ. и оборонительным центром Поросья.

Часть торков перешла на службу к русским князьям, последние ис­пользовали их в вотчинных хозяйствах на промысловых и домашних работах. Например, у муромского князя Глеба Владимировича был повар-огуз. Когда летом 1015г. Святополк Киевский приказал убить свое­го юного брата, «повар же Глеба, именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба как безвинного ягненка».

В начале XI в. кочевое население заволжских степей, в том числе и все гузские племена, охватило движение Сельджукидов. Воинственные тюркские правители, потомки легендарного Сельджука, сплотили многочисленные родственные племена степняков в мощный союз, ко­торый в 40-80-е годы XI в. завоевал значительную часть Средней Азии, Ирана, Курдистана, Азербайджана, весь Ирак, Малую Азию, Армению, Грузию и устремился в центр Византийской империи, на Константи­нополь.

В 1060 г. Рюриковичи предприняли грандиозный поход вглубь степей, направленный против торков. В этой операции участво­вали «бесчисленные» войска четырех князей: Изяслава Ярославича Киевского, Святослава Ярославича Черниговского, Всеволода Ярославича Переяславского и Всеслава Брячиславича Полоцкого. Кочевники уклонились от участия в сражении: «прослышав об этом, торки испугались и обра­тились в бегство». «Бежавшие» от русских и преследуемые половцами, торки откочевали к границам Византийской империи. После распада Др. Руси торки принимали участие в борьбе князей за влияние в разных вотчинах. До XIII в. Торческ входил в состав Киевской Руси.

Берендеи - тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов. Скорее всего это не самостоятельный этнос, а один из родов торков. В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовльским князем Василько Ростиславичем. Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси. Жили по обоим берегам Днепра, ниже Торческа (граница Киевской и Переяславской земли). В 1131 (1121 г. по данным Википедии) берендеи были выгнаны с территорий Русской земли Владимиром Мономахом (около 30 тыс.). В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём. В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого (1155 до 1157 года) во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев.

Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.). Название в летописях исчезает к XIII веку. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: