Г.В. МОСКВИНА, Н.Н. ПУРЯЕВОЙ, Е.Л. ЕРОХИНОЙ




РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ФГОС В УМК ПО ЛИТЕРАТУРА

Ерохина Е.Л.

НОЧУ СОШ «ЮДЖИН-ЦЕНТР», МПГУ, г. Москва

lenusha@rambler.ru

 

Новый стандарт для основной школы, который вступит в силу в 2015 году, с одной стороны, требует от учителей полного пересмотра подходов к осуществлению образовательной деятельности и принципов ее организации, но с другой стороны, на наш взгляд, именно литературу как учебный предмет он практически не реформирует.

Поясню свою мысль.

Введение ФГОС – это переход от знаниевой к деятельностной парадигме. В отличие от ныне действующего стандарта, который устанавливал требования к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся, ФГОС определяет результат освоения основной образовательной программы в соответствии с личностными, предметными и метапредметными компетенциями учащихся, которые формируются путем реализации деятельностного подхода к обучению.

Но не является ли сказанное выше принципами преподавания литературы и для традиционной методики? Не эти ли особенности преподавания литературы, обусловленные спецификой учебного предмета, выделяли ее из ряда других учебных дисциплин, вызывали трудности, в частности, с разработкой формализованной проверки знаний в рамках ЕГЭ? Не оценивали ли мы всегда хорошего словесника как учителя, который не только передает информацию, но и развивает, воспитывает, учит профессиональному чтению и свободному владению устной речью?

Думаю, на все вопросы можно дать положительный ответ.

Поэтому, на наш взгляд, если учебник развивает подлинные традиции методики преподавания литературы в России, если в основу его содержания положены высокохудожественные тексты, а система заданий, ориентированная на учащихся с разным уровнем подготовки и разными психологическими особенностями, помогает организовать активную работу с текстом, то это и есть современный учебник, соответствующий требованиям нового стандарта.

Проиллюстрирую сказанное на примере УМКГ.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.

Эксперты, включившие учебник в новый федеральный перечень, отметили, что он полностью соотносится с Фундаментальным ядром содержания общего образования, определенным ФГОС. Авторам пришлось очень незначительно изменить содержательное наполнение учебника (разработанное почти десять лет назад). Методический аппарат указанного УМК с разработанной системой умений соответствует требованию формирования универсальных учебных действий.

 

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
воспринимать художественный текст
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного
владеть различными видами пересказа
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
выражать свое отношение к прочитанному
  выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев
  анализировать художественный текст
  сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев
    определять род и жанр литературного произведения
    характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств
    участвовать в диалоге по почитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
      выявлять авторскую позицию
        сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев
          самостоятельно анализировать произведения разных жанров
          проводить сопоставительный анализ произведений

 

Система заданий была дополнена, но не переработана. Кроме девяти типов заданий, изначально представленных в учебнике (задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание; вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание; вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, аргументировано отстаивать свою позицию; вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями; специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы; задания, развивающие речевые умения, особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе; задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации; специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу; творческие задания), теперь появились задания, выполняемые в паре (школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение); коллективные задания (формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его); рефлексивные задания (позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации). Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели. Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).

УМК реализует и сформулированные ФГОС основные задачи "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" посредством синетеза двух составляющих курса:

- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;

- деятельностной, реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.

Таким образом, на наш взгляд, современный учебник литературы – это учебник, продолжающий и развивающий лучшие традиции отечественной филологии, педагогики и методики, помогающий организовать общение между писателем, учеником-читателем, учителем, авторами учебника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: