· Первый концерт Es-dur (1849, переработка – 1853, 1856)
· Второй концерт A-dur (1839, переработка – 1849, 1853, 1857, 1861)
· «Пляска смерти» (1849, переработка – 1853, 1859)
Симфонические произведения (для оркестра)
Симфонические поэмы
· «Что слышно на горе» (1847-1856)
· «Тассо. Жалоба и триумф» (1849, переработка – 1850-1854)
· «Прелюды» (1848, переработка – 1850-1854)
· «Орфей» (1854)
· «Прометей» (1850, переработка – 1855)
· «Мазепа» (1851)
· «Праздничные звоны» (1858)
· «Плач о героях» (1850-1854)
· «Венгрия» (1854)
· «Гамлет» (1858)
· «Битва гуннов» (1857)
· «Идеалы» (1857)
· «От колыбели до могилы» (1881-1882)
Симфонии
· «Фауст» (1854-1857)
· «Данте» (1855-1856)
Оратории и мессы
· «Легенда о святой Елизавете» (1857-1862)
· «Христос» (1862-1866)
· Гранская месса (1855)
· Венгерская коронационная месса (1866-1867)
Песни и романсы (около 90)
Литературные сочинения
· «Письма бакалавра музыки» (1837-1839)
· «Паганини. По поводу его смерти» (1840)
· «Шопен» (1851, новая редакция – 1879)
· «Тангейзер» (1849)
· «Лоэнгрин» (1850)
· «Летучий голландец» (1854)
· «Об «Орфее» Глюка» (1854)
· «О «Фиделио» Бетховена» (1854)
· «Об «Эврианте» Вебера» (1854)
· «Золото Рейна» (1855)
· «Берлиоз и его симфония «Гарольд» (1855)
· «Роберт Шуман» (1855)
· «Клара Шуман» (1855)
· «Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
· «Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
· «Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
· «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция – 1881)
Постановки на музыку Листа
· «Венгерская рапсодия» № 2 (1847) — постановка 1900 года Льва Иванова
· «Маргарита и Арман» — балет Фредерика Эштона на музыку Ференца Листа был поставлен в 1963 году для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. (В настоящее время в роли Маргариты Сильви Гиллем).
· В 1958 году для Ленинградского хореографического училища Касьян Голейзовский сочинил балет «Листиана», состоящий из произведений Ференца Листа: «Забытый вальс», «Утешение», «Вальс-импровизация», «Листок из альбома» «Мыслитель», «Забытый романс», «Порыв» и «Кампанелла»
· В 1974 году балет «Отелло» на музыку Ф. Листа поставил хореограф Питер Даррелл.
На экране
· «Венгерская рапсодия» № 2 звучала в оскароносной серии The Cat Concerto (1946) мультсериала «Том и Джерри».
· «Венгерская рапсодия» № 2 звучала в оскароносной серии Rabbit rhapsody (1946 год) мультсериала «Bugs Bunny».
· «Венгерская рапсодия» № 2 звучала в фильме «Весёлые ребята» (сцены в мюзик-холле).
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Ф. ЛИСТА
Ференц (Франц) Лист (22.10.1811 – 31.07.1886) – венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепиано в детстве учился у отца – музыканта-любителя, концертировал с 9 лет.
Лист совершенствовался у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо, или Замок любви» (жанр, в котором Лист ничего законченного больше не создал), написаны первые фортепьянные сочинения – 12 этюдов и др.
Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д'Агу (она печаталась под псевдонимом Даниель Стерн).
Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий он написал «Революционную симфонию» (не окончена). В 1838-1847, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, Лист прославился как непревзойденный пианист. Он придал оркестровое звучание фортепиано, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепиано из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно – «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Л. ван Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838) и др.
Во время гастролей в России (1842, 1843 и 1847) Лист встречался с М. И. Глинкой и В. Ф. Одоевским. Он проникся любовью к русской музыке и сделал транскрипции «Соловья» А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки.
В конце 1830-х гг. Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно, в т. ч. «Альбом путешественника», 12 больших этюдов, «Три сонета Петрарки» и «Пляску смерти».
Велики достижения Листа и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым – Веймарским периодом его творчества (1848-1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, композитор создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: «Фауст-симфонию» (1854-1857), симфонию к «Божественной комедии» Данте (1855-1856), 12 симфонических поэм, в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте – 1849-1854), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину – 1848-1854).
Лист создал новый музыкальный жанр – программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Лист стремился создавать музыку более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната h-moll (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год – 1836-1854, 2-й год – 1838-1860, 3-й год – 1867-1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, а также «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852).
В 1840-60-е гг. Лист создал 2 концерта (1849-1856, 1839-1861) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепиано с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. В Веймаре вокруг Листа объединились видные музыканты, образовавшие Веймарскую школу. Лист реализовал свои демократические идеи и как дирижёр-пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера).
Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Лист в 1865 году принял сан аббата. В 1860-1880 он создал ряд церковных сочинений – органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы» и знаменитые «Три забытых вальса». Одновременно он продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (она носит имя Листа), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран. Также у него были тесные связи с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.
Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Листа имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь венгерской.
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО
«Годы странствий» - это цикл фортепианных пьес, созданных композитором под впечатлением его многочисленных путешествий. Существует 3 тетради.
Первый год странствий Швейцария:
- «Часовая Вильгельма Телля».
- «На Валленштадском озере».
- «Пастораль».
- «У родника».
- «Гроза».
- «Домена Обермана».
- «Эклога».
- «Тоска по Родине».
- «Женевские колокола» (ноктюрн).
Италия (второй год странствий):
- «Обручение».
- «Мыслитель».
- «Канцонетта Сальватора Розы».
- «Сонет Петрарки» № 47.
- «Сонет Петрарки» № 104.
- «Сонет Петрарки» № 123.
- «После чтения Данте» (соната-фаниазия).
Третий год странствий (без названия)…
- «Ангелюс».
- «У кипарисов виллы д Эсте Тренодия».
- «У кипарисов виллы д Эсте».
- «Фонтаны виллы д Эсте».
- «Sunt lacrymae rerum».
- «Похоронный марш».
- «Sursum corda».
· «Венгерские рапсодии». Их 19 штук. При создании этих сочинений ярко проявилось национальное самосознание композитора. В основе пьес – венгерский городской фольклор – венбуркош. Композитор не только заимствует венгерские и цыганские народные песни и пляски, но обрабатывает их. Типичный прием – варьирование, возможны эпизоды, представляющие собой фантазии на народные темы.
· Транскрипции и парафразы – фортепианные переработки симфонических и оперных сочинений других композиторов и своих собственных. Иногда это были фортепианное переложение, близкое к источнику.
· Этюды высшего исполнительского мастерства.
· Концерты для фортепиано с оркестром.
· Фортепианные миниатюры.
Литература
· Лист Ф. «Письмо о дирижировании»
· Christern, «F. Liszt nach seinem Leben und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt» (Лпц.)
· Schuberth, «Franz Liszt’s Biographie» (Лпц., 1871); Heymann, «L’abbé Liszt» (П., 1871)
· П. А. Трифонов, «Франц Лист» (СПб., 1887)
· Janka Wohl, «François Liszt», в «Revue internationale» (1886), L. Ramann, «Franz Liszt, als Künstler und Mensch» (Лпц., 1880)
· К. Pohl, «Franz Liszt. Studien und Erinnerungen» (Лпц.).
· Гаал Д. Ш. Лист. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 319 с. — (ЖЗЛ; Вып. 572). — 100 000 экз.
· Гут, Серж: «Франц Лист» (Париж, 1989)
· Гут, Серж: «Франц Лист» (Зинциг, 2009)
· Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. — Харьков: РА — Каравелла, 2002. — 336 с.
· Demko Miroslav: Franz Liszt compositeur Slovaque, L´Age d´Homme, Suisse, 2003.