Международное законодательство в области социально-правовой защиты детства




 

Впервые дети как объект особой защиты на международном уровне выделены в Женевской декларации прав ребенка, принятой Лигой Наций в 1924 году. Она состоит из 5 основных принципов, направленных на охрану здоровья и улучшение благосостояния детей:

1) Ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

2) Голодный ребёнок должен быть накормлен; больному ребёнку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребёнок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребёнок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

3) Ребёнок должен получать помощь в тяжёлое время испытаний в первую очередь.

4) Ребёнок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

5) Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.

Необходимость обеспечения защиты прав детей законодательно подчеркивается также во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году; в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), где особо отмечается право ребенка и его семьи на защиту со стороны общества и государства (ст. 23 и 24), а также право ребенка на имя и приобретение гражданства; в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в котором в более широком плане рассматривается забота о «несамостоятельных детях и их воспитании» (ст. 10) и соответственно уделяется внимание мерам, направленным на здоровое развитие детей.

Однако в этих документах проблема прав ребенка и их защиты рассматривается фрагментарно – в центре внимания этих международных стандартов находятся права человека, в том числе и ребенка. Основными международными нормативными документами, посвященными исключительно защите прав несовершеннолетних детей, являются:

- «Декларация прав ребенка» (1959),

- «Конвенция о правах ребенка» (1989),

- «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990);

- «Декларация и План действий – «Мир, пригодный для жизни детей» (2002).

 

Задания:

1 Ознакомьтесь с Декларацией прав ребенка. Дайте краткую характеристику 10 принципам Декларации, дополнив следующие утверждения.

Основное содержание Декларации прав ребенка
Принцип 1 признание прав всех детей …
Принцип 2 наилучшее обеспечение интересов ребенка, предоставление ему возможностей и благоприятных условий для …
Принцип 3 право на … с момента рождения
Принцип 4 право пользоваться благами социального обеспечения: …
Принцип 5 обеспечение специального режима, образования и заботы …
Принцип 6 · право ребенка на … в атмосфере …; · обязанность общества и органов публичной власти осуществлять заботу о …; · предоставление многодетным семьям …
Принцип 7 · право на … с целью …; · ответственность родителей за …; · обеспечение ребенку обществом и органами публичной власти возможности … в … целях
Принцип 8 право на первоочередное получение …
Принцип 9 · защита ребенка от …; · запрещение и ограничение форм детского труда и занятий …
Принцип 10 · защита ребенка от …; · воспитание в духе …

 

2 Внимательно изучите текст Конвенции о правах ребенка. Заполните карту-путеводитель по Конвенции о правах ребенка, выстроенную в соответствии с Руководством по форме и содержанию периодических докладов, которые представляются государствами-участниками в Комитет ООН по правам ребенка.

 

Основное содержание Конвенции о правах ребенка
1. Общие меры по осуществлению Конвенции (меры, принимаемые для приведения национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции; механизмы для координации политики в отношении детей)
статья 4 государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества
статья 42  
статья 44 государства-участники должны обеспечить гласность, широкое участие правительственных и неправительственных организаций, общественности, СМИ в подготовке и распространении содержания доклада и замечаний к нему
2. Определение ребенка
статья  
3. Общие принципы
статья недискриминация
статья наилучшее обеспечение интересов ребенка
статья право на жизнь, выживание и развитие
статья уважение взглядов ребенка
4. Гражданские права и свободы
статья 7  
статья 8  
статья 13  
статья 14  
статья 15  
статья 16  
статья 17  
статья 37а  
5. Семейное окружение и альтернативный уход
статья право родителей руководить ребенком
статья ответственность родителей
статья 9  
статья 10  
статья незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы
статья 19  
статья 20  
статья усыновление
статья 25  
статья 27 п.4  
статья 39  
6. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние
статья 6 п.2  
статья 23  
статья 24  
статьи 23, 18 п. 3 социальное обеспечение, службы и учреждения по уходу за ребенком
статья 27 п. 1-3  
7. Образование, отдых и культурная деятельность
статья образование, включая профессиональную подготовку и оказание консультативных услуг
статья цели образования: а. б. в. г. д.
статья 31  
8. Особые меры защиты
статьи дети, находящиеся в чрезвычайных ситуациях: - дети-беженцы, - дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами
статьи дети, нарушающие закон: - отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, - дети, лишенные свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения под стражу
статья осуждение несовершеннолетних, в частности запрещение смертной казни и пожизненного заключения
статья 39  
статья 32  
статья 33  
статья 34  
статья 35  
статья 36  
статья 30  

 

3 Объясните, в чем состоит принципиальное отличие Конвенции о правах ребенка от Декларации прав ребенка. При ответе опирайтесь на значения понятий «декларация» и «конвенция», представленных в толковом и этимологическом словарях русского языка:

Ø Декларация (с лат. «провозглашение», «заявление») – официальное заявление, в котором провозглашаются основные принципы, программные положения, рекомендации в той или иной сфере деятельности.

Ø Конвенция (с лат. «соглашение») – международный договор, обычно многосторонний, по какому-либо специальному вопросу, устанавливающий взаимные права и обязанности договаривающихся сторон.

 

4 Внимательно изучите Декларацию «Мир, пригодный для жизни детей». Охарактеризуйте этот документ, ответив на следующие вопросы:

а. Чем вызвана необходимость принятия данной декларации? Укажите конкретные причины, обозначенные в тексте документа.

б. План действий «Мир, пригодный для жизни детей» является откликом на Декларацию. Какую? Обоснуйте свой ответ.

в. Какие основные принципы развития системы защиты прав детей во всем мире заявлены в декларации?

г. Какие приоритетные области действий по созданию мира, пригодного для жизни детей, обозначены в декларации? Приведите конкретные примеры стратегий и мер их осуществления.

 

Литература:

1 Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml.

2 Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml.

3 Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: