Соотношение познания и учения




Тема 1.6Обучение в целостном педагогическом процессе

1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Дидактика и какие проблемы она изучает. Общая и частная дидактика. Обучение как способ организации целостного педагогического процесса. Процессы познания и обучения. Логика процесса обучения

2. Функции и движущие силы процесса обучения

Образовательная функция. Воспитательная функция. Развивающая функция. Противоречия процесса обучения.

3. Виды обучения и их характеристика

Метод сократической беседы. Догматическое обучение. Объяснительно-иллюстративное обучение. Самостоятельное добывание знаний. Программированное обучение. Развивающее обучение. Проблемное обучение. Компьютерное обучение. Дистанционное обучение.

 

Обучение как способ организации педагогического процесса

Главными составляющими пед.процесса выступают обучение и воспитание. Их единство и взаимосвязь составляют одну из сущностных характеристик пед.процесса. вместе с тем и обучение, и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых имеет свою специфику, изучаемую определенной отраслю педагогической науки.

Отрасль педагогики, разрабатывающую теорию обучения, называют дидактикой (от греч. didactikos – поучающий, didasko – изучающий).

Дидактика – это отрасль научных знаний, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке

Различают (XVI –XVIIвв) «для обозначения искусства обучения». Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский (XVI-XVIIвв), издав в 1657г свой труд «Великая дидактика», под которым понимал «великое искусство всех учить всему».

Неизменными со времен Ратке остались 2 основные задачи дидактики: разработка проблем, поиск ответов на вопросы чему учить и как учить.

На современном этапе и теоретики и практики задумываются и над рядом других вопросов: когда, кого, для чего, сколько и где учить.

Таким образом, как педагогическая отрасль дидактика занимается разработкой следующих проблем:

1. Для чего учить (цели)

2. Кого учить (субъекты)

3. Какие стратегии наиболее эффективны (принципы)

4. Чему учить (содержание)

5. Как учить (методы обучения)

6. Как организовать обучение (формы организации)

7. Какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы и т.п.)

8. Что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)

9. Как проконтролировать и оценить результаты обучения.

Различают общую и частную дидактику. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания соответствующего учебного предмета.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Соотношение познания и учения

Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процессе с продуманной методикой и технологией
Процесс познания сложен и противоречив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями личности
Многое познается непосредственно Многие знания приобретаются опосредованно
Практика — источник и критерий истины Практика — способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обучаемого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельности Организация знаний обучаемого соответствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область

 

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таковдиалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: