Краткая программа курса «Средневековое искусство Западной Европы»
Сентябрь-декабрь 2015 г. 3 семестр, 68 ч.
Преподаватель Т.А. Галеева
Раздел I. Раннесредневековое искусство Западной Европы.
Тема 1. Религиозно-эстетические основания, хронология и периодизация западноевропейского средневекового искусства.
Тема 2. Историография и методология изучения западноевропейского средневекового искусства.
Возникновение понятия «средние века» в Италии в XV—XVI столетиях. Джордже Вазари о готической, т.е. «варварской» архитектуре. Перелом в оценке искусства Средневековья в конце XVIII века: 1772 г. - статья И.В. Гёте «О немецком зодчестве». Романтический интерес к средневековью писателей Р. Шатобриана, В.Гюго. Попытка классификации готической архитектуры Т. Рикмана («Опыт разграничения стилей архитектуры в Англии от Завоевания до Реформации», 1817).
Начало изучения и реставрация памятников средневекового искусства со второй четверти XIX века. Археолог Александр Ленуар и Музей французских памятников в Париже. Комитет по историческим памятникам в Париже (1877). Деятельность Виолле-ле-Дюка по изучению и реставрации памятников средневекового зодчества, издание в 1854—1868 годах десятитомного «Толкового словаря французской архитектуры XI—XVI веков». Роль Проспера Мериме в изучении романской монументальной живописи (церкви Сен-Савен-сюр-Гартан). Достройка в Германии башен соборов в Кёльне и Ульме, рождение неоготического стиля.
Медиевизация искусствоведческой науки на рубеже XIX и XX столетий. Венская школа искусствознания (Алоиз Ригль, 1858-1905). Развитие ее методов в работах Макса Дворжака. Важнейшая роль в изучении средневекового искусства школы иконографии. Эмиль Маль (1862—1954, «Французское религиозное искусство XIII века», 1898), «Французское религиозное искусство конца Средневековья», 1908). Выявление типов изображения различных сюжетов в средневековом искусстве, а также вариантов этой иконографии в зависимости от времени и места создания произведений. Габриель Милле (1867—1953), Андре Грабар (1896—1990). Анри Фосийон (1881—1943) и его «Искусство романских скульпторов. Исследования по истории форм» (1931) и «Романские росписи французских церквей» (1938). Огромный фактический материал и блестящий стилистический анализ. Книга Жана Адемара «Античные влияния в средневековом искусстве Франции» (1939), в которой привлечено внимание к так называемым средневековым «ренессансам» — периодам подражания памятникам классической древности.
|
Западная медиевистика середины и второй половины XX века: многочисленные экспедиции археологов, обстоятельные обзоры средневекового искусства. Школа «Анналов»: Жак Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада» (1965). Эрвин Панофский и школа иконологии. Значение книги Панофского «Ренессанс и „ренессансы" в искусстве Запада».
Признание искусства Средневековья неотъемлемым звеном истории западноевропейской художественной культуры. Вопрос о его хронологических рубежах, связях с искусством предшествующей поры и значении для последующего развития европейского искусства.
Структурный анализ средневекового собора Х. Зедльмайера.
Тема 3. Искусство «темных веков» (Y-YIII вв., эпоха варварских королевств)
Отсутствие развитой письменной культуры, изобразительного искусства, каменной архитектуры у варварских народов, соединение разнородных этнических элементов в их культуре, разная мера их приобщения к античной культуре. Утрата городского характера цивилизации. Синтез средиземноморской, восточной и варварской культур. Бенедикт Нурсийский (ок. 480‑547) и первый монашеский орден. Монастырь в Монтекассино (523).
|
Упрощение строительной техники, конструкций и архитектурных форм (крипты в Жуарре, Гренобле и другие).
Тяготение к абстракции, декоративности и орнаментальности, редуцирование человеческой фигуры. Преобладание декоративно-прикладного искусства.
Рукописная книга, как один из наиболее важных видов изобразительного искусства эпохи. Тексты «Ветхого Завета»: Кведлинбургская Итала (рубеж IV–V веков, Рим). Венский Генезис. (VI век, Антиохия?, греч.). Пятикнижие Ашбернхема (конец VI – начала VII века, Северная Африка или Италия, латинский текст Пятикнижия, Вульгата). Списки «Нового Завета»: Евангелие Россано (VI век, греч.), Синопский кодекс (VI век, греч.). Евангелие Раббулы (сирийский текст, 586).
Искусство меровингов. Ранняя христианизация Галлии. Подъем королевства франков при Хлодвиге (481‑511, крещение – 496). Св. Григорий Турский (ок. 538-594) и его «История франков». Деятельность ирландских миссионеров (св. Колумбана, св. Галла), основание ими монастырей со скрипториями.
Постройки IV-V вв.: б азилика Сен Мартен в Туре (ок. 470), б аптистерий Сен Жан в Пуатье ( IV в. -X вв.), б аптистерий во Фрежюсе (оба – V в.), к рипты в Жуарре и Гренобле.
Деятельность монастырских скрипториев Люксей, Корби, Флери и др. Иконографические и стилистические особенности иллюминированных рокописей, система их декора, соотношение изображения и текста. Рукописи: «Гелазианский Сакраментарий» ( ок. 750, Ватикан, Апостолическая библиотека), Геллонский Сакраментарий (790-795, Париж, Национальная библиотека).
|
Искусство лангобардов. Роль традиций античной культуры. Церковь Санта Мария ин Валле в Чивидале (так называемый “Лангобардский храмик”, конец VIII века) и его скульптурный декор (рельеф «Разумные и неразумные девы»). Рельефы алтаря герцога Ратхиса из церкви Сан Мартино в Чивидале (731-734), «Плита Зигуальда» для баптистерия в Чивидале (762-776) – соединение христианских знаков-символов с символическими элементами восточного происхождения.
Искусство вестготготов. Особенности архитектурных сооружений (применение подковообразных арок и прямоугольных апсид). Памятники до арабского завоевания: церковь Сан Педро де ла Наве (680-711?, сводчатое перекрытие пресбитерия, орнаментальные композиции и ветхозаветные сцены на капителях колонн). Памятники после арабского завоевания: Санта Мария де Наранко ( цилиндрический свод на подпружных арках в центральном нефе).
Англосаксонское и ирландское искусство. Особое место искусства Британских островов и его специфика: переработка и включение кельтских элементов, отсутствие позднеантичной традиции. Раннее начало христианизации. Деятельность св. Патрика в Ирландии (432-ок.460). Миссионерская экспансия кельтской церкви. Деятельность св. Колумбана (521 - 597), основание монастырей на континенте: Боббио, Сен–Галлен, Люксей и др. Деятельность Августина Кентерберийского в Британии. Монастырь на острове Линдисфарн (635) - один из крупнейших центров развития миниатюры.
Иллюминация рукописей - ведущий вид искусства на Британских островах. Источники орнаментального стиля: англосаксонский и кельтский художественный металл, кельтские каменные памятники. Влияние иконографии ирландских каменных крестов. Типы декора ирландских и англосаксонских рукописей: инициалы в полную страницу, ковровые страницы, страницы с символами евангелистов, орнаментация (спирали, трубчатые мотивы, плетенки, зооморфные мотивы). Памятники периода расцвета (вторая половина VII века ‑ начало IX века): Книга из Дурроу (ок. 680, Дублин, Тринити-колледж); Эхтернахское Евангелие ( ок. 690, Париж, Национальная библиотека); Евангелие из Линдисфарна (до 698, Лондон, Британский музей); Евангелие из Личфилда ( нач. VIII в., Личфилд, сокровищница собора); Книга из Келлса ( 800 – 810, Дублин, Тринити-колледж); Кодекс Амиатинус (Нортумбрия, до 716 г.). Другие виды искусства:изделия из металла, скульптура, декоративно-прикладное. Клад из Саттон-Ху (около 625 – 635).