Метроритмические ощущения.




Ощущения. Взаимодействие ощущений.

 

Ощущением называют психический познавательный процесс, в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные и ритмические ощущения.

Физиологическим аппаратом, с помощью которого возникают ощущения являются наши анализаторы (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).

 

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ:

 

· Чувствительность анализатора – это способность нашей психики к отражению свойств предметов с большей или меньшей точностью.

Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется минимальным (нижним) порогом чувствительности. И соответственно, максимальная сила, способная вызвать ощущения, верхним порогом чувствительности. Например, самый тихий звук, который может услышать человек и самый громкий звук.

· Способность к адаптации - выражается в привыкании анализатора при длительном воздействии раздражителя. (например, привыкание к темноте и способность через некоторое время различать предметы в темноте).

· Обладание инерцией последствия – после прекращения действия раздражителя, ощущения еще некоторое время сохраняются (например, при слуховых ощущениях после сильных звуков мы можем ощущать «звон в ушах»)

· Взаимодействие ощущений – ощущения редко действуют изолированно, в основном во взаимодействии. Взаимодействие ощущений протекает в 2-х основных процессах:

- сенсибилизация – повышение чувствительности одного анализатора в процессе взаимодействия с другим. (например, ощущения от прослушивания оперы будет более полным, если мы эту оперу будем не только слушать, но и видеть на сцене.)

- синестезия – взаимодействие ощущений, при котором, под влиянием одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого. (например, явление «цветного слуха» в музыке).

Слуховые, двигательные, ритмические ощущения.

Вся деятельность музыканта-исполнителя строится на 3-х больших группах ощущений. Это слуховые, двигательные и ритмические ощущения.

 

Говоря о слуховых ощущения имеют в виду виды музыкального слуха. Различные виды музыкального слуха связаны с дифференциацией очень тонких слуховых ощущений, которые развиваются в процессе целенаправленного обучения.

Различают следующие виды музыкального слуха, каждый из которых имеет свои специфические ощущения:

1.Звуковысотный слух, т.е. умение определять высоту звука. Он в свою очередь делится на абсолютный (т.е. умение определять высоту звука без опоры на предварительное звучание) и относительный (определение высоты звука с опорой на предварительное звучание, например, настройка или камертон). Абсолютный звуковысотный слух может быть активным (человек может воспроизвести любой звук голосом) и пассивным (не воспроизводит голосом).

Регулярные занятия сольфеджио помогут в развитии звуковысотного слуха.

 

2.Мелодический слух – целостное восприятие мелодии, а не отдельные ее звуки, следующие через определенные интервалы.

Развитие мелодического слуха связано с умением мыслить горизонтально и ощущать мелодию как нечто законченное, целое.

Для развития этого слуха можно порекомендовать проигрывание мелодии отдельно, без сопровождения, пропевание мелодии.

 

3. Полифонический слух - умение слышать в звуковой ткани движение одновременно 2-х и более голосов.

Развитию этого вида слуха помогут поочередное проигрывание каждого голоса полифонического произведения. Проигрывание голосов по парам.

 

4. Гармонический слух – музыкальный слух, ориентированный на созвучия (умение слышать звуки по вертикали).

Развитие:

- гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу исполнения в замедленном темпе.

- последовательное пропевание аккордов в мелодическом изложении.

- транспонирование пьес в другие тональности.

 

5. Тембро-динамический слух – слух по отношению к тембру и динамике. Тембровый слух лучше всего развит у оркестрантов, которые постоянно слышат звучание различных инструментов, накапливают богатые слуховые впечатления.

 

6. Внутренний слух – способность слышать и переживать музыку про себя, способность предслышать. Музыканту необходимо много внимания уделять развитию именно этого вида слуха. Для развития этого слуха очень полезен подбор мелодий по слуху, в различных тональностях.

 

Метроритмические ощущения.

 

 

Музыкальное переживание имеет не только слуховую, но и двигательную природу, т.е. всегда связано с различными движениями, как при исполнении музыки, так и при ее восприятии.

Метрические ощущения связаны с чередованием опорных и неопорных звуков.

К ритмическим ощущениям относят чередование различных длительностей.

Часто, особенно у начинающих музыкантов, игра отличается особой неритмичностью. Это связано с тем, что чувство ритма намного сложнее поддается развитию, чем слуховые ощущения. Можно выделить следующие причины неритмичной игры:

- неуравновешанность нервной системы, что связано с индивидуальными личностными качествами музыканта.

- отсутствие координации в руках и в пальцах, мышечные зажимы.

- отсутствие исполнительской дисциплины в игре.

Можно предложить некоторые упражнения для развития метроритма:

1.умение подстраивать свое исполнение под метроритм (жест дирижера, метроном)

2.вчувствование в ритм музыкального произведения

3. счет

Двигательные ощущения.

 

Говоря о двигательных ощущениях, имеют в виду способность к выполнению тонких, точных, быстрых движений.

Качественная и чистая игра связана с выработкой точных пространственных и мускульных ощущений. Двигательные ощущения связаны с памятью мышц о выполненных однажды действий. Именно поэтому важно при разборе допускать как можно меньше ошибок, чтобы в коре головного мозга откладывался именно правильный путь выполнения игровых движений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: