РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ФГОС В УМК ПО ЛИТЕРАТУРА
Ерохина Е.Л.
НОЧУ СОШ «ЮДЖИН-ЦЕНТР», МПГУ, г. Москва
lenusha@rambler.ru
Новый стандарт для основной школы, который вступит в силу в 2015 году, с одной стороны, требует от учителей полного пересмотра подходов к осуществлению образовательной деятельности и принципов ее организации, но с другой стороны, на наш взгляд, именно литературу как учебный предмет он практически не реформирует.
Поясню свою мысль.
Введение ФГОС – это переход от знаниевой к деятельностной парадигме. В отличие от ныне действующего стандарта, который устанавливал требования к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся, ФГОС определяет результат освоения основной образовательной программы в соответствии с личностными, предметными и метапредметными компетенциями учащихся, которые формируются путем реализации деятельностного подхода к обучению.
Но не является ли сказанное выше принципами преподавания литературы и для традиционной методики? Не эти ли особенности преподавания литературы, обусловленные спецификой учебного предмета, выделяли ее из ряда других учебных дисциплин, вызывали трудности, в частности, с разработкой формализованной проверки знаний в рамках ЕГЭ? Не оценивали ли мы всегда хорошего словесника как учителя, который не только передает информацию, но и развивает, воспитывает, учит профессиональному чтению и свободному владению устной речью?
Думаю, на все вопросы можно дать положительный ответ.
Поэтому, на наш взгляд, если учебник развивает подлинные традиции методики преподавания литературы в России, если в основу его содержания положены высокохудожественные тексты, а система заданий, ориентированная на учащихся с разным уровнем подготовки и разными психологическими особенностями, помогает организовать активную работу с текстом, то это и есть современный учебник, соответствующий требованиям нового стандарта.
|
Проиллюстрирую сказанное на примере УМКГ.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
Эксперты, включившие учебник в новый федеральный перечень, отметили, что он полностью соотносится с Фундаментальным ядром содержания общего образования, определенным ФГОС. Авторам пришлось очень незначительно изменить содержательное наполнение учебника (разработанное почти десять лет назад). Методический аппарат указанного УМК с разработанной системой умений соответствует требованию формирования универсальных учебных действий.
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
воспринимать художественный текст | ||||||
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения | ||||||
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного | ||||||
владеть различными видами пересказа | ||||||
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением | ||||||
выражать свое отношение к прочитанному | ||||||
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев | ||||||
анализировать художественный текст | ||||||
сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев | ||||||
определять род и жанр литературного произведения | ||||||
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | ||||||
участвовать в диалоге по почитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения | ||||||
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения | ||||||
выявлять авторскую позицию | ||||||
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев | ||||||
самостоятельно анализировать произведения разных жанров | ||||||
проводить сопоставительный анализ произведений |
|
Система заданий была дополнена, но не переработана. Кроме девяти типов заданий, изначально представленных в учебнике (задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание; вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание; вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, аргументировано отстаивать свою позицию; вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями; специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы; задания, развивающие речевые умения, особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе; задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации; специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу; творческие задания), теперь появились задания, выполняемые в паре (школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение); коллективные задания (формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его); рефлексивные задания (позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации). Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели. Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
|
УМК реализует и сформулированные ФГОС основные задачи "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" посредством синетеза двух составляющих курса:
- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;
- деятельностной, реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.
Таким образом, на наш взгляд, современный учебник литературы – это учебник, продолжающий и развивающий лучшие традиции отечественной филологии, педагогики и методики, помогающий организовать общение между писателем, учеником-читателем, учителем, авторами учебника.