Шаг 4. Пишем основную часть




Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

 

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

 

Как может быть сформулировано задание С2?

 

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.

 

В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.

 

! В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.


Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

! Данная информация оглашению не подлежит.



Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013?

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.


Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием


Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

 

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания


Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

 

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

  • сформулировать позицию автора высказывания;
  • выразить своё отношение к ней.

 

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

 

  • автор анализирует
  • характеризует
  • рассуждает
  • отмечает
  • доказывает
  • сравнивает
  • сопоставляет
  • противопоставляет
  • называет
  • описывает
  • разбирает
  • подчёркивает
  • ссылается на...
  • останавливается на...
  • раскрывает содержание
  • отмечает важность
  • формулирует
  • касается
  • утверждает
  • считает, что...
  • и т.д.

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

 

  • действительно
  • на самом деле
  • не могу не согласиться с автором высказывания
  • я полностью согласен с...
  • вынужден согласиться с...
  • я разделяю точку зрения автора высказывания
  • я поддерживаю мнение автора
  • бесспорно мнение автора о том, что...
  • и т.д.

 


Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.

 

Шаг 4. Пишем основную часть


Основную часть можно начать следующими фразами:

 

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)


Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)


Докажем эту мысль на примерах из текста...


Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...

 

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

 

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

 

 

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

 

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например:

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых ", " во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

 

Шаг 5. Пишем заключение

 

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

 

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.


Начать вывод можно следующими словами и фразами:


Таким образом,...

Итак,...

Следовательно,...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: