Произведения для фортепиано с оркестром




· Первый концерт Es-dur (1849, переработка – 1853, 1856)

· Второй концерт A-dur (1839, переработка – 1849, 1853, 1857, 1861)

· «Пляска смерти» (1849, переработка – 1853, 1859)

Симфонические произведения (для оркестра)

Симфонические поэмы

· «Что слышно на горе» (1847-1856)

· «Тассо. Жалоба и триумф» (1849, переработка – 1850-1854)

· «Прелюды» (1848, переработка – 1850-1854)

· «Орфей» (1854)

· «Прометей» (1850, переработка – 1855)

· «Мазепа» (1851)

· «Праздничные звоны» (1858)

· «Плач о героях» (1850-1854)

· «Венгрия» (1854)

· «Гамлет» (1858)

· «Битва гуннов» (1857)

· «Идеалы» (1857)

· «От колыбели до могилы» (1881-1882)

Симфонии

· «Фауст» (1854-1857)

· «Данте» (1855-1856)

Оратории и мессы

· «Легенда о святой Елизавете» (1857-1862)

· «Христос» (1862-1866)

· Гранская месса (1855)

· Венгерская коронационная месса (1866-1867)

Песни и романсы (около 90)

Литературные сочинения

· «Письма бакалавра музыки» (1837-1839)

· «Паганини. По поводу его смерти» (1840)

· «Шопен» (1851, новая редакция – 1879)

· «Тангейзер» (1849)

· «Лоэнгрин» (1850)

· «Летучий голландец» (1854)

· «Об «Орфее» Глюка» (1854)

· «О «Фиделио» Бетховена» (1854)

· «Об «Эврианте» Вебера» (1854)

· «Золото Рейна» (1855)

· «Берлиоз и его симфония «Гарольд» (1855)

· «Роберт Шуман» (1855)

· «Клара Шуман» (1855)

· «Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)

· «Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)

· «Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)

· «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция – 1881)

Постановки на музыку Листа

· «Венгерская рапсодия» № 2 (1847) — постановка 1900 года Льва Иванова

· «Маргарита и Арман» — балет Фредерика Эштона на музыку Ференца Листа был поставлен в 1963 году для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. (В настоящее время в роли Маргариты Сильви Гиллем).

· В 1958 году для Ленинградского хореографического училища Касьян Голейзовский сочинил балет «Листиана», состоящий из произведений Ференца Листа: «Забытый вальс», «Утешение», «Вальс-импровизация», «Листок из альбома» «Мыслитель», «Забытый романс», «Порыв» и «Кампанелла»

· В 1974 году балет «Отелло» на музыку Ф. Листа поставил хореограф Питер Даррелл.

На экране

· «Венгерская рапсодия» № 2 звучала в оскароносной серии The Cat Concerto (1946) мультсериала «Том и Джерри».

· «Венгерская рапсодия» № 2 звучала в оскароносной серии Rabbit rhapsody (1946 год) мультсериала «Bugs Bunny».

· «Венгерская рапсодия» № 2 звучала в фильме «Весёлые ребята» (сцены в мюзик-холле).

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Ф. ЛИСТА

Ференц (Франц) Лист (22.10.1811 – 31.07.1886) – венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепиано в детстве учился у отца – музыканта-любителя, концертировал с 9 лет.

Лист совершенствовался у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо, или Замок любви» (жанр, в котором Лист ничего законченного больше не создал), написаны первые фортепьянные сочинения – 12 этюдов и др.

Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д'Агу (она печаталась под псевдонимом Даниель Стерн).

Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий он написал «Революционную симфонию» (не окончена). В 1838-1847, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, Лист прославился как непревзойденный пианист. Он придал оркестровое звучание фортепиано, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепиано из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно – «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Л. ван Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838) и др.

Во время гастролей в России (1842, 1843 и 1847) Лист встречался с М. И. Глинкой и В. Ф. Одоевским. Он проникся любовью к русской музыке и сделал транскрипции «Соловья» А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки.

В конце 1830-х гг. Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно, в т. ч. «Альбом путешественника», 12 больших этюдов, «Три сонета Петрарки» и «Пляску смерти».

Велики достижения Листа и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым – Веймарским периодом его творчества (1848-1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, композитор создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: «Фауст-симфонию» (1854-1857), симфонию к «Божественной комедии» Данте (1855-1856), 12 симфонических поэм, в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте – 1849-1854), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину – 1848-1854).

Лист создал новый музыкальный жанр – программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Лист стремился создавать музыку более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната h-moll (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год – 1836-1854, 2-й год – 1838-1860, 3-й год – 1867-1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, а также «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852).

В 1840-60-е гг. Лист создал 2 концерта (1849-1856, 1839-1861) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепиано с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. В Веймаре вокруг Листа объединились видные музыканты, образовавшие Веймарскую школу. Лист реализовал свои демократические идеи и как дирижёр-пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера).

Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Лист в 1865 году принял сан аббата. В 1860-1880 он создал ряд церковных сочинений – органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы» и знаменитые «Три забытых вальса». Одновременно он продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (она носит имя Листа), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран. Также у него были тесные связи с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.

Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Листа имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь венгерской.

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Годы странствий» - это цикл фортепианных пьес, созданных композитором под впечатлением его многочисленных путешествий. Существует 3 тетради.


Первый год странствий Швейцария:

  1. «Часовая Вильгельма Телля».
  2. «На Валленштадском озере».
  3. «Пастораль».
  4. «У родника».
  5. «Гроза».
  6. «Домена Обермана».
  7. «Эклога».
  8. «Тоска по Родине».
  9. «Женевские колокола» (ноктюрн).

Италия (второй год странствий):

  1. «Обручение».
  2. «Мыслитель».
  3. «Канцонетта Сальватора Розы».
  4. «Сонет Петрарки» № 47.
  5. «Сонет Петрарки» № 104.
  6. «Сонет Петрарки» № 123.
  7. «После чтения Данте» (соната-фаниазия).

Третий год странствий (без названия)…

  1. «Ангелюс».
  2. «У кипарисов виллы д Эсте Тренодия».
  3. «У кипарисов виллы д Эсте».
  4. «Фонтаны виллы д Эсте».
  5. «Sunt lacrymae rerum».
  6. «Похоронный марш».
  7. «Sursum corda».

· «Венгерские рапсодии». Их 19 штук. При создании этих сочинений ярко проявилось национальное самосознание композитора. В основе пьес – венгерский городской фольклор – венбуркош. Композитор не только заимствует венгерские и цыганские народные песни и пляски, но обрабатывает их. Типичный прием – варьирование, возможны эпизоды, представляющие собой фантазии на народные темы.

· Транскрипции и парафразы – фортепианные переработки симфонических и оперных сочинений других композиторов и своих собственных. Иногда это были фортепианное переложение, близкое к источнику.

· Этюды высшего исполнительского мастерства.

· Концерты для фортепиано с оркестром.

· Фортепианные миниатюры.

Литература

· Лист Ф. «Письмо о дирижировании»

· Christern, «F. Liszt nach seinem Leben und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt» (Лпц.)

· Schuberth, «Franz Liszt’s Biographie» (Лпц., 1871); Heymann, «L’abbé Liszt» (П., 1871)

· П. А. Трифонов, «Франц Лист» (СПб., 1887)

· Janka Wohl, «François Liszt», в «Revue internationale» (1886), L. Ramann, «Franz Liszt, als Künstler und Mensch» (Лпц., 1880)

· К. Pohl, «Franz Liszt. Studien und Erinnerungen» (Лпц.).

· Гаал Д. Ш. Лист. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 319 с. — (ЖЗЛ; Вып. 572). — 100 000 экз.

· Гут, Серж: «Франц Лист» (Париж, 1989)

· Гут, Серж: «Франц Лист» (Зинциг, 2009)

· Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. — Харьков: РА — Каравелла, 2002. — 336 с.

· Demko Miroslav: Franz Liszt compositeur Slovaque, L´Age d´Homme, Suisse, 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: