ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЭПОСА «КАЛЕВАЛА»




Карело-финский эпос - «Калевала»

Реферат

 

 

Студентка кафедры туризма

4 курса очной формы обучения

группы 01401

Буравцова Александра Юрьевна

 

Преподаватель:

Хуусконен Н.М

_____________________ оценка

____________________ подпись

«____» ______________201__

 

 

Петрозаводск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...........................................................................................................................3

Глава 1. Из истории создания «Калевалы»...................................................................4

Глава 2. Герои «Калевалы».............................................................................................8

Глава 3. Памятники рунопевцам..................................................................................10

3.1 «Камень Ваассилы».....................................................................................10

3.2 Сосна Леннрота...........................................................................................10

3.3Калевальский музей рунопевцев.................................................................11

Заключение.....................................................................................................................13

Список используемой литературы...............................................................................15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Калевала (карельск. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен).

В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот.[1] Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен послужили Леннроту отдельные народные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов финских крестьян самим Леннротом и предшествовавшими ему собирателями.[2]

«Калевала» не имеет аналогов среди национальных эпосов в мировой литературе.В ней нашли отражение практически все эпические сюжеты карело-финского фольклора, она вместила в себя разные жанры и многое другое.Тем самым "Калевала" стала для нас поэтической энциклопедией народной жизни, обобщенной картиной древнего мира..."[3]

Предметом исследований является карело-финский эпос «Калевала». Объектом - культурное наследие Карелии. Цель - обобщение теоретического материала. Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

1) изучение материала, посвященному истории создания «Калевалы»;

2) анализ значения эпоса для народов Карелии и Финляндии;

3) изучение памятников культуры, связанных с бессмертным эпосом.

 

 

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЭПОСА «КАЛЕВАЛА»

Ежегодно, двадцать восьмого февраля, отмечается День "Калевалы". Именно в тот день в 1835 году Элиас Леннрот, создатель этой не просто замечательной, а уникальной поэмы, скромно подписал инициалами "E.L." предисловие к ней, после чего рукопись передал в типографию. В 1835-1836 годах она вышла двумя книгами и очень скромным тиражом - 500 экземпляров. Однако Леннрот продолжал работать над поэмой еще четырнадцать лет. Окончательная версия эпоса была опубликована в 1849 году. К этому времени "Калевала" приобрела европейскую известность. В XX веке ее слава стала всемирной.[4]

Элиас Леннрот (9 апреля 1802-13 марта 1884). Крупнейший представитель финской культуры, выдающийся исследователь, карело-финского эпоса "Калевала" и языковед, врач по образованию. Родился в бедной семье деревенского портного.[5] Рано научился читать, и книги стали его верными друзьями на всю жизнь. Когда мать отрицательно отвечала на его просьбу дать ему хлеба (семья жила в постоянной нужде), он говорил: "Ладно, тогда я почитаю", и забирался с очередной книгой на дерево, где никто не мешал.[6]

По окончании школы возобновил учебу в области медицинских наук в университете (г. Хельсинки) и в 1832 окончил его. В начале 1833 Ленрот получил должность районного врача в Восточной Финляндии, в небольшом г. Каяни. Здесь он прожил 21 год, до конца 1853 - самый плодотворный период своей жизни.

В эти годы Ленрот выполнил огромную работу по собиранию фольклора и эпоса "Калевала", принесшую ему мировую известность. Ленрот совершил 11 поездок по Карелии. Эти путешествия совершал пешком, с ружьем и сумой за плечами, или в лодке как фольклорист и лингвист, однако его путевые записи - дневники и заметки, большей частью опубликованные, содержат обилие сведений географических и краеведческих: о путях и способах передвижения, ландшафте, озерах, реках, селениях, населении, его быте и промыслах, экономическом положении, обычаях, состоянии врачебной помощи и т. д. Некоторые из его краеведческих наблюдений не утратили своего познавательного значения. [7]

Он изучал языки карелов, вепсов, саамов. Леннрот написал в своей жизни много разных книг, брошюр, справочников, учебников. Главное дело жизни жизни Леннрота - конечно, "Калевала".

В первую поездку (1828) по русской Карелии он захватил частично Приладожье (Сортавала). За четыре месяца экспедиции по финляндской Карелии и губернии Саво Леннрот собрал материал на пять тетрадей сборника "Кантеле".Уже в этом издании в качкстве персонажей действовали Вяйнемейнен, Илмаринен, Лемминкяйнен и другие.

Только в 1832 году во время третьего путешествия Леннроту удалось дойти до деревень российской Карелии.

Очень удачной стала четвертая экспедиция Леннрота в 1833 году, когда он посетил северно-карельские деревни Войница, Вокнаволок. Важную роль в истории создания Леннротом "Калевалы" сыграла встреча с рунопевцами Онтреем Малиненом и Воассилой Киелевяйненом.

1834 год - год высшей удачи для Леннрота. В Ладвозере он встречает народного рунопевца Архипа Перттунена. И прежде и потом он слушал хороших сказителей, но равного Перттунену по знанию рун, по выразительности исполнения - никогда.[8]

Собранный во время этой поездки материал дал возможность для создания многогеройной поэмы. До этого Леннрот работал над поэмами об одном герое ("Лемминкяйнен", "Вяйнямейнен").

Новую поэму Леннрот назвал "Собранием песен о Вяйнямейнене". В науке она получила название "Перво-Калевала". "Перво-Калевала" содержала шестнадцать глав-песнопений. Уже в этой поэме был разработан главный сюжет.

Издав первую версию "Калевалы" в 1835 году, ее создатель продолжал поиск народных песен и работу над поэмой. Эта работа продолжалась еще четырнадцать лет. Теперь он достигает огромной творческой свободы. "Это поэт, чья память, мысль и воображение все время пребывают в действии". Эти слова о Леннроте написал в конце XIX века финский ученый, исследователь "Калевалы" Карл Крон. Еще дальше в подчеркивании величия Леннрота шел его ученик А.Алквист: "Он последний и величайший из творцов финского эпоса. Гомером которого его можно назвать по справедливости".

Это была так называемая "Старая Калевала", в книге пока еще только 32 руны. "Новая", в том виде, в каком она известна всему миру, выйдет только в 1849 году. В ней будет уже 50 рун. Новый вариант особенно обогатится заговорами (почти в каждой руне), лирическими и свадебными песнями.

В предисловии к варианту 1849 года Леннрот писал: "...вероятно, текст этого издания более не изменится, потому что, кажется, уже нельзя найти новых рун: все местности, где еще поют руны, тщательно исследованы".

"Калевала" - произведение эпохи финского национального пробуждения. По сути, это было первое крупное произведение финской литературы. Для финнов "Калевала" стала национальным эпосом, для карелов "эпосом народным".[9]

В России интерес к "Калевале" проявился в первые же годы после ее публикации. Впрочем, с карельскими рунами русские читатели были знакомы и раньше.

Попытки перевести "Калевалу" целиком предпринимались неоднократно, но долго никому не удавалось совместить точность перевода и эстетическую особость эпоса.

В 1888 году появился перевод Л. П. Бельского, более, чем все прежние, отвечавший - и поэтическим и научным запросам. Перевод этот получил высокую оценку.[10]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: