Общая характеристика факультативного курса краеведения




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

 

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

МО учителей начальных классов зам. директора Директор МБОУ СОШ № 35

Протокол от «___»________2012г. ______И.В.Голенищева _______А.В.Маслов

№____ «____»____________2012г. «____»___________2012г.

_________В.В.Парфенова

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По факультативному курсу краеведения

«Морянка»

Составитель: Третьякова Анна Александровна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 35.

 

 

Архангельск

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

1) пояснительную записку, раскрывающую статус документа, характеристику курса, цель его изучения, основные содержательные линии и место курса в учебном плане образовательного учреждения;

2) содержание курса краеведения с распределением тем и часов по классам (годам обучения);

3) тематическое планирование с конкретным распределением часов по темам разделов, а также основные виды деятельности обучающихся;

4) планируемые результаты освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка» обучающимися начальной школы;

5) список используемой литературы для освоения курса.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по факультативному курсу краеведения «Морянка» составлена в целях реализации содержания образования краеведческой направленности на ступени начального общего образования (регионального компонента начального общего образования Архангельской области), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях Архангельской области», с учетом методических рекомендаций по организации образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в 2012-2013 учебном году (в части реализации регионального содержания начального общего образования) и на основе Программы по краеведению «Морянка» для обучающихся 2-4 классов, разработанной ГОУ АОИППК РО.

Общая характеристика факультативного курса краеведения

Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру».

Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

 

Факультативный курс по краеведению «Морянка» несет в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством факультативного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

При разработке программы соблюден принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем – город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.

В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. Согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обуславливают ориентацию личности в системе ценностей. Изучение курса краеведения строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении, в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях, осознает ценность полученных знаний.

Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.

Цели курса: содействоватьформированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

Задачи курса:

· формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;

· формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Место факультативного курса краеведения в учебном плане образовательного учреждения

Факультативный курс краеведения «Морянка» рассчитан на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (по 1 часу в две недели или 0,5 часа в неделю). Общий объем времени на изучение курса составляет - 51 час за три года. Изучение начинается со 2-го по 4-й класс из учета времени, определяемого из части, формируемой участниками образовательного процесса, учебного плана образовательного учреждения при шестидневной учебной недели.

Оценивание обучающихся:

Знания и умения обучающихся, изучающих факультативный курс краеведения «Морянка», проверяются, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе диагностических материалов (приложение 1). Нецелесообразно выставление отметок обучающимся в течение всего периода изучения курса краеведения «Морянка».

 

 

Содержание факультативного курса краеведения «Морянка».

Класс – 17 часов

1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (2 часа)

История родного края. Понятие малой родины, ее судьба. Архангельская область. История родного города. Архангельск как областной центр.

2. Родом из Поморской славной стороны (2 часа)

Художественные ремесла родного края. Каргопольская игрушка, козули, Пермогорская роспись, Мезенская роспись, лоскутное шитье.

3. Славные поморы (2 часа)

Детские годы М.В. Ломоносова.

4. Мой Север, скупой чародей! (6 часов)

Времена года на Севере: осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера. Писатели, поэты о растениях и животных нашего края.

5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (5 часов)

Семья, фамилия, семейные традиции и праздники. Особенности Поморского календаря – энциклопедии народной жизни. Морские, речные пути; железная дорога; воздушные линии; шоссе. Дорога в космос. Значение двигательной активности в жизни человека. Подвижные народные игры Русского Севера.

Класс – 17 часов

1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (3 часа)

Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области.Древние города Севера: Холмогоры, Каргополь, Вельск, Сольвычегодск, Мезень, Архангельск, Нёнокса, Вавчуга.

2. Родом из Поморской славной стороны (6 часов)

Народный костюм Русского Севера. Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Знаменитые люди северного края: писатели, поэты и художники: Ф. Абрамов, С. Писахов, Б. Шергин, Н. Рубцов, А. Борисов и др.

3. Славные поморы (2 часа)

Годы учебы М. В. Ломоносова в Москве, Санкт-Петербурге, Марбурге и Фрейбурге.

4. Мой Север, скупой чародей! (4 часов)

Моря, омывающие Архангельскую область. Реки, озера родного края. Значение леса в жизни северян. Многообразие растений и животных лугов, болот. Значение лугов и болот. Охрана природы Архангельской области.

5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (2 часов)

Профессии основных отраслей хозяйства (лесная, рыбная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и др.). Занятия северян. Поморская трапеза. Особенности здорового питания на Севере.

Класс – 17 часов

1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (6 часов)

Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона. Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.). История Северного края: первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Петр 1 в Архангельске. Новодвинская крепость.

2. Родом из Поморской славной стороны (2 часа)

Каменное и деревянное зодчество: Соловки, Соловецкий монастырь, Малые Корелы.

3. Славные поморы (6 часов)

М.В. Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин. Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне. Знаменитые земляки. Известные люди родного города.

4. Мой Север, скупой чародей! (1час)

Природные богатства Архангельской области.

5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (2 часа)

Паспорт здоровья юного северянина.

 

 

Планируемые результаты освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка» обучающимися начальной школы.

В результате освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка» будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: