Третья Республика во Франции (1871-1840 гг.)




1. Образование Третьей республики. После окончания войны с Пруссией и поражения Парижской коммуны 1871 г. основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяли в свои руки, пришедшая к власти монархическая реакция.. Национальное собрании Франции, где большинство принадлежало монархистам, не было единодушия,часть из которых добивались реставрации власти королей из династии Бурбонов (легитимисты), другие выступали за восстановление на престоле наследников Лун Филла (орлеанисты), третьи действовали в интересах родственников Наполеона, присвоило себе учредительные функции. Учредительное собрание должно было разработать и принять текст новой конституции. Однако, спор о форме правления затянулся до 1875 года. К этому времени во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политики Второй империи во главе с Наполеоном III развеяли монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие в большинстве своем придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании от идеи восстановления монархии.Фактически в этот период Франция представляла собой «Республику без республиканцев». Первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873г. Патрис Марк - Матон, были убежденными монархистами. в 1887г. президент Мак-Магон, не считался с изменившейся расстановкой политических сил, предпринял неудачную попытку государственного переворота. Она закончилась поражением и окончательным падением престола монархии. Решение о том что Франция будет республикой, было принято 30 января 1875гв собрании большинством всего в один голос.

 

 

2. Конституционные законы 1875г. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 года не представляла собой единого документа, а состояла из Трех законов: «Об организации сената» 24.02. 1875г.; «Об организации государственных властей» 25.02.1875г.; «Об отношениях между государственными властями» 16.07. 1875г.

Эти законы насчитывали всего 34 статьи и по этому многие вопросы конституционного устройства республики оставались не разработанными и решались с помощью текущего законодательства.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти. В целом эти три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим законодательным органном и парламентским правительством.

По конституционным законом главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством, голосов Сената и Палаты депутатов объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено законодательной инициативы,опубликование законо,наблюдение за их исполнением.Президент мог отсрочить заседание палат, Потребовать повторного обсуждения законо проекта уже согласованного палатами, т. к обладал правом обратиться с мотивированным посланием к парламенту о новом обсуждении закона. С согласия Сената он распускал палату депутатов истечения законного срока её полномочий. С согласия Сената мог назначить новые выборы, экстренного созыва палаты. Президент не мог выступать в палатах, а держать связь с ними мог через министров или по средствам послания. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначать на все высшие военные и гражданские должности, имел право помилования. Президент не нес политической ответственности за свои действия.

 

Законодательная власть осуществлялась двухпалатным парламентом - Национальным собранием. Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием, а Сенат, состоял из 75 пожизненных сенаторов (до 1884г.) и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. они состояли зи депутатов, генеральных советников, советников округов, делегатов, избранных муниципальным советом. Выборы происходили по мажоритарной системе голосования в 2 тура. В выборах участвовали все мужчины в возрасте от21 года,проживающих в округе не мение 6 месяцев. Сенатором мог быть Француз не моложе 40 лет. В первом туре избранным считался кандидат,набравший более 50% голосов избирателей в округе. Если не один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. В этом случае избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. В 1984г. институт пожизненных сенаторов был ликвидирован, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни.Сенат также как и палата депутатов обладал правами законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Обе палаты в совокупности составляли парламент. Компетенцией палат являлась: законодательная инициатива; решение вопросов войны и мира; принятие законов; запросы министрам; контроль над правительством;парламентские расследования; палата депутатов первоначально принимала финансовые законы; Сенат мог преобразовываться в Верховный суд над президентом, министрами, разбирать дела о посягательствах на безопасность государства.

Заседания палат происходило одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общие заседания Национального собрания они созывались в случае избрания президента или пересмотрение конституции.

Конституционные законы 1875г.предусматривали создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был. Совет министров назначал председателя из числа лиц,пользующихся поддержкой депутатов, имел право контрассигнации актов президента. Министры несли солидарную и индивидуальную ответственности перед Национальным Собранием.В случае вотума недоверия оно должно было немедленно уйти в отставку. В период Третьей республики часто происходили правительственные кризисы.Только в период с 1878 по 1898гг. во Франции сменилось 25, а за 1090- 1914 гг. 11 правительств. Отдельные кабинеты существовали по несколько дней.

Президент не являлся главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров. Если пост президента республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствие с конституционными законами 1875г. претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативны и либерально-демократических сил. Так, в 1884г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;представители династий, правящих во Франции лишались права избираться на пост президента;был изменен порядок комплектования сената; гимн «Марсельеза» снова стал государственным гимном, а 14 июня национальным праздником.

Эволюция государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х годов президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.) Инициатива формирования правительства перешла к парламенту.

Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безинициативные и мало влиятельные политические деятели.

Эволюция Третьей Республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ожесточения внутри парламентской борьбы внутренний регламент Палаты депутатов всё более ограничивал свободу прений- председатель по своему усмотрению определил повестку дня, прерывал заседания и т.д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

 

Большую роль в системе органов Третьей республики играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным делам. Совет осуществлял важные функции административной юстиции - рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов (советов префектур в департаментах)

Прошли изменения в местном управлении. Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный ему. Выборные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопросами местного назначения (строительство школ, дорог и т.д.) фактически находились в зависимости от префекта; а через него - и от центральной власти. Генеральные советы не имели собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помощью к префекту.

Аналогичные отношения складывались между окружными советами и подчиненные префекту представителями центральной власти в округах - супрефектами в которых вообще не было органов местного само управления, а централизованную администрацию представляли специализированные службы (сборщики налогов, мировой судья, нотариусы и т.д)

Низшей единицей местного управления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные совете получили право избирать своего главу - мэра, который являлся одновременно представителем правительства и главой исполнительной власти. Центральная администрация часто на пользовалась правом отстранения мэра от должности и роспуска муниципальных советов.

Особая система муниципального управления была установлена для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров - Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Париже была сосредоточена а руках префекта полиции и префекта департамента Сены. Префект полиции не только отвечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.

 

В 70-х годах была проведена реформа управления в Алжире, который по французскому образцу был поделен (за исключением районов, где сохранялся военный режим) на департаменты и округа, возглавляемые префектами и супрефектами. Общее руководство администрацией в Алжире осуществлял генерал-губернатор, подчинявшийся министерству внутренних дел. Верхушка арабского населения допускались в высший правительственный совет и финансовые делегации, принимавшие участия в разработке бюджета для Алжира. К 90-м годам XIXв. Алжир был ассимилирован Францией. Три его провинции (Оран, Алжир и Константина) получили статус департамента Франции, и Алжир стали называть заморским департаментом.

В остальных колониях Франции (аннексированных странах, или новых колониях) система управления была лишена даже внешнего демократизма и всяких форм представительства. Колонии управлялись губернаторами, сосредоточившими в своих руках военную и гражданскую власть. В ряде случаем несколько колоний объединялись в генерал-губернаторов. Так, губернатор Сенегала считался генерал-губернатором Западной Африки.

Новые колонии распадались на более мелкие административные единицы - округи, во главе которых стояли чиновники из метрополии.

Широкое распространение во французской колониальной империи в конце XIX - начале XX в. получили протектораты (Марокко, Тунис и др.) Сохранение в протекторатах феодальной или племенной системы управления (во главе с султанами, беями) позволяло колонизаторам привлечь на свою сторону местную правящую верхушку и использовать её влияние для укрепления своего господства

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: