Методические указания к практическому занятию по дисциплине
ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии»
Для студентов специальности 33.02.01 Фармация
Тема «Грибы, простейшие, вирусы (Титрование фага по Аппельману)».
Цель занятия: Изучить методику титрования фага по Аппельману.
Оборудование: пробирки, пипетки, груши, культура микробов, бульон, исследуемый фаг.
После выполнения практической работы студенты должны уметь:
- учитывать результат реакции титрования фага по Аппельману
Студенты должны знать:
- применение фагов;
-титр фага
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
ОК- 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результатом выполнения заданий.
План занятия
I. Входной контроль
II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме.
III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике
IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль
Ход занятия.
I. Ответьте на вопросы входного контроля:
1. Что такое фаги?
2. Какие фаги называются умеренными, а какими вирулентными?
3. Как получают фаги?
4.Где применение фагов?
II. Инструктаж к практической работе
Используя в работе методические указания изучите методику постановки реакции титрования фага по Аппельману и прочитайте результат реакции.
III. Самостоятельная работа студентов:
1. Изучить методику постановки реакции титрования фага по Аппельману.
1. В 12 стерильных пробирок наливают по 4,5 мл стерильного бульона.
2. Пробирки ставят в штатив и нумеруют от 1 до 10, на одной из оставшихся пробирок пишут «КК» (контроль культуры), на другой – «КФ» (контроль фага).
3. В десяти пробирках готовят последовательные десятикратные разведения фага от 10-1 до 10 -10. В 1-ю пробирку вносят 0,5 мл фага. Такое же количество вносят в пробирку контроля фага. Сменив пипетку, новой пипеткой тщательно перемешивают содержимое 1-й пробирки и переносят 0,5 мл его во 2-ю пробирку; 0,5 мл содержимого 2-й пробирки переносят в 3-ю и так далее до 10-й пробирки. Перемешав содержимое 10-й пробирки, 0,5 мл жидкости из нее выливают в дезинфицирующий раствор. Также поступают с содержимом пробирки контроля фага.
4. Во все пробирки, кроме пробирки контроля фага, вносят по 1 капле (0,05 мл) взвеси тест-культуры. Пробирки встряхивают. Во всех пробирках, кроме пробирки контроля фага, должна появиться слегка заметная муть.
5. Пробирки помещают в термостат на 18-20 ч, после чего учитывают результат на титрования.
Учет результатов обязательно начинают с контролей.
В Контроле культуры должно быть размножение бактерий – содержимое пробирки становится мутным. Это говорит о том, что взятая в опыт культура жизнеспособна. Если в пробирках с фагом культура не выросла, на нее подействовал фаг. Жидкость в пробирке с контролем фага должна остаться прозрачной.
Таблица 1. Схема титрования фага по Аппельману
Ингредиенты, мл | Пробирки | |||||||||||
опыт | контроль | |||||||||||
культуры | фага | |||||||||||
Бульон | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
Исследуемый фаг | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 0,5 | - | 0,5 |
Культура микроба | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | - |
Разведение фага | ||||||||||||
10-1 | 10-2 | 10-3 | 10-4 | 10-5 | 10-6 | 10-7 | 10-8 | 10-9 | 10-10 | -- | 10-1 | |
Пробирки тщательно встряхивают и инкубируют при 370С 18-10 ч | ||||||||||||
Результат | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | - |
Условные обозначения: + рост культуры, - отсутствие роста культуры.
Титр фага – это наибольшее его разведение (или наименьшее количество), которое подавляет рост тест-культуры в условиях данного опыта.
IV. Выходной контроль. Тестовый опрос.